О Сергее Есенине, в том числе о его детстве, оставлено множество воспоминаний. Сегодня узнаем, как сам Есенин описывал свое воспитание. Для этого воспользуемся его автобиографией, опубликованной в 1922 году, в Берлине, в журнале «Новая русская книга» №5.
"Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости."
У исследователей вызывает сомнение, что его отца можно было назвать "крестьянин". Александр Никитич (так звали отца) с детства был певчим в церковном хоре. А в 12 лет его отправили работать в Москву, помогать в мясной лавке. А в 18 лет, когда он уже работал старшим приказчиком, он женился на будущей матери Сергея Есенина.
"С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство."
Короче, когда Сергей "был отдан на воспитание", после серьезной ссоры и разъезда родителей, дед уже не был зажиточный: зарабатывал разгрузкой вагонов на станции. И поэтому отправил Татьяну на заработки, которая по три рубля в месяц присылала отцу за Сережу. А вот отец Сергея продолжал работать приказчиком и высылать деньги своей матери. Ну и вот как об этом рассказывала сестра Сергея Есенина, Александра:
"Чтобы не быть обузой, мать оставила Сергея дедушке, а сама ушла на заработки. В это время дедушка наш был уже разорен. Две его баржи сгорели, а другие затонули, и все они были не застрахованными»
Дядья Есенина по матери - Титовы: Иван Федорович (1876-?), Александр Федорович (1882-1935), Петр Федорович (?). Есенину 2 года, значит это 1897 год, Ивану - 21 год, Александру - 15 лет, Петру и того меньше.
"Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку."
Верховая езда развивает физическую выносливость, волю, логику, активность и личность наездника. Короче, воспитывали здорового мужика.
"Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное."
Воспитание воли к победе, выносливость, держаться на воде, умение плавать.
"После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду."
Ну вот научили плавать - стали учить ловкости и гибкости, нырять и лазить по деревьям. Унижая учили быть собранным, скромным, смиренным; не быть самоуверенным и гордым. Да еще и зарабатывать. Ничего, что тело в синяках, зато характер становился железным.
"Средь мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь! Он так будет крепче".
Коновод, - это по смыслу Есенина, - вожак, зачинщик. «Во всяком подобном деле всегда являются зачинщики и коноводы.» Ф.М. Достоевский.
Из вожаков и драчунов, как правило получаются, люди, которые могут постоять за себя, обладают сильной волей, хорошо управляют собой, управляют другими. Обычно такие люди предрасположены к хорошим возможностям адаптации в условиях стрессовых нагрузок.
"Бабушка любила меня изо всей мочи и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе."
Постоянный уход за телом и гигиена позволяли воспитывать ответственное отношение к своему организму и избавиться от вредных микроорганизмов, вызывающих болезни.
"По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и, чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки: две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку."
Такие обстоятельства развивали находчивость и предприимчивость , а игра в свинчатку, то есть в бабку, залитую свинцом развивала ловкость и финансовую грамотность, не случайно ведь на сленге "бабки" - это деньги.
"Так протекало мое детство."
Постскриптум: Писатель Владимир Рындзюн (певдоним А. Ветлугин), в 1922 году выехавший в США как переводчик и секретарь Сергея и Айседоры Есениных-Дункан в 1926 году в воспоминаниях написал:
«О своем детстве и отрочестве Есенин рассказывал много, охотно и неправдоподобно»
А что вы будете применять для воспитания своих детей или внуков?