Найти тему
Абзац

Командовать пиратом: как Голливуд вернулся в наш кинопрокат

Автор Михаил Дряшин

Кадр из фильма «Аватар: Путь воды» (2022) / 20th Century Studios
Кадр из фильма «Аватар: Путь воды» (2022) / 20th Century Studios

Ребёнок затащил меня на «Аватар-2» авторства незабвенного Джеймса Кэмерона. Большой экран, безупречная русская озвучка. Пусть не три D, но полноценные два.

Народу было мало. Фильм оказался трёхчасовой мукой, притом что первый «Аватар» двенадцать лет назад я принял с открытой душой. Картинка тогда впечатлила. Волшебно. Не жалко было денег. Более ничего, но глазу приятно.

Кэмерон вообще всю жизнь снимает для интеллектуально развитых старшеклассников. Такая у него целевая аудитория. В первом «Аватаре» была история, которая не одно десятилетие атакует единственную прямую извилину мозга заокеанской публики. Она о подлой Корпорации, нависающей над племенем аборигенов, хранителей легенд и преданий. Или над патриархальным городком в лесу, под которым нашли залежи бриллиантов.

Корпорация стремится хищнически разграбить и вырубить, а туземцы сопротивляются. Во главе у них хороший белый. Чаще всего пришлый этнограф какой-нибудь, а то и раскаявшийся грешник – дезертир из Корпорации, не успевший себя запятнать. Племя его сначала не принимает. Но примерным поведением ботаник доказывает свою ценность и валит в койку дочь туземного вождя. Хищники-империалисты оказываются с носом. Самый гадкий из них получает по заслугам на глазах у публики. Такие танцы с волками. Полный Гринпис.

Кадр из фильма «Аватар: Путь воды» (2022) / 20th Century Studios
Кадр из фильма «Аватар: Путь воды» (2022) / 20th Century Studios

Шарм заключался в исполнении, в бережном конструировании волшебного мира чудесной планеты. Зритель уходил очарованным, мужчин прошибала эрекция, так что кривиться на банальность сюжета уже недоставало пороху.

Один момент всё же переворачивал основы мировоззрения американцев: главный герой встал на сторону врага, изменил звёздно-полосатым котикам и оказался прав. А верные присяге рейнджеры – подонками. Было над чем тамошнему прыщавому подростку задуматься.

Публика, говорят, неистовствовала и копья ломала – имеет ли право американец предать свою родину во имя высшей справедливости, если родина неправа? Особенно если родина олицетворена архетипическим образом отца-командира – полковника Квортича, один в один полковник Траутман из «Рэмбо». На выборе Америка или Господь заокеанский народец клинит не на шутку.

Кроме того, публике вменялся непривычный комплекс не неполноценности даже американской, а откровенной ущербности. В сравнении с туземцами земляне выглядят крайне непривлекательно, да что там – унтерменшами, ещё и подленькими. По сравнению с Пандорой и Земля не лучше. И всё это показано бесподобно.

При традиционном же голливудском отождествлении человека с американцем, а Земли – с Соединёнными Штатами, провокация, похоже, адресована была в первую очередь собственной публике, которой продемонстрировали рай во всём его великолепии, но брезгливо изгнали из него.

А в «Аватаре-2» Кэмерон всего-навсего тупо отработал зелёную и антиколониальную повестки. Показал нескончаемую живодёрню, устроенную белыми варварами, и страшную мстю им за это в форме непрерывного мочилова.

Печальная история с «Терминаторами», похоже, научила старика Джеймса коммерческой податливости. Гордо умоешь руки – всё опошлят и без тебя, а денежки на старости лет не лишние.

Кадр из фильма «Аватар: Путь воды» (2022) / 20th Century Studios
Кадр из фильма «Аватар: Путь воды» (2022) / 20th Century Studios

А я ведь хотел оценить итоги уходящего года в нашем прокате без американского кино, но отвлёкся. Итак: отечественный кинопрокат сдох или живёт?

Ну как сдох? Ну как без американского кино? Народная мудрость гласит: на каждый хитрый болт есть гайка с саморезом. Американское кино если и уходило, то ненадолго, а к концу года окончательно вернулось. Только цены на билеты выросли в два-три раза.

Как не уходили, к примеру, русские сотрудники из «токсичных» импортных фирм. Их просто оформляют теперь по-другому, формально они работают на русские компании.

Короче, нет у Запада методов на Костю Сапрыкина. Обходить запреты – это наш национальный талант. И не сказать чтобы мне это не нравилось.

Флибустьерский кинопромысел потихоньку легализуется. Флибустьер – это пират с королевским патентом. В нашем случае – с царским. Трон закрывает глаза на его шалости. И правильно делает.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.