Рефлекс свободы. Я сам. Похудение по принуждению вряд ли возможно

317 прочитали

Так много идет тем от читателей, что не успеваю писать статьи по всем вопросам.

Вот и сегодня, хотела рассказать про калькуляторы калорий и приводят ли они к каким-то проблемам с психикой, и как вообще возникают нарушения работы психики, а читательница поменяла мои планы.

В статье про желания и волю привожу пример ситуации:

Так много идет тем от читателей, что не успеваю писать статьи по всем вопросам.

Я подчеркнула и выпишу отдельно, чтобы внимание зафиксировало эти моменты:

  • от дочери требуется полное повиновение,
  • дочь борется,
  • ситуация длится несколько лет.

Мне кажется, что более однозначное описание трудно придумать.

На что к той статье пишутся комменты, я тоже их скопирую:

Так много идет тем от читателей, что не успеваю писать статьи по всем вопросам.-2
В этом рассуждении мне очень интересно:
упустила и всё, точка?
А дальше то как? Если мама что-то упустила, то ребенок на вечно остался ребенком?
Или стоит дать ему свободу, признать его взрослость, когда "упущение" обнаружено?

И я начинаю человека спрашивать:

Так много идет тем от читателей, что не успеваю писать статьи по всем вопросам.-3

Эта беседа мне очень напомнила ситуацию из видео, когда мама с дочкой пришли к психологу из-за лишнего веса дочки.

Я смогу. Я справлюсь. Нет, не справишься.

Канал КУБ KIDS, мама, дочь и психолог:

Так много идет тем от читателей, что не успеваю писать статьи по всем вопросам.-4

Такие семьи, как в этом примере, будут держать человека в состоянии беспомощности, и очень негативно реагировать на попытки найти своё место с жизни, стать самостоятельным, стать ценным в обществе.

Дочка находит институт, где бы ей хотелось бы учиться, но семья против.

Дочь говорит маме о причинах отказа от учебы (мин. 39:05):

- Вы мне говорили "Ты точно справишься? Ты точно справишься? Ты точно справишься?"

Сначала мама не хочет с этим соглашаться, но потом проговаривается:

- У меня только вопрос денег был, поэтому я отговаривала.

Смотрите, как интересно отговаривала - через удар по личности дочери:

  • ты не справишься.

Хотя сейчас заявляется другая причина – у нашей семьи нет денег на платное образование.

Так много идет тем от читателей, что не успеваю писать статьи по всем вопросам.-5

Дочь (мин. 39:22):

- У меня был прям такой заряд энергии, что я смогу. И я смогла. Родители даже не знали, что у меня собеседование сейчас идет. Прибегаю и говорю "Я прошла собеседование!"

Часто в таких семьях многое делается тайком, т.к. очевидно - поддержки не будет, а насмешки и отговаривания человеку не нужны.

Дочь (мин. 40:01):

- И все сначала обрадовались, типа молодец, а потом начали отговаривать типа "Зачем? Не надо. А точно ли ты готова? А может подумаешь?"
Но я уже решила это! Всё решила. Я готова. Но вот это давление меня остановило.

Мама часто искажает причины своих действий, о своих истинных целях не говорит, а дочь пытается указать на них. В чем её делают "ребёнком-дурочкой", что она не так всё понимает.

Но психолог точно расставляет акценты и задает вопросы, чтобы сделать взаимодействие более прозрачным.

Психолог пытается сказать маме о проблеме (мин. 41:02):

- Вы стали ей больше доверять, обращать внимание на её позицию?

Мама:

- Нет.

И правда, а зачем обращать внимание на чью-то позицию? Дальше мы увидим всю глубину такого мировоззрения.

Психолог продолжает говорить маме о способе выхода из ситуации:

- Для того, чтобы у человека появилась самостоятельность, надо дать ему чуть-чуть свободы. Весь диалог, который я слышу, ей (указывает на дочь) хочется попробовать и стартануть.
Так много идет тем от читателей, что не успеваю писать статьи по всем вопросам.-6
Мама:
- Очередной раз.

(сразу обесценивание)

И мой вопрос, а чего такого страшного в "очередном разе"? Дочь не должна делать попыток самостоятельной жизни?

Психолог:
- Дайте. Но полностью дайте под ответственность самостоятельную. Готовы такое сделать?
Мама:
- Нет. Вот сейчас она стала меняться, если ещё 2-3 месяца она будет идти в ту же сторону.
- Это условие?
- Да, условие.
- Если бы вам такое давали условие? Если вам дочка скажет, что если вы будете хорошей мамой 2-3 месяца, как она считает, я буду называть вас мамой.

Мама опешила от такого поворота. Она привыкла диктовать условия, а тут вдруг дочь будет её оценивать? Что за ерунда?

Так много идет тем от читателей, что не успеваю писать статьи по всем вопросам.-7

Мама:
- Мы всегда договариваемся.

Психолог:
- Это не договоренность.
- А что?
- Это условие.
- Мы все живем в каких-то условиях. Я живу также!
-
Мы говорим про свободу.
-
Я не знаю, что такое свобода, если ты не выполняешь своих обязанностей.
- Кто вам нарисовал обязанности?
- Мир. Жизнь.
- Где?
-
Но если мы будем жить так, как мы хотим
- Обязанности мыть пол?
- Да. В чистоте ЛЮДИ ДОЛЖНЫ жить
- Нет.
- А как они должны жить? В хлеву?
-
Как им нравится.
- Ну,
МНЕ так не нравится.
- Вот! Самое главное. Вам не нравится. А она тут причем (психолог указывает на дочь)?

Психолог:
- Это не договоренности, это не договориться.

Мама:
- А как это?
- Это повлиять.
- Пускай.

Мы увидели, как блокируются свобода и желания дочери.

А может ли мама признавать свои желания?

Обратите внимание,

  • психолог пытается вывести маму на фразу "Я ХОЧУ",
  • но мама продолжает рассказывать про каких-то "ВСЕХ ЛЮДЕЙ".

Почему так?

Потому что если ВСЕ чего-то делают, то и МНЕ МОЖНО. Уже как бы не моё личное желание, а ещё одна грань вынужденности.

  • У мамы запрещены собственные желания
  • и она блокирует развитие желаний дочери.

В курсе "7 шагов к стройности" я это называю "воровать Деятеля", рассказываю подробно на шаге 1.

Грубо говоря,
человек с запретом на СВОЮ свободу хотеть,
будет "воровать" свободу ДРУГИХ.

Кстати, посмотрим на другой коммент читательницы, с переспики с которой я начала эту статью и которая меня убеждала в каком-то "упущении" ребёнка вместо слово "блокировка":

Так много идет тем от читателей, что не успеваю писать статьи по всем вопросам.-8
  • та же самая невозможность сказать напрямую "Я хочу жить",
  • вместо этого обращение "ко всем людям", и наделение личной активностью "жажду жизни". Такой отдельный персонаж у нас появился "жажда жизни", а я не при чем, я опять не участник процесса.

Не напоминает ситуацию "меня побеждает булочка", а не я выбрала её съесть? Такая неожиданная личная активность неодушевленных булочек вместо признания своих действий и своих желаний.

Про "победу булочек" в статье, под которой и была эта переписка:

Возвращаясь к видео:

Мама делает вид, что нет разницы между тем, чтобы

  • договориться
  • и повлиять.

Это и понятно, ведь договариваться возможно только с кем-то вторым, нужно УВИДЕТЬ собеседника, ПРИЗНАТЬ его наличие, его ПРАВО с чем-то не согласиться, о чем-то думать по-другому.

Также мама знает о своем постоянном давлении на девочку, и считает это нормальным, не требующем изменений.

Психолог приводит аргументы, говорит о причастности мамы к ситуации с полнотой дочери, на что мама возмущается:

- Причина во мне?
Психолог:
- Причина в действии в её сторону.
Так много идет тем от читателей, что не успеваю писать статьи по всем вопросам.-9
Мама, мин 44:28
- Мне тогда надо изменить весь мой большой мир!

(возмущение)

То есть в мире этой женщины общение возможно только через давление и отсутствие других людей как самостоятельных личностей.

Мама:
- Я не готова это делать.
Психолог:
- Вот. Это уже другой вопрос. А когда вы будете готовы?
- Я к моему миру шла долгие годы! Это мой мир, который я строила.
- А у неё (психолог показывает на дочь) есть свой мир?
Психолог настаивает:
- У неё есть свой мир?
Мама:
- Она была частью моего мира.

Это классический ответ, когда ребёнок воспринимается не как отдельная личность, со своими желаниями, мыслями, чувствами, а как собственное (нарциссическое) продолжение родителя – она моя часть, а значит я буду распоряжаться ею как хочу, как неодушевленной вещью, конечно же, без собственных чувств, желаний.

