Найти тему
История и культура Евразии

Был ли в реальности Робин Гуд

Этим вопросом задаются все, кто смотрел фильмы о шервудском разбойнике.

«Робин состязается в стрельбе с сэром Гаем» (илл. Л. Рида, 1912)
«Робин состязается в стрельбе с сэром Гаем» (илл. Л. Рида, 1912)

Ученые считают, что вполне мог быть. Но только не крестьянином. А незаконнорожденным сыном англо-нормандского аристократа Ранульфа Честерского (1170—1232).

В литературной версии считается, что матерью Робина была знатная особа - дочь графа. Забеременев, она бежала, родила Робина в лесу. Дед все-таки признал внука. Однако воспитывал вне семьи, так как у него видимо были законные наследники. Когда Робин вырос, стал вольным стрелком. Не крестьянином. Обычным бастардом-рыцарским отпрыском. Умеющим только воевать. Или охотиться. Или разбойничать.

Памятник Робину Гуду в Ноттингеме. Скульптор Джеймс Артур Вудворт, 1952 г.
Памятник Робину Гуду в Ноттингеме. Скульптор Джеймс Артур Вудворт, 1952 г.

Таких рыцарей-разбойников, по Европе шаталось множество.

По балладам один Гуд разбойничал в графстве Ноттингемшир, в Шервудском лесу около Ноттингема. Там его чтят до сих пор.

Робин Гуд на флаге графства Ноттингемшир
Робин Гуд на флаге графства Ноттингемшир

Разбойничать Робин Гуду не давали норманны - хозяева страны. Главный враг - рыцарь-наёмник сэр Гай Гисборн.

Исторически норманны оттеснили от власти местную англо-саксонскую знать. По литературной версии норманны отняли землю у Родин Гуда. Он стал разбойником.

Уолтер Крейн. «Бой Робина Гуда с Гаем Гисборном» (1912)
Уолтер Крейн. «Бой Робина Гуда с Гаем Гисборном» (1912)

Географическое поле для действий Робин Гуда разное. В настоящее время, материальным признаком существования Робин Гуда является его могила в Кирклейском аббатстве в Восточном Иоркшире. Надпись на надгробной плите называет усопшего бывшим «графом Хантингтонским», скончавшимся 24 декабря 1247 года. Исследователи не доверяют надписи и считают её подделкой.

Надпись на надгробном камне Робина Гуда в Кирклейском аббатстве (Западный Йоркшир)
Надпись на надгробном камне Робина Гуда в Кирклейском аббатстве (Западный Йоркшир)

Несмотря на это, полем деятельности реального Робин Гуда мог являться Барнсдейл в Южном Йоркшире. Там еще более густые леса. И неподалеку расположена деревня Локсли, где по балладам родился Робин Гуд.

Об этом писал шотландский хронист XIII века Эндрю Уинтонский:

«Там Маленький Джон и сам Робин Гуд
Лихое устроили братство.
В чащобе Барнсдейл, в лесу Инглвуд
Своё умножали богатство»

Колодец Робин Гуда в Барнсдейле
Колодец Робин Гуда в Барнсдейле

Робин Гуд - рыцарь. Владевший рыцарским оружием - копьём и мечом. В то же время, как бастард, выросший в крестьянской среде великолепно владел луком.

Из-за применения последнего умения стал разбойником. Неудачная охота в королевском лесу, схватил шериф, приговорил к повешению. Пришлось бежать в лес. Там сблизился с другими такими же бедолагами, в основном крестьянами. Их интересы и беды стали близки.

  • «В то время, как я полагаю, жили знаменитые разбойники, англичанин Роберт Гуд и Маленький Джон, которые подстерегали в лесной чаще путников, но отбирали добро только у тех, кто был богат. Они не лишали жизни никого, кроме тех, кто нападал на них или чересчур упорствовал в защите своей собственности. За Роберта стояла сотня его стрелков, все могучие бойцы, с коими в бою не могли справиться четыре сотни опытных воинов. Деяния этого Роберта прославлены во всей Британии. Он не позволял творить несправедливости в отношении женщин или грабить бедняков, а, напротив, оделял их тем, что отбирал у аббатов. Разбойные дела этого человека достойны осуждения, но из всех разбойников он был самым гуманным и благородным…» - Цит. по кн.: Эрлихман В. В. Робин Гуд. — С. 19–20.
Гравюра из издания «Малой жесты о Робин Гуде» XVI в. Национальная библиотека Шотландии
Гравюра из издания «Малой жесты о Робин Гуде» XVI в. Национальная библиотека Шотландии

Из персонажей вокруг Робин Гуда вызывает интерес его возлюбленная Марион. Она то ли крестьянка, то ли дворянка. Не это важно. Главное, что её образ взят из старинной французской пасторали «Пастух Робин и пастушка Марион». По сути, она скорее всего и была тем образом в народном сознании, от которой оттолкнулись в создании образа Робин Гуда. Или наоборот, в сознании дворян-норманнов.

  • Это как в создании каратэ - Многие считают, что его создали крестьяне против самураев. Но в реальности его создали дворяне-окинавцы. Что объединяет - против самураев.
Робин Гуд с девой Марион. Ксилография второй пол. XVII в.
Робин Гуд с девой Марион. Ксилография второй пол. XVII в.

Исследователи отрицают участие Ричарда Львиного Сердца в судьбе Робин Гуда и Марион. Он никогда не встречался ни с каким Робином из Локсли. Хотя в анналах Роджера Ховеденского есть упоминание о том, что в 1194 году король посетил Шервудский лес, ознакомившись с угодьями. И всё!

Но народная молва сделала его свидетелем брака Робина и Марион. Потому что им нужна была правовая основа, чтобы оправдать браконьерство. Ведь как там не говори, но браконьерство дело не хорошее. И крестьяне ведь не всегда занимались им, чтобы только прокормить своих голодных детей. А и просто для того, чтобы получить дополнительный доход.

Ричард Львиное Сердце обручает Робина с Марион. Медальон на стене Ноттингемского замка. Автор Джеймс Артур Вудворт, 1952 г.
Ричард Львиное Сердце обручает Робина с Марион. Медальон на стене Ноттингемского замка. Автор Джеймс Артур Вудворт, 1952 г.

Самое интересное, что в балладах Робин Гуд умер от неудачного лечения у монахини Кирклейского аббатства. Та пускала ему кровь, когда он заболел. Довольно тривиальная смерть для эпического героя. Поэтому, исследователи считают, что его образ был списан с реального прототипа. Слишком реально описаны его последние дни.

Таким образом, пока нет исторических сведений о реальном существовании Робин Гуда. Однако анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что существовал прототип героя. Возможно он был не англосакс, а наоборот, нормандец из Франции. По какой-то причине стал разбойником и выступил против своих единоплеменников. Этот образ из дворянской среды ушел в народную. Там о прототипе забыли, а его образ оброс типично крестьянскими предпочтениями.

Статьи канала "История и культура Евразии" за 2023 год