Найти тему
Просвет

«Бегущий по лезвию» Вангелиса. Музыка будущего — из прошлого в настоящем.

Оглавление

«Бегущий по лезвию» Вангелиса. Музыка будущего — из прошлого в настоящем.

В 1981 году вышел «Бегущий по лезвию» – фантастический фильм Ридли Скотта по роману Филипа Дика «Мечтают ли андройды об электроовцах?». Сейчас лента считается культовой классикой, но в 80-х было сложнее.

Постер к фильму
Постер к фильму

Фильм имел смешанные отзывы кинокритиков: некоторым не понравился темп повествования и то, что ради спецэффектов сюжет сместили на второй план. Другие же увидели сложность ленты и посчитали, что «Бегущий по лезвию» способен выдержать испытание временем.

Кинолента была холодно встречена публикой. Вселенная, которую создал Ридли Скотт оказалась непонятной для зрителя 80-х и была им проигнорирована – фильм провалился в кинопрокате. Интерес к нему появился только после выхода режиссерской версии на кассетах в 1992 году.

Зрители и критики выделили звуковое сопровождение фильма, которое написал Вангелис. Электронные звуки и атмосферные дорожки передавали футуристичность происходящего и удерживали зрителя в напряжении. Работа греческого композитора была столь выдающейся, что в 1983 году ее номинировали на премии «BAFTA» и «Золотой глобус» в категории «лучший саундтрек».

Расскажем подробнее о ленте и ее музыкальном сопровождении.

О фильме

«Бегущий по лезвию» рассказывает о мире будущего. В нем человек для облегчения жизни создал репликантов — подобных себе существ, которые умирали через 4 года от момента создания. Некоторые из них не хотели тратить «отведённое» время на человеческие поручения и выходили из под контроля. Для поиска и уничтожения таких репликантов существовали специальные детективы, которых называли «бегущими по лезвию».

Один из разыскиваемых репликантов — Рой Бати — в исполнении Рудгера Хауэра
Один из разыскиваемых репликантов — Рой Бати — в исполнении Рудгера Хауэра

В центре сюжета Рик Декард – «бегущий по лезвию» из отдела полиции Лос-Анджелеса. Он разыскивает четырех репликантов, которые вышли из под контроля и стремятся найти своего создателя, у которого надеются узнать способ продления их короткого жизненного цикла.

Молодой Харрисон Форд в роли Рика Декарда
Молодой Харрисон Форд в роли Рика Декарда

Сюжет «Бегущего по лезвию» затрагивает важные вопросы: что есть жизнь и человечность, кого можно считать человеком, допустимо ли рабство в обществе будущего и может ли создатель быть менее гуманным, чем его создание. Фильм Скотта не отвечает на них: режиссер оставил открытый финал и дал возможность зрителю найти ответы самому.

О музыке. Процесс создания

До Вангелиса никто не использовал синтезаторы и электронные эффекты в кино в таком количестве: в каждой композиции «Бегущего по лезвию» использовались синтетические звуки. Саундтрек композитор сочинял в домашней студии, где полностью контроллировал все этапы создания музыкального сопровождения.

Вангелис за работой, конец 70-х
Вангелис за работой, конец 70-х

Вангелис не владеет нотной грамотой, потому его подход к созданию композиций для кино интуитивен: он просматривает сцены фильма на экране и выражает визуальные впечатления при помощи музыки. В одном из интервью Вангелис описал метод работы:

«Сначала я выстраиваю основную мелодическую линию, затем добавляю звуки струнных или духовых там, где это представляется необходимым. Моя партитура пишется не на бумаге, а на магнитной пленке. Я делаю музыку поэтапно, «слоями», с помощью электронных синтезаторов и акустических эффектов»

Во время работы над саундтреком и озвучиванием картины Ридли Скотт приходил в студию Вангелиса чтобы обсудить общую работу и музыкальные идеи. Иногда Скотт в студии просматривал целые сцены с новой музыкой. Вангелис рассказал, зачем это было необходимо:

«Как правило, я предпочитаю не читать сценарий того фильма, для которого делаю музыку, потому что я хочу сохранить свои самые первые впечатления от визуальных образов. Я считаю, что такой метод более эффективный и интересный. Этот фильм не стал исключением, я начал сочинять музыку, как только увидел его первые эпизоды».

Для создания саундтрека «Бегущего по лезвию» греческий композитор задействовал около 10 синтезаторов. Больше остальных использовались Yamaha CS-80 и Roland VP-330 VocoderPlus — нынешняя ретро электроника.

