Про борьбу с вражескими диверсантами и шпионами в ближнем армейском тылу применительно к событиям 1941-1945 годов мы уже много писали на нашем канале.
Те публикации основывались не на расхожих сказках про ржавые скрепки, а на подлинных документах, в том числе немецких.
См., например:
Данная подборка содержит ссылки на документы 500-го (трофейного) фонда ЦАМО и дает представление о реальном уровне успехов немецких спецподразделений в начальный период ВОВ.
Особый интерес представляют выводы НЕМЕЦКИХ офицеров о снижении эффективности акций в советской военной форме по причине особой бдительности "русских" к разного рода непонятным группам. Проще говоря, при малейшем сомнении начинали стрелять. Такие рапорта появляются уже после 30 июня. Элемент внезапности утерян, информация о действиях немецких ДРГ, переодетых в нашу форму, распространяется по всем видам связи, бдительность бойцов и командиров, воспитанных, как теперь принято говорить, "в традициях шпиономании", еще больше возросла.
Отдельные группы (численностью до роты) из состава "учебного полка Бранденбург" преимущественно придают передовым частям в качестве штурмовых отрядов для захвата мостов и прочих важных элементов инфраструктуры, за счет которых должно было осуществляться быстрое продвижение немецких войск. Количество рейдов диверсантов Рейха по тылам Красной Армии разного рода популярными авторами сильно преувеличивается, чтобы не сказать резче.
Для нас сейчас важно отметить, что даже в начальный период Великой Отечественной, когда переправы и мосты штурмовали толпы беженцев, когда прорывались из окружения разрозненные части, мелкие группы бойцов, когда управление войсками было часто полностью нарушено, немецким диверсантам приходилось очень несладко.
Специфическая культура 30-х годов воспитала в СССР граждан, умеющих видеть малейшие несоответствия и тут же соотносить их с проявлением активности вражеской агентуры. Недавно еще потешались разные креативные ребята над песенкой "... а пуговки то нету у заднего кармана", зато после взрыва на одном мосту уже не смеются. Не до смеха стало.
Да, раздолбайство, халатность, простая человеческая глупость имели место и "при Сталине". В материалах о работе органов военной контрразведки и действиях войск НКВД по охране тыла, которых на канале пару десятков (все ссылки поэтому не даем), читатель найдет достаточно таких примеров. Но речь в данном случае именно об отдельных эпизодах, а не о всеобщем "расслабоне", за который приходится платить человеческими жизнями.
Тщательно продуманная схема режимных ограничений максимально затрудняла действия вражеской агентуры по сбору и передаче сведений о расположении и перемещении войск Красной Армии. "Питательная среда" для вербовки новых агентов и их пособников регулярно чистилась за счет удаления из действующей армии в целом или, как минимум, из штабов и узлов связи любых сомнительных персонажей. В профилактическом, так сказать, режиме. Рассекреченные документы показывают, что органы контрразведки, реализуя такие мероприятия, действовали достаточно аккуратно. Например, на период проверки соответствующий офицер отправлялся на хозработы в тыл, командировался на закупки или заготовки и т.п.
Заградотряды НКВД и заградотряды армейские, вопреки уже ставшим привычными штампам отечественного кино, не расстреливали бегущих из пулеметов, а занимались тщательной проверкой всяких отставших, потерявшихся, идущих в медсанбат и вообще тотальной проверкой документов. Малейшее несоответствие - в особый отдел (позже в СМЕРШ), там разберутся.
Патрули заградотрядов прочесывали даже глухие деревни и отдельные хутора, проверяли станции, дороги и переправы.
Конкретный пехотинец в конкретном окопе мог проспать врага. Полным полно совершенно диких случаев, по которым высокое начальство издавало грозные приказы - можно легко в ЦАМО найти. Например, трое перебежчиков всю ночь слонялись по нашим тылам, искали, кому бы сдаться. Проверкой установлено, что боец в охранении, на которого эти бедолаги наткнулись, просто махнул рукой куда-то назад, они и пошли.
Однако, фильтр заградотрядов преодолеть уже было весьма затруднительно. Туда определялись наиболее проверенные, имеющие боевой опыт бойцы и командиры, это прямо указано в соответствующих документах. Отнюдь не жирные тыловые крысы, как любят изображать прогрессивные деятели современной культуры.
Имело значение все - правильный подбор элементов формы одежды, особые отметки в документах, соответствие разных документов между собой, специфика произношения, характерные обороты речи. Именно поэтому постоянно боролись с проявлением специфического "фронтового шика" - ношения элементов трофейного обмундирования и снаряжения.
В наше своеобразное время в зоне боевых действий присутствует пестрая мозаика из различных формирования - ВС, Росгвардия, добровольческие батальоны, отряды ЧВК - все со своими вариантами камуфляжа, снаряжения, как говориться, кто во что горазд. Ситуацию усложняют ожидаемые сложности взаимодействия между многочисленными отдельными батальонами, ротами и пр.
Теперь против нас воюет противник, для которого русский язык, пусть в варианте местечкового диалекта, практически родной, наши культурные традиции, характерные обороты речи, терминология - известны. С учетом вышеуказанной мешанины из самых разнообразных частей и подразделений, осложненной появлением все еще не осознавших реалии этой операции мобилизованных, можно сказать, что у противника имеются все условия для организации проникновения ДРГ на нашу территорию. А если принять во внимание притаившихся в населенных пунктах "ждунов", явных и скрытых пособников врага, просто беспринципных и жадных людей, готовых помогать вражеской агентуре за деньги, то ситуация выглядит просто откровенно мрачно.
В Великую Отечественную с выходом к западным границам СССР войск Красной Армии также возникли серьезные проблемы, определяемые неоднозначной позицией местного населения, большим количеством маскирующихся под обычных обывателей пособников оккупантов, немецких агентов и членов националистических банд. Тогда для нейтрализации указанных угроз принимали радикальные меры - отселяли гражданских из прифронтовой зоны ПОГОЛОВНО. Мы писали об этом на канале - см.:
В статье есть ссылки на другие материалы, все написано строго по архивным источникам, никаких фантазий и пересказов чужих сказок.
Отселяли, если можно так выразиться, культурно - предоставляли транспорт для перевозки личных вещей, обеспечивали охрану покинутых селений от мародеров, давали убрать урожай и т.п. Но вот потом... Появился без пропуска в запретной зоне - неважно кто и почему - сразу в СМЕРШ.
Понятно, что в современных условиях такой опыт вряд ли применим в полном объеме по политическим соображениям, а добровольная эвакуация проблемы не решит - уедут как раз лояльные и нейтральные, а останутся те самые "ждуны", что и показали события вокруг Херсона в полной мере.
Да, органы ФСБ делают свою работу мастерски. Снимаем шляпу. Жаль, что многие этого не понимают. Обыватели видят только вершину айсберга, просматривая очередной сюжет в новостях, где показано задержание очередного корректировщика, агента, террориста, демонстрируются найденные схроны с оружием и т.п. Но без наведения порядка на линии соприкосновения, без жесточайшей режимной дисциплины, без беспрекословного выполнения инструкций и приказов по проверкам на блокпостах, ничего хорошего ждать не приходится.
Недавний совершенно дикий случай с явкой в отдел полиции вооруженных "пятисотых", решивших сдать оружие, ни где-нибудь, а в Подольске (это Московская область, если кто не в курсе), должен был многих заставить задуматься о реальном положении вещей.
"На попутках отделение беспрепятственно благополучно добралось в столичный регион, а в Подольске бойцы решили сдать оружие в полицию. В минувший понедельник около 19 часов они обратились с соответствующей просьбой к дежурному офицеру ОМВД РФ по Подольскому городскому округу."
Подробней см тут. Указанное событие произошло в конце декабря прошедшего года.
Собственно, все перечисленное выше достаточно очевидно. И было очевидно уже давно. Еще в августе на нашем канале вышла вот такая заметка:
Что с тех пор изменилось? Вопрос, в принципе, риторический, т.к. ответ заранее известен.
Мы специально оставили за кадром проблему мобильной связи и всех сопутствующих сложностей. Это отдельная тема. И перехват трафика ложными базовыми станциями, и геолокация, и постоянное излучение смартфонов даже в спящем режиме, и налаженная система анализа big data, давно используемая рекламщиками - все это существенные факторы, добавляющие головной боли нашим спецслужбам. НО! В основе все-таки лежит отношение людей. Если фраза "Бдительность - наше оружие" вызывает у большинства кривую усмешку, то никакие технические средства соответствующих органов не помогут.
Самое время это понять. Скоро поздно будет.