Будь идеальной, радуй меня, чтобы я гордилась и восхвалялась, про свои чувства забудь, ведь их не существует.
Будь идеальной, радуй меня, чтобы я гордилась и восхвалялась, про свои чувства забудь, ведь их не существует.
Психолог опять настаивает:
- У неё (у дочери) есть свой мир?
Мама:
- Сейчас появляется.
Психолог про дочь:
- Потому что она дистанцируется. Отпустите её в её мир.
Дочь:
- Он у меня всегда был.

Естественно!

У любого человека есть свой мир чувств, желаний, мнений и т.д. Это даже странно обсуждать. Но для мамы это новость, с которой она никак не готова смириться.

Рефлекс свободы

- это термин, который ввел Иван Петрович Павлов, учёный-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, первый российский лауреат Нобелевской премии (по медицине 1904 года "за работу по физиологии пищеварения").

И.П. Павлов наблюдает за ходом эксперимента
И.П. Павлов наблюдает за ходом эксперимента

Иван Петрович был далек от психологии, работал в другой научной дисциплине. Что не помешало американцам взять его идеи об условном рефлексе и создать огромную психологическую школу - бихевиоризм (от англ. behavior - поведение).

А дальше оно развилось до КБТ - когнитивно-поведенческая или когнитивно-бихевиоральная терапия (от англ. cognitive behavioural therapy).

Сейчас КБТ - победоносно шагает по планете, как направление, доказавшее своё лидерство. А в основе - идеи нашего дорогого и глубоко уважаемого Ивана Петровича Павлова.

Приятно :-)

Почему И.П. Павлов создал термин "рефлекс свободы"

Для изучения пищеварения, за что И.П. Павлов и получил Нобелевскую премию, собак помещали в станок.

Так много идет тем от читателей, что не успеваю писать статьи по всем вопросам.-12

И собакам это очень не нравилось. Они старались освободиться, вырывались, пытались сбежать.

Причем, никакого привыкания не вырабатывалось и собака также стремилась выбраться из станка и через месяц.

Собаки с их хранителями на физиологическом факультете Императорского института экспериментальной медицины, Санкт-Петербург
Собаки с их хранителями на физиологическом факультете Императорского института экспериментальной медицины, Санкт-Петербург

Когда же собак отпускали из станка, они никуда не уходили, а сворачивались клубочком у ног хозяина.

Собаке не нравилось, когда блокировалась её свобода, когда она НЕ МОЖЕТ выбирать САМА.

Что такое свобода

Свобода - это осознание того, что человек может жить САМ, "здесь и теперь", по собственному выбору (К. Роджерс).

"Я САМ" - ключевое в данном определении, и ребёнок громко об этом заявляет в кризисы 1 года, 3-х, 7-ми лет и подростковый кризис.

Взаимное уважение - это когда существуют оба человека,, где интересы каждого слышимы и учитываются.
Взаимное уважение - это когда существуют оба человека,, где интересы каждого слышимы и учитываются.

Очевидно, что в 1 год ребёнок мало что может сам.

Взрослому человеку не трудно это семечко растоптать, и зафиксировать человека в детской позиции. Последствия будут грустные, о чем тоже недавно писала:

Живому существу необходима свобода, как обязательное условие выживания:

  • как возможности спрятаться, при необходимости
  • как возможности найти еду
  • как возможности найти партнера для размножения
  • как возможность исследовательской деятельности
  • и т.д.

Свобода

- обязательное условие жизни для сложных организмов,

  • которые должны САМИ нарабатывать СВОИ программы действий.

Сейчас физиологи говорят о потребности в свободе

Замена Павловского слова "рефлекс" на слово "потребность" - это дань времени.

За 100 лет произошло значительное уточнение терминов, и сейчас мы говорим о рефлексах, инстинктах, потребностях как о разных явлениях.

---

А ещё, для улыбки, приведу цитату из лекции по истории психиатрии.

Фраза кажется настолько дикой и странной, что я вынуждена оговорить - эти лекции читались в МГУ зав. кафедрой пато- и нейропсихологии.

Даже решила разместить фото с лекции в подтверждение своих слов.

Было такое в истории человечества "заболевание", называлось "синдром Картрайта" - патологическое и иррациональное стремление рабов стать свободными (2-ая строчка).

Так много идет тем от читателей, что не успеваю писать статьи по всем вопросам.-15
Так и хочется написать по аналогии:
патологическое и иррациональное стремление детей стать взрослыми,
то есть свободными и самостоятельными :-)

---

То, что нельзя похудеть по принуждению, по внешнему давлению, разбирала в статье:

Воля - это осознание своих желаний.

Нет ваших желаний - забудьте о воле.

Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.