Помимо современных электронных инструментов, Вангелис использовал технологию синтеза звука, которая появилась в начале 80-х -- сэмплирование. С ее помощью греческий композитор записывал арфу, перкуссию и другие акустические инструменты и использовал в своих сочинениях.

О музыке. Основная тема и Песня Рейчел

Для фильма Вангелис сочинил 12 композиций. В некоторые из них Вангелис добавлял реплики и диалоги персонажей, в другие – звуки из их окружения. Это позволило создать столь цельную звуковую картину киноленты, что отличить музыкальное сопровождение от звуков внутри фильма практически невозможно.

Одной из ключевых композиций «Бегущего по лезвию» является «Основная тема» (Main Title). В фильме она используется в самом начале во время демонстрации футуристического Лос-Анджелеса и в сценах расследования. Дорожка хорошо передает атмосферу чарующего и, одновременно, пугающего мира будущего.

«Основная тема» состоит из эмбиентовых эффектов, которые дополняются голосом Декарда в исполнении Харрисона Форда и синтетическими звуками, которые имитируют оборудование детектива. Ближе к концу произведения синтезированные звуки сливаются в массив и создают что-то похожее на гимн – так Вангелис обозначил восторг перед технологиями будущего.

Другой важной композицией фильма является Песня Рейчел (Rachel Song) – трек длиной в 5 минут, части которого можно встретить на протяжении всего фильма. Эта композиция олицетворяет главную героиню фильма, которая не догадывается о своём искусственном происхождении. Нежная и, в то же время, эфемерно-абстрактная композиция демонстрирует шаткое внутреннее состояние Рейчел и душевные метания в попытке найти ответ на вопрос: кто она — репликант или человек?

Для создания этой дорожки Вангелис пригласил валийскую певицу Мэри Хопкин. Греческий композитор совместил ее голос с электронными звуками, которые расположены в определенной последовательности. Эмоциональный женский вокал на фоне «механизированных» синтетических эффектов символизирует настоящие переживания у репликанта. Так Вангелис усилил сопереживание зрителя и помог режиссеру в постановке одного из главных вопросов – что есть жизнь и человечность.

О музыке. «Тема любви» и «Истории будущего»

«Тема любви» (Love Theme) делает понятие человечности в этом фильме еще более неоднозначным. Композиция звучит в сцене поцелуя Рейчел и Декарда и их первой ночи.

В «Теме любви» Вангелис задействовал синтезаторы, электрогитару и акустический саксофон в исполнении джазового музыканта Дика Морисси (ссылка). Размашистая партия саксофона перекрывает все синтетические эффекты – так Вангелис показал размытие границ между настоящим и искусственным и обозначил взаимную любовь человека и репликанта.

Важную роль в фильме сыграла композиция «Истории будущего» (Tales Of The Future). Она используется в сцене, когда Декард посещает рынок и восточный клуб. Арабские вокальные приемы и музыкальные мотивы помогают режиссеру раскрыть особенности общества будущего, где высокотехнологичное и новое существует рядом с древним и традиционным.

В «Историях будущего» партию вокала исполнил старый друг Вангелиса Демис Руссос: они вместе начинали музыкальную карьеру в рок группе
сопровождается вокалом давнего друга и коллеги Вангелиса по «Aphrodite’s Child». Руссос напевал несвязные арабские слова, которые запомнил с детства – первые годы жизни он провёл в Египте. При прослушивании трудно поверить, что два греческих музыканта смогли создать столь колоритную восточную зарисовку.

Отголоски в настоящем

Этим саундтреком Вангелис показал всю мощь электронного звучания и навсегда изменил OST жанр. Благодаря греческому композитору синтезаторы, а в будущем и секвенсоры, перестали казаться чем-то экспериментальным. По сути, Вангелис своей музыкой обозначил простую истину: из любого звука и приема при правильном подходе можно сделать произведение искусства. Конечно, без таланта и уникального видения в сочинительсве и композиции никак. Но табуирование больших массивов электронной музыки в киноиндустрии прекратилось как раз после выхода «Бегущего по лезвию».

Влияние саундтрека Вангелиса ощущается и сейчас. Для большинства фильмов музыка пишется на электронных инструментах или вовсе на секвенсорах с записанными звуками. И дело не только в цене или легкости написания композиций. Суть в том, что такой подход дает неограниченное поле для экспериментов и воображения, отрывает от привычного набора звуков и инструментов и дает необходимый для творца простор и широту мысли.

Прикрепили ниже плейлист со всеми композициями из фильма для тех, кто захочет послушать целиком весь саундтрек.