Найти тему
Жорик – историк

Женщины, которые позировали для Родины-матери в скульптуре и в плакате

Оглавление

Мало кто знает, но знаменитая скульптура "Родина-мать зовет!" в Волгограде — это часть общего произведения, состоящего из трех частей. Его первая композиция находится в Магнитогорске, где изображен рабочий, вручающий воину меч. Центральная часть — "Родина-мать" с мечом, как символ перелома в войне. И заключительная — памятник "Воину-освободителю" в Берлинском Трептов-парке.

Триптих Е. Вучетича/ © globallookpress.com
Триптих Е. Вучетича/ © globallookpress.com

Скульптура

Автором всех памятников является Евгений Вучетич — наш прославленный скульптор-монументалист, участник Великой Отечественной. Если посмотреть на все части грандиозного триптиха, то можно заметить деталь, которая выбивается из общей канвы. Первый и третий памятники парные, а вот Родина-мать стоит на Мамаевом кургане в одиночестве.

На самом деле такого не должно было быть. Свой главный монумент Вучетич тоже планировал сделать парным. У коленей женской фигуры должен был преклонить голову воин с мечом, а в руках у Родины-матери было первоначально красное знамя. В таком виде Евгений Викторович и представил монумент на суд правительственной комиссии. Но Хрущева этот вариант не устроил. Был конец 1958 года, в мире началась гонка вооружений и советский вождь захотел, чтобы скульптура оказалась обязательно выше штатовской статуи Свободы. Пришлось пожертвовать солдатом в пользу увеличения высоты за счет меча в руках женщины.

Реконструкция скульптуры в 2020 году/ © globallookpress.com
Реконструкция скульптуры в 2020 году/ © globallookpress.com

Прообразом Родины-матери стала не одна, а две натурщицы. А по некоторым данным их было даже три. Фигуру Вучетич лепил со знаменитой советской легкоатлетки Нины Думбадзе. Она была рекордсменкой в метании диска и позировала художнику в его мастерской в Москве. А вот лицо скульптор срисовал со своей супруги Веры Владимировны. Если посмотреть на ее фотографию даже в пожилом возрасте, можно увидеть знакомые черты. Говорят, что с открытым, будто кричащим ртом, жена скульптора была вынуждена позировать по несколько часов в мастерской, что даже порой приводило к семейным ссорам.

Вера Владимировна Вучетич, 2016 год/ © mk.ru
Вера Владимировна Вучетич, 2016 год/ © mk.ru

К счастью, мир не нарушился, а саму скульптуру Вучетич по свидетельству коллег даже ласково называл "Верочка". К сожалению, мастер не оставил после своей смерти никаких воспоминаний и записей и вопрос с прообразом Родины-матери порой вызывает горячие споры у искусствоведов.

К области слухов можно отнести и рассказ о третьей натурщице — волгоградской гимнастке Екатерины Гребневой. Мол, уже на стадии отливки скульптуры у авторской группы возникли сомнения в отдельных "движениях в бетоне". Пришлось искать подходящую по фигуре девушку. Нашли гимнастку, которая позировала на заводе "Газоаппарат", где шла отливка блоков. Чтобы передать развевающуюся ткань, Гребневой даже приходилось часами стоять перед вентилятором.

Екатерина Гребнева/ © volgograd.kp.ru
Екатерина Гребнева/ © volgograd.kp.ru

Некоторые искусствоведы считают, что на мастера не мог не повлиять известный образ, который появился в Советском Союзе в самом начале войны. Речь идет о плакате "Родина-мать зовет!" кисти художника Ираклия Тоидзе. Действительно, и плакат, и скульптура очень похожи. В первую очередь общим смыслом композиции. И там, и там Родина в образе немолодой женщины призывает своих сыновей на борьбу с врагом.

А вот как создавался этот знаменитый рисунок.

Плакат

22 июня 1941 года художник Ираклий Тоидзе работал у себя в мастерской над иллюстрациями к поэме Шоты Руставели "Витязь в тигровой шкуре". Для живости воображения художник даже бросил на диван шкуру уссурийского тигра, подаренную ему охотниками, и время от времени переводил на нее взгляд, представляя облик Тариэла.

Внезапно дверь мастерской распахнулась. На пороге стояла жена Тамара. Она ничего не говорила, но лицо ее было красноречивей любых слов. На нем одна за другой сменялись эмоции — удивление, страх, отчаяние, боль.

"Война!", — наконец, выдохнула женщина. Через испуг и смятение на ее лице явно пробивался отчаянный призыв: "Надо срочно что-то делать! Бежать! Спасать!"... Тоидзе хорошо запомнил это выражение на лице Тамары, и когда немного спустя улеглись первые эмоции, он попросил ее попозировать. Как потом вспоминал сын художника, «мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука». А Тоидзе быстрыми широкими движениями рисовал ее. Сначала углем, а потом красной гуашью.

Плакат был готов уже к вечеру. С рисунка на зрителя смотрело лицо немолодой женщины. Немного испуганное, суровое, но с надеждой в глубине глаз. Фигура была обернута в красный флаг, а в руках она держала листок с текстом военной присяги. Схожесть с Тамарой Федоровной Тоидзе была безусловная. Только вот художник все-таки добавил плакатной женщине немного возраста — его супруге в 1941 году было 37 лет.

Прообразом Родины-матери на плакате Тоидзе стала его супруга Тамара Федоровна/ © aif.ru
Прообразом Родины-матери на плакате Тоидзе стала его супруга Тамара Федоровна/ © aif.ru

Через день из типографии вышел первый тираж плаката "Родина-мать зовет!" А через неделю еще дополнительно напечатали 5 миллионов экземпляров. Суровая, требовательная Родина-мать смотрела на людей отовсюду — со стен домов, с газетных страниц, с заборов и вагонов. А многие солдаты в кармане гимнастерки бережно хранили листок с репродукцией, аккуратно свернутый в несколько раз.

Сейчас оригинал плаката хранится в Третьяковской галерее.

А прообразом главного памятника советскому солдату — "Воину-освободителю" с девочкой на руках в Берлине — послужили несколько реальных бойцов. Кто из них главный, теперь и не скажешь, но вот история спасения немецкой девочки действительно существует 👇:

(При написании статьи была использована информация с сайтов: ru.wikipedia.org; volgograd.kp.ru; aif.ru; iz.ru)