Найти в Дзене
Ламповый дизайнер

Как появились первые шрифты и кто их придумал?

Оглавление

Это первая статья за авторством Джона Бордли из серии «История Латинских шрифтов» от компании Гугл.

Я позволил себе немного поработать с текстом и добавить некоторые иллюстрации, которых нет в оригинале. Надеюсь, вы простите меня за это «варварство».

🇬🇧 Оригинальная статья — fonts.google.com/knowledge/history_of_type/the_invention_of_type

Представьте, что вам нужно скопировать целую книгу, букву за буквой, слово за словом на сотнях страниц вручную! У вас будут болеть руки, начнет отваливаться спина. На что постоянно жаловались средневековые типографисты: «Работают три пальца, а болит всё тело».

И за много веков до появления электричества, ночью вам приходилось писать при свечах. Допустив ошибку, вам пришлось бы все исправлять перочинным ножом или, чего хуже, начинать с самого начала.

На протяжении более тысячи лет именно таким образом копировались и издавались книги. Как правило, эта работа была заказной. Имея оригинальную рукопись, автор платил профессиональному «копировщику», чтобы тот размножил его произведение.

Проходили недели, месяцы или даже годы на выполнение подобных заказов. Этот мучительно медленный и трудоемкий процесс был дорогостоящим и отражался на цене книг, которые на протяжении веков оставались дефицитными и дорогими.

В Восточной Азии ситуация изменилась с появлением ксилографии. К девятому веку, а возможно, и раньше, китайцы печатали целые книги с помощью ксилографии. Целые страницы рельефно вырезались в дереве, покрывались краской, а затем печатались путем растирания обратной стороны бумаги. Китайцы также изобрели печать отдельными иероглифами, которые можно было использовать повторно.

-2

В середине одиннадцатого века, в период правления династии Сун, Би Шенг изобрел подвижный (или переставляемый) шрифт из обожженной глины. К сожалению, его изобретение, в отличие от ксилографии, не получило широкого распространения.

К началу тринадцатого века металлический подвижный шрифт использовался в Корее. А в Европе подвижный шрифт был принят только в середине пятнадцатого века. Его европейским изобретателем был немецкий ювелир и предприниматель, живший в городе Майнц.

Иоганн Гутенберг
Иоганн Гутенберг

Иоганн Гутенберг в 1440-х годах с помощью оригинальной ручной формы нашел способ отливать отдельные буквы из сплава свинца и олова. Этот сплав имеет низкую температуру плавления и быстро остывает, что позволило Гутенбергу и его команде быстро изготовить сотни тысяч металлических шрифтов.

Еще одна замечательная особенность шрифтов Гутенберга заключалась в том, что их можно было перерабатывать. Когда шрифт повреждался или изнашивался, его можно было просто переплавить и сделать из него новые четкие буквы.

Подвижный шрифт состоит из отдельных символов или глифов, отлитых рельефно.
Подвижный шрифт состоит из отдельных символов или глифов, отлитых рельефно.

Первые европейские шрифты

Самые первые шрифты в Европе были созданы по образцу современной готической каллиграфии — той, что использовалась для оформления официальных документов и книг.

Гутенберг не пытался произвести революцию в алфавите — его целью было массовое производство книг. Поэтому было вполне логично сделать его шрифты похожими на каллиграфию, которую писцы использовали в рукописях или рукописных книгах - буквах, с которыми были знакомы читатели.

Шрифт из Библии Гутенберга, 1454 г.
Шрифт из Библии Гутенберга, 1454 г.

Первые римские шрифты

Вскоре пподобный метод печати распространился из Германии в соседние страны. Метод настолько был популярен, что к началу 1460-х годов утвердился на Итальянском полуострове.

В разных частях Европы для письма использовались различные региональные формы готического шрифта. К примеру в Италии и на Пиренейском полуострове была популярна более круглая и открытая форма готики под названием «ротонда». Она использовалась для большинства видов документов и книг, но когда дело доходило до создания произведений классических авторов, таких как Цицерон, Сенека или Лукреций, мастера использовали совершенно другой вид шрифта — «римский».

Типичный римский шрифт 15 века
Типичный римский шрифт 15 века

Этот шрифт был основан на современном гуманистическом шрифте, который представлял собой гибрид строчного алфавита с Каролингским минускулом (один из типов средневекового письма с чёткими, свободно поставленными буквами — прим. переводчика), впервые разработанным в восьмом и девятом веках под властью Карла Великого, но по-настоящему достигшим своего расцвета в двенадцатом веке.

Копия Евангелия от Матфея, 880—900 годы
Копия Евангелия от Матфея, 880—900 годы

Именно этот поздний стиль каролингского минускула оказался невероятно влиятельным, поскольку именно его копировал, развивал и пропагандировал основатель итальянского Возрождения Петрарка.

Начиная с 1450-х годов, этот строчный алфавит все чаще использовался в паре с римскими прописными буквами, основанными на тех, которые использовались в римских надписях первого века. К следующему десятилетию эти два алфавита превратились в единую письменность, причем строчный алфавит даже приобрел некоторые черты римских прописных букв, например, засечки.

Засечки на шрифта
Засечки на шрифта

Итак, когда самые первые печатники в Италии, немецкие иммигранты Арнольд Паннартц и Конрад Свейнхейм, установили свой печатный станок в Субиако на холмах за пределами Рима, они начали печатать классических римских авторов.

Тогда они смоделировали свой новый шрифт на основе современных гуманистических шрифтов. Но не подумайте, что они нагло копировали и воровали начертания. Создание шрифта по образцу подчерка требует многих компромиссов, поэтому лучше рассматривать самые ранние римские шрифты как «вдохновленные» современными гуманистическими шрифтами.

Николя Жансон и архетипический римский шрифт

Самые ранние римские шрифты еще сохраняли некоторые готические черты, но переломный момент в дизайне римских шрифтов произошел в 1470 году, когда француз Николя Жансон основал типографию в Венеции.

Его новый римский шрифт практически полностью исключил из своего дизайна любой намек на готический шрифт. И дизайн Жансона быстро стал моделью для десятков последующих римских шрифтов. Для гуманистов готика представляла темное прошлое, «романские шрифты» светлое новое будущее!

Римский шрифт Николя Жансона. 1476 г.
Римский шрифт Николя Жансона. 1476 г.

Альд Мануций

Ранние римские шрифты пятнадцатого века часто называют венецианскими. Как правило, они имели довольно низкий контраст (то есть разница между толстыми и тонкими частями букв была незначительной), из-за чего они казались насыщенными на странице.

Портрет Альдо Мануция
Портрет Альдо Мануция

Однако дизайн римского шрифта претерпел очередные изменения в 1490-х годах, когда великий венецианский печатник-издатель Альд Мануций заказал новый римский шрифт болонскому литейщику Франческо Гриффо.

Этот стиль часто ассоциируется с Бембо, возрожденным в 20 веке римским шрифтом Альдо, названным в честь кардинала Пьетро Бембо, чья книга «De Aetna» (1496) была первой напечатана этим новым шрифтом.

Карманное издание книги под рукаводством Альдо Мануция
Карманное издание книги под рукаводством Альдо Мануция

Шрифт Альдо объединил дизайн прописных и строчных букв, уменьшив вес и высоту прописных букв, снизив общий контраст букв, сделав засечки более единообразными по дизайну в обоих случаях. Эти образцы Aldine оказали влияние на великих французских шрифтовых дизайнеров следующего столетия.

Готические и романские шрифты сегодня

В наши дни «готика» редко используются для набора длинных текстов. Большинство читателей не знакомы с начертанием букв и с трудом читают длинные тексты, набранные готическим шрифтом.

Однако «блэклеттер» или готические шрифты по-прежнему популярны в брендинге. Их ассоциируют со всем средневековым миром, литературой и фильмами ужасов, музыкой хэви-метал или даже брендингом пива. А некоторые из самых старых газет до сих пор используют подобные шрифты.

Газета «Нью Йорк Таймс». 2013 г.
Газета «Нью Йорк Таймс». 2013 г.

Можно подумать, что подобные издания просто подчеркивают свою историю. Но британский историк типографии Стэнли Морисон (1889-1967) предположил, что в 1700 года газеты просто боролись за внимание клиентов, и плотные чёрные готические буквы идеально для этого подходили.

💬💬💬
Если вам понравилась данная статья — ставьте лайк и подписывайтесь. Я с радостью продолжу этот дивный экскурс в историю шрифтов!