В 1943 году Андрей Николаевич Семенов командовал 581 стрелковым полком. Это был человек пятидесяти лет, среднего роста, с высоким открытым лбом и пепельными волосами. По его глазам было видно, что он обладал проницательным умом, а обаятельная улыбка выдавала в нем хорошего человека. Присутствующие в первых минут угадывали в нем военного профессионала.
Входить в каждую мелочь
Штабные его обожали и весь полк гордился свои командиром. Почему, догадаться было не трудно. Он знал всех и каждого среди подчиненных. Солдату он был родным отцом. Для Андрея Семенова не существовало мелочей, он вникал во все подробности боевой жизни и быта солдат. Он никогда не кричал, не делал назиданий, но при каждом удобном случае старался беседовать с рядовыми бойцами. А если и доводилось комполка выйти на время из себя, то распекал он провинившихся одними и теми же словами:
"Тиква ти зеленая! Чудак ти такой!"
Но люди не обижались, зная его отходчивость и справедливость.
С офицерами Семенов вел себя как старший товарищ. В перерывах между боями воспитывал свой штаб, стараясь привить необходимые навыки "скороспелым офицерам военного призыва".
Особое чутье
Семенов отличался храбростью. Он часто возглавлял ночной поиск, а в трудную минуту лично поднимал солдат в атаку. С начальством он был бескомпромиссен. Из-за этого находился у командира дивизии на плохом счету.
Андрей Николаевич "обладал редким даром вождения войск", - вспоминал Владимир Этуш, служивший под его началом. - Накануне он подробно изучал карту незнакомой местности и потом безошибочно ориентировался на ней, даже ночью, приводя свой полк после двадцати-тридцати километрового марш-броска по бездорожью военного времени точно в заданный район".
Андрей Семенов или Янко Митев
Однажды Семенова сняли с командования полком, и больше его никто не видел. Прошло много лет. Владимир Этуш находился с театром им. Вахтангова в Болгарии на гастролях и неожиданно получил письмо из города Карлово от Янко Митева. Оказалось, что это никто иной, как Андрей Николаевич Семенов.
В полку все знали, что их командир - болгарский революционер, приговоренный на родине к смерти и эмигрировавший в СССР. Через тридцать четыре года, в 1978 году, Этуш и Митев (Семенов) встретились. Бывший комполка поведал историю о том, как в 1937 году его арестовали и долго и мучительно допрашивали. Следователи сменялись каждые шесть часов и так в течение суток. Арестованному не разрешалось сидеть, отчего у него сильно отекали ноги и руки... Инкриминировали шпионаж. Потом выпустили, а когда началась война, вышел приказ - всех иностранцев из армии убрать.
P.S.
Этуша удивило вот что, "несмотря на несогласие с режимом, при котором его сажали, допрашивали, - пишет в своих мемуарах артист, - притесняли, его, человека, приехавшего в чужую страну служить ее идеалам, - он называл себя "сталинистом". Владимир Этуш не нашел, чем это объяснить.
Но я уверен, что среди подписчиков и читателей канала ИстПросвет найдутся светлые умы, способные объяснить этот парадокс. Так что пишите комментарии, весьма любопытно будет почитать.
Источник: Этуш В. И я там был
О неточностях и опечатках сообщайте автору