Дорогие подписчики и гости канала, являющиеся православными христианами, а вы сталкивались с обвинениями нас в том, что мы – идолопоклонники?
Так, по мнению большинства мусульман, протестантов и многих других верующих и неверующих, мы поклоняемся дереву (так они называют иконы).
Почему в Православии утвердилось иконопочитание? Что для нас икона? Разве Библия не запрещает поклоняться изображениям?
Предлагаю во всём разобраться по порядку, ответив на эти и другие важные вопросы.
🔎 Икона нам дана в помощь. Это как окошечко в духовный мир, ну или мостик.
✅️ Через образ мы обращаемся к ПЕРВООБРАЗУ, то есть к святому, к Богоматери, к Богу. Не на икону мы молимся, а ЧЕРЕЗ икону.
Икона – это НЕ картина, НЕ портрет. На ней всё изображается СИМВОЛИЧНО, образно.
✅️ Для иконописи характерно использование неэгоцентрической обратной перспективы, открывающей перед личностью бесконечность, с отсутствием концентрации на человеческом. Она создается как расходящимися вдаль линиями и развёртками предметов, так и цветом. Все мы знаем, что человек быстрее замечает яркие, сочные тона и, напротив, тёмные тона в полноте восприятия менее активны, поэтому более яркие предметы воспринимаются как стоящие ближе, а более приглушённые – как стоящие дальше.
Мир картины, как правило, это мир прямой перспективы. Он замкнут, так как предел картинному пространству даёт точка схождения всех линий.
Обратная перспектива как бы препятствует нам проникнуть в глубину изображения, сосредоточив на нём внимание. Если пространство картины – это пространство за ней (точка схода всех линий – фокус – помещается сзади), то в иконе её пространством, в котором идут и сходятся все линии, является пространство перед ней, то есть пространство храма или комнаты, в котором пребывает молящийся.
Не человек смотрит на икону, а икона смотрит на человека. Бог смотