Три мудреца вступили в спор: кто из троих более мудр?

3,5K прочитали

Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность.

Он показал мудрецам 5 колпаков:

  • 3 черных и
  • 2 белых.

Затем прохожий предложил мудрецам закрыть глаза и после этого надел каждому по черному колпаку, а 2 белых спрятал в мешки.

Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность.

Затем прохожий разрешил открыть глаза и попросил ответить:

  • какого цвета колпак находится на собственной голове?
Тот, кто решит эту задачу, может считаться самым мудрым.
Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность.-2

Ответ к притче-загадке:

Каждый из мудрецов видит, что на головах его "коллег" по черному колпаку, т. е. 2 из имеющихся 3-х черных использованы.

Тогда каждый может выдвинуть две равноправные гипотезы:

у него на голове

  • черный колпак
  • или белый.

Очевидно! ))

Мудрец № 1 рассуждает так:

"Белых колпаков всего 2, значит тот мудрец, кто видит сразу 2 колпака, тут же догадается, что у него на голове черный и сразу скажет это.

Но никто не говорит.

Значит никто не видит сразу 2 белых колпака.

Далее:

если кто-то видит только 1 белый колпак (мой) и предполагает, что второй белый колпак на его собственной голове,

то значит сосед может видеть оба белых колпака, но он молчит.

Значит на мне черный колпак!

---

В притче критерием мудрости
считается
умение понять ход рассуждений и реакции другого человека.

Про что притча?

Про децентрацию, одно из важных понятий, позволяющих определить стадию развития интеллекта.

Именно развития! Это не врожденное свойство. Это навык, которому мы учимся по ходу жизни.

Децентрация и эгоцентризм

Эгоцентризм - невозможность встать на позицию другого. Человеку кажется, что его видение предмета, ситуации, единственно возможное.

Децентрация - способность произвести умственное, интеллектуальное усилие, чтобы представить ситуацию с точки зрения другого участника.

И дети не способны произвести такую операцию.

Их уровня развития интеллекта ещё не хватает, чтобы "оторваться" от своей реальности и мысленно переставить себя на другое место.

Классический тест на эгоцентризм

Перед ребёнком стол, на котором макет гор. А с другой стороны стола сидит кукла.

Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность.-3

Ребенок обходит стол, может рассмотреть ситуацию со всех сторон.

Также ему показывают фотографии каждой стороны, и он с легкостью определяет фото, на котором изображено то, что он видит сейчас.

Итак, на макет можно смотреть с 4-х разных сторон:

Вид 1
Вид 1
Вид 2
Вид 2

Все 4 варианта нарисованы на этой схеме:

Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность.-6

И ребенка просят:

- Покажи, пожалуйста, на фотографии, как видит кукла?

  • То есть ребёнка просят отвлечься от реальности, которая у него перед глазами,
  • и смоделировать ситуацию, представить её так, как видит другой (человек, кукла).

Но ребёнок не может. Это сложная интеллектуальная задача.

До определенного возраста дети не могу переставить себя на место другого человека и посмотреть на ситуацию с его позиции.

Ещё один известнейший тест на децентрацию

На бытовом уровне нам кажется, что при эгоцентризме человек поглощен собой.

Но вспомним, что эгоцентризм - это восприятие СО СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, как единственно возможной.

Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность.-7

И смотрите, как интересно, ещё в одном тесте на эгоцентризм маленького ребёнка (2-4 года) спрашивают:

- У тебя есть брат?

- Да.

- А у твоего брата есть брат?

- Нет.

Ребёнок забывает посчитать себя. Переставить себя на место брата, чтобы увидеть себя со стороны, что я тоже есть, и я тоже брат.

Чтобы смотреть на себя со стороны,
от себя тоже нужно оторваться.

Всё вижу со своей точки зрения, поэтому себя не вижу

Очень сложен реальный мысленный взгляд на себя со стороны. Это работа интеллекта на высоком уровне и это невозможно без развития самосознания.

  • Пока я слит с окружающий обстановкой,
  • пока я не отделяю себя от окружения,
  • меня тоже нет.
Чтобы осознать себя - мне нужно отделить себя от окружения.

И здесь я описала примеры познавательного эгоцентризма.

А ещё есть личностный эгоцентризм, когда мы не видим другую позицию уже в плане чувств и целей другого человека, как и свои чувства не особо осознаем.

  • Я "с головой" погружен в свои ощущения
  • и не могу от них оторваться, чтобы рассмотреть.

Поэтому очень помогает запись чувств, чтобы мочь их рассмотреть и осознать, как уже описывала в статье:

И конкретный пример личностного эгоцентризма подробно разбирала в статье про обиду, поэтому не буду повторяться:

Мы реже чувствуем всепоглощающий негатив и чаще имеем дело с понятными эмоциями, не требующими "заедания".

Почему?

Потому что мы смогли их рассмотреть.

  • Мы смогли осознать себя и свои выборы,
  • поэтому перестали быть марионеткой в руках судьбы, полностью слитой с окружающей обстановкой. У нас появляется свобода выбора. У нас появляемся мы сами.

И, самое главное для стройности, - у нас появляется сила воли. Потому что никакой силы воли не может быть, пока мы марионетки в чужих руках.

Тогда мы путаем свою силу и свою волю с необходимость терпеть чужое воздействие и подчиняться. Зажать себя - это не сила воли. Это рабство.

Разбирала в статьях:

Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.