Найти в Дзене

В Самару! Башня, фотоателье и иконописная мастерская дома Натальичевой - Мусатова

О первой хозяйке усадебного места, имеющего нынешний адрес Чапаевская, 157 известно, что звалась она Екатериной Алексеевной Натальичевой, принадлежала к сословию самарских мещан и в августе 1863-го года получила от городской Управы разрешение построить на усадьбе каменный флигель, каменную баню и деревянные нежилые службы, что в скором времени и сделала.

Для исторического здания цвет слишком "вырвиглазный"
Для исторического здания цвет слишком "вырвиглазный"

Следующий собственник – мещанин Василий Семенович Васильев – в 1894-м году достроил усадьбу выходящим на улицу одноэтажным каменным домом по «образцовому проекту», и других следов в истории города не оставил.

Пять лет назад фасад выглядел так
Пять лет назад фасад выглядел так

Зато третьим владельцем домового места на тихой Николаевской в 1895-м стал человек уже довольно известный. Мещанин города Хвалынска Саратовской губернии Петр Павлович Вепрейский, перебравшись с семьей в Самару, 25-го сентября 1895-го года получил в губернаторской канцелярии Свидетельство за № 3403 об открытии фотографического салона. Значился в городских справочниках как «Владелец фотографии в собственном доме на Николаевской» .

Окно эркера отличается формой и пропорциями, но имеет тот же декор с трехсторонним наличником с объемными резными деталями, прямой сандрик так же украшен резным акантовым листом
Окно эркера отличается формой и пропорциями, но имеет тот же декор с трехсторонним наличником с объемными резными деталями, прямой сандрик так же украшен резным акантовым листом

Помимо изготовления фотопортретов горожан, сотрудничал с городскими властями, покуда в июне 1898-го года не направил в канцелярию Самарского губернатора заявление «О приостановке фотографических работ в связи с болезнью своей». 21-го августа того же года дворовое место Вепрейского перешло в собственность нового хозяина, прежний же отбыл в Чистополь.

Первый этаж - наследие "образцового проекта". Профиль тянутых наличников повторяет межэтажный карнизный пояс
Первый этаж - наследие "образцового проекта". Профиль тянутых наличников повторяет межэтажный карнизный пояс

Новым и четвертым по счету владельцем стал бузулукский мещанин Алексей Яковлевич Мусатов – известнейший самарский художник - иконописец. Место фотоателье заняла его собственная иконописная мастерская, славившаяся на всю губернию. Помимо иконописи, мастерская принимала заказы на изготовление иконостасов и роспись церквей.

Фотосалон П.П. Вепрейского находился на первом этаже  собственного дома
Фотосалон П.П. Вепрейского находился на первом этаже собственного дома

4-го октября 1901-го года А.Я. Мусатов подал прошение на надстройку второго деревянного этажа на существующем каменном доме и пристройку к нему деревянных сеней, и через год окладные ведомости облагали налогом на недвижимость уже двухэтажный «полукаменный» дом.

Можно предположить, что на фото - жители соседних домов
Можно предположить, что на фото - жители соседних домов

Над первым этажом с гладко оштукатуренными стенами, плоскими угловыми пилястрами и лучковыми окнами, обрамленными тянутыми наличниками, поднялся оформленный деревянным рустом второй этаж. Широкие оконные проемы с оригинальной расстекловкой обрамлены деревянными наличниками с геометрической резьбой, причем надоконные сандрики декорированы не традиционной имитацией замковых камней, а высокохудожественными резными элементами в виде акантовых листьев. Кстати, точно такие же резные листья на месте надоконных замковых камней мы видим на фасаде особняка Осипа Гиршфельда, спроектированного Г. Мошковым.

"Гирьки" в нижней части эркера напоминают раскрывающиеся бутоны
"Гирьки" в нижней части эркера напоминают раскрывающиеся бутоны

Над парадным входом в уроне второго этажа появился эркер с большим прямоугольным окном, поддержанный мощными кронштейнами с накладной резьбой и акцентирован треугольным фронтоном. При этом фронтон ,приподнятый над венчающим карнизом, создал запоминающийся композиционный акцент в виде стилизованной башни. Нижняя часть эркера декорирована замечательными объемными деталями в виде гирек, над проемом парадного входа – прямоугольная ниша с филенками.

Эркер-башенка
Эркер-башенка

Венчает здание профилированный карнизный пояс, выполненный «под камень». Благодаря запоминающейся пластике объема и красочным деталям небольшой особнячок в стилистике, по словам В.Г. Каркарьяна, «неоклассицизма эпохи модерна» можно считать одним из лучших образцов эклектики в городе.

Художник Григорий Алексеевич Мусатов
Художник Григорий Алексеевич Мусатов

В семье Алексея Яковлевича Мусатова и его супруги Элеоноры Клеофасовны Миклошевич росли пятеро сыновей и дочь. Старший сын Михаил стал инженером, дочь Екатерина - учительницей, Николай и Константин продолжили семейное иконописное дело, а Александр с Григорием стали «светскими» живописцами.

Первый этаж занимала иконописная мастерская хозяина
Первый этаж занимала иконописная мастерская хозяина

Европейскую известность получил Григорий Мусатов, в 1917-м году вихрями революции заброшенный в Чехословакию. Активно участвовал в местной художественной жизни, выставлялся в Праге, Риме, Париже. Творчество его считается автобиографичным. Картины сравнивают с мемуарным альбомом, в котором воплощены образы покинутой России .

Григорий Мусатов, "Стенька Разин"
Григорий Мусатов, "Стенька Разин"

Участь оставшихся в Самаре родственников оказалась трагической. В марте 1919-го в городе начались очередные волнения, а поскольку иконопись после революции стала занятием опасным, семья решила временно перебраться в Рождествено, где имела дом и пчельник. Ночью 17-го марта неизвестные грабители напали на дом Мусатовых. Глава семьи Александр Яковлевич, сын Александр с женой и семья сторожа были убиты, после чего дом и пасека сожжены.

Г. Мусатов, "Солдат и его возлюбленная"
Г. Мусатов, "Солдат и его возлюбленная"

Григорий Мусатов, проживающий в Праге и принявший чехословацкое гражданство, в начале Второй мировой войны обратился в советское консульство за разрешением на возвращение в СССР – но получить ответ не успел. 22-го июня 1941-го, в день нападения Германии на Советский Союз перенес инфаркт, после которого уже не оправился.

Боковые окна эркера так же оформлены наличниками с замковым камнем в виде листа аканта
Боковые окна эркера так же оформлены наличниками с замковым камнем в виде листа аканта

Вернувшись из больницы, приступил к работе над триптихом «Мобилизация», «Капитуляция», «Освобождение», но, успев написать несколько эскизов, в ноябре 1941-го скончался. Крупнейшее собрание работ Мусатова находится в Национальной галерее в Праге, многие произведения - в частных коллекциях Европы и США.

Г. Мусатов. "Мальчик со змеем"
Г. Мусатов. "Мальчик со змеем"

Особняк на Чапаевской, 157 в 1922-м году вошел в списки муниципализированных, до сих пор служит жилым домом

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете