Нам пока не удалось обнаружить жизнь вне Земли. Так где же все?
Новый анализ предлагает альтернативное решение этой проблемы, известной как парадокс Ферми: возможно, нам просто не терпится получить результат. Возможно, учитывая множество миров, которые потенциального можно изучить, инопланетные цивилизации, скорее всего, подождут, пока один из них начнёт "заявлять о себе", прежде чем посылать зонд. Итак, если мы подождём несколько сотен или тысяч лет, то кто-нибудь, возможно, объявится.
Знаменитому физику Энрико Ферми приписывают фразу, сказанную им во время непринуждённой беседы за обедом в 1950 году: "Где все?" Разумная жизнь возникла здесь, на Земле, но мы, конечно, не единственная планета во Вселенной. Наша галактика, Млечный Путь, вероятно, содержит до триллиона миров, и это одна из примерно 2 триллионов галактик во Вселенной. Конечно, большинство планет совершенно непригодны для жизни, но процессы, приведшие к зарождению жизни на Земле, на самом деле не происходят только один раз. Если природа создала жизнь здесь, на Земле, то это должно произойти и в другом месте.
И, возможно, некоторые из этих разумных существ начали строить космические корабли и исследовать свои окрестности. При наличии достаточного времени и усилий они могли бы распространить свою цивилизацию или роботов-эмиссаров повсюду. Даже если бы скорость их передвижения составляла менее процента от скорости света, они могли бы освоить существенную часть нашей Галактики всего за несколько миллионов лет.
Даже если большинство разумных цивилизаций потерпят неудачу в этой попытке (или просто перейдут к другим вещам, не связанным с освоением космоса), тот факт, что наша Галактика существует более 10 миллиардов лет, означает, что по крайней мере одна цивилизация уже должна была посетить нашу Солнечную систему или, по крайней мере, оставить какой-то знак своего существования.
И всё же, ничего... У нас пока нет свидетельств существования какой-либо внеземной жизни, не говоря уж о цивилизации. Это великий парадокс Ферми: если жизнь может возникнуть, она должна быть примитивной, и если она распространена, мы уже должны знать об этом. Но мы не знаем.
На протяжении десятилетий астрономы предлагали множество решений Парадокса Ферми. Одна идея, называемая гипотезой редкоземельных элементов, утверждает, что, возможно, жизнь действительно особенная и уникальная в космическом масштабе. В этой теории жизнь настолько редка, что мы можем оказаться в числе первых существ, возникших в Млечном Пути. Другими словами, обстоятельства, которые привели к появлению жизни на Земле, настолько особенные, что даже в триллионах других миров жизнь возникла, по сути, только один раз.
Другое предлагаемое решение, известное как гипотеза великого фильтра говорит, что, возможно, жизнь распространена, но разумная жизнь редка. В конце концов, жизнь появилась относительно рано в истории нашей планеты, но для возникновения разума потребовались миллиарды лет, это означает, что, возможно, нам невероятно повезло с тем, что у нас есть разум. И в результате появление ядерного оружия и изменение климата поставили будущее нашей цивилизации под сомнение. Таким образом, если мы и найдём бактерии или другие простые организмы в Галактике, мы вряд ли встретим кого-нибудь, способного мыслить.
Статья, недавно написанная Амри Ванделем из Еврейского университета в Иерусалиме, выдвигает новое объяснение: поскольку мы относительно недавно появились на космической сцене, в смысле возможности обозначить наше присутствие посредством радиопередач, возможно нам просто нужно немного подождать.
Игра в терпение
Вандель утверждает, что, хотя мы не можем представить технологические возможности развитых инопланетных цивилизаций, их возможности не бесконечны. Им всё ещё приходится иметь дело с обыденными проблемами, такими как накопление и хранение энергии, избыточное тепло, обработка информации и ограниченное количество времени. Учитывая, что в Галактике может насчитываться до 1 триллиона (по другой версии - до миллиарда) потенциально пригодных для жизни планет (и даже больше, если учесть богатые водой спутники, такие как Европа и Энцелад), представляется разумным предположить, что эти инопланетные цивилизации не смогут отправлять космические зонды или сообщения на каждую из них.
Однако гораздо проще построить большие, сложные станции прослушивания, чем посылать межзвёздные зонды, так что инопланетяне, вероятно, подождут. В конце концов, в Галактике возникнет какая-нибудь разумная цивилизация и освоит радио. Преднамеренно или нет, эта цивилизация начнёт транслировать своё присутствие с помощью радиосигналов.
Если бы инопланетяне получили сигнал, они бы начали действовать, ответив на сообщение или даже запустив зонд, чтобы навестить своих новых друзей.
Но всё это требует очень много времени. Мы вещаем в радиодиапазоне чуть больше века, а это значит, что наш "радиопузырь" имеет радиус более 100 световых лет при диаметре всего Млечного Пути в 100 000 световых лет. Таким образом, могут потребоваться сотни или тысячи лет, чтобы наши сигналы достигли инопланетной цивилизации. Если они ответят своим сигналом, мы могли бы получить его ещё через несколько тысяч лет — не факт что мы вообще его примем, потому что мы должны смотреть в нужном направлении в нужное время, чтобы принять его.
Если инопланетяне решат отправить зонд, ему придётся ползти по межзвёздным глубинам со скоростью, равной доле скорости света, поэтому на то, чтобы добраться к нам, уйдёт ещё больше времени.
Так что, возможно, мы всё-таки не одиноки, и наша Галактика является домом для многих других развитых цивилизаций. Они просто не ответили на наши сигналы. Пока.