В современной России взрослый мужчина вполне законно может сожительствовать с девушками старше 16 лет. В Царской Росси законы были менее строгими. Мужчина мог вступить в связь с девушками старше 14 лет согласно "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" от 1845 и 1885 года.
В "Уложении о наказаниях" четко было прописано "Растление девицы, не достигшей 14–летнего возраста, по употреблении во зло ея невинности и неведения — лишение всех прав состояния и от 4 до 10 лет каторги". Но даже тут были свои нюансы. Скажем, если подсудимый на процессе доказывал, что девушка уже не была в "неведении" или "невинности", то мужчину оправдывали. То есть встречи даже с 11-летними девушками в "домах терпимости" уже не могли наказываться по закону.
Период, когда действовало "Уложение о наказаниях" как раз описан в романах Федора Михайловича Достоевского. В романе "Идиот" одной из ключевых фигур является Настасья Филипповна Барашкова. Настасья Филипповна считает себя "падшей женщиной" в связи тем, что стала рано, если говорить эвфемизмами "сожительствовать" с помещиком Тоцким Афанасием Ивановичем примерно пятидесяти лет, который приютил ее еще в семилетнем возрасте.
Возраст Настасьи Филлиповны, когда она вступила в "отношения" с Тоцким тоже можно легко определить. На свое 25-летие она отсчитывает ровно 9 лет и 3 месяца с их начала. Следовательно Настасье Филлиповне было около 15-16 лет. Считая себя "падшей женщиной" Настасья Филипповна отказалась от предложения князя Мышкина о замужестве.
С другой стороны кажется, что Тоцкий не нарушал законов того времени. Настасья Филипповна достигла "возраста согласия". Но все же обратимся к тому же "Уложению о наказаниях" 1885 года. Статья 1532:
Если несовершеннолетняя, хотя и достигнувшая четырнадцати лет от роду, девица обольщена и обесчещена своим опекуном или учителем, или иным лицом имеющим по званию своему или обстоятельствам, надзор за нею и большую или меньшую степень над нею власти, то виновный подвергается лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прави преимуществ и отдаче в исправительные арестанские отделения по четвертой степени статьи 31.(Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 1885 года. Статья 1532)
По данному уложению в статье 31 степени 4 указано и наказание: "Работы в исправительных арестантских отделениях на время от полутора года до двух с половиной лет". Это, конечно, не десять лет каторги, но вполне себе неприятное наказание. Только вот в романе Тоцкий не понес вообще никакого наказания. Ну а чем кончилась история Настасьи Филипповны мы и так знаем.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.