Найти тему
Каменные истории

Кто из русской царской семьи был свидетелем извержения Везувия

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи 1833. Холст, масло. Государственный Русский музей
К. П. Брюллов. Последний день Помпеи 1833. Холст, масло. Государственный Русский музей

Несмотря на то, что Помпеи были погребены под слоем пепла в 79 году нашей эры, раскопки и научное изучение города начались лишь в 1748 году. Обнаруживаемые элементы зданий, останки тел и представляющие художественные ценность находки привлекали не только ученых. Везувий регулярно просыпался, чем вызывал очередную волну интереса к себе. После одного из сильных извержений к вулкану отправилась представительница семьи Романовых – невестка сразу нескольких российских императоров.

Худ.: Christina Robertson (1796–1854)
Худ.: Christina Robertson (1796–1854)

Великая княгиня Елена Павловна, урожденная принцесса Фредерика Шарлотта Мария Баденская, приходилась супругой Михаилу Павловичу - сыну императора Павла I, а также младшему брату Александра I и Николая I. Девушка была прекрасно образована и обладала энциклопедическими знаниями, имела доверительные отношения с Тургеневым и Пушкиным, покровительствовала Брюллову, Айвазовскому и Рубинштейну. Недаром Николай I писал о ней:

«Елена – это ученый нашего семейства. Я к ней отсылаю европейских путешественников; в последний раз это был Кюстин, который завел со мной разговор об истории православной церкви; я тотчас отправил его к Елене, которая расскажет ему более, чем он сам знает. По любому вопросу она могла рассказать больше, чем знал вопрошающий».

В ее доме, знаменитом Михайловском дворце, был организован самый известный салон того времени, который посещали ведущие ученые и деятели культуры. «Кружок» стал центром общения проводников Великих Реформ середины XIX века, особое место среди которых занимал близкий друг великой княгини Николай Милютин – один из главных разработчиков Крестьянской реформы 1861 года. Именно Елена Павловна предоставила ему доступ к высшим должностным лицам страны – познакомила с императрицей и князем Горчаковым, подготовила встречу и длинный разговор Милютина с императором. Известный русский юрист Анатолий Кони отвел ей роль «главной и, во всяком случае, первой пружины освобождения крестьян». В светском же обществе ее стали называть не иначе как «Princesse La Liberte» - «Принцесса свободы».

Княгиня на протяжении всей жизни стремилась к новым знаниям и впечатлениям. Стоит ли удивляться, что в 1828 году, будучи еще молодой девушкой, она решилась на дальнее путешествие в Италию.

© Приём в Риме в честь великой княгини Елены Павловны. 1830. С.Л.Норблен, Л.Дюпре.
© Приём в Риме в честь великой княгини Елены Павловны. 1830. С.Л.Норблен, Л.Дюпре.

В XVII – XVIII веках среди молодых аристократов была популярна идея гранд-туров, которые позволяли завершить свое образование. Учитывая, что в то время в моде был классицизм и все античное, в обязательную программу культурного поломничества входило знакомство с историей, культурой и искусством Италии.

После посещения Рима и Венеции Елена Павловна направилась прямиком в Неаполь, в 15 км от которого расположен Везувий. Во время ее пребывания в городе, в Помпеях в доме Кастора и Поллукса археологи обнаружили скелет женщины, у которой в руках нашли мешочек с золотыми украшениями. Это открытие не могло не взволновать Великую княгиню - она дважды лично приезжала на место раскопок: 28 января и 9 марта 1829 года. Во время визитов ей были подарены местные находки: монеты, светильники, бронзовые накладки на мебель, терракотовая посуда, 120 сосудов различного размера из раскрытой лавки стекольщика.

© Форпост Северо-Запад / Горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей
Помпеи раскопки, Via di Mercurio, стены и Везувий, RealCarlo, СС BY 2.0
Помпеи раскопки, Via di Mercurio, стены и Везувий, RealCarlo, СС BY 2.0

Несмотря на возможную опасность, княгиня также решила не лишать себя удовольствия совершить восхождение к самому Везувию. 19 марта под руководством действительного секретаря Неаполитанской королевской академии Тео Мотичелли она со свитой отправилась в экспедицию к подножию вулкана. И хотя в течение нескольких дней над ним можно было увидеть пар, поднимающийся из кратера, и часто, особенно после наступления темноты, наблюдать потоки светящейся лавы, это зрелище не испугало молодую женщину.

-6

Стоит отметить, что Везувий – действующий вулкан, периоды слабой активности которого перемежаются сильными извержениями. Буквально несколькими годами ранее одно из них разрушило большую часть Неаполя и привело к значительным человеческим жертвам (около 26 тысяч человек).

Как же забеспокоились все сопровождающие члена русской царской семьи, когда на закате при подходе участников экспедиции к краю небольшого конуса, неожиданно из него стала вытекать лава! Наконец, они осознали всю опасность и возможные последствия. К счастью все обошлось, и вулкан не стал демонстрировать всю свою мощь. Современники утверждали, что Елена Павловна лично в тот вечер собрала на склонах вулкана около 300 образцов.

-7

По возвращении в Петербург она передала собранные «вулканические произведения» в музей петербургского Горного корпуса. Каталог коллекции насчитывает 294 образца минералов, пород, лав и других продуктов извержения Везувия. Основная часть, по-прежнему, хранится в собрании Горного музея Санкт-Петербургского горного университета. Преимущественно в коллекцию вошли минералы, образовавшиеся в результате вулканической и поствулканической деятельности вулканов, расположенных в окрестностях Неаполя. Среди образцов - извержения XIX века, встречаются также сборы более ранних периодов.

© Форпост Северо-Запад / Горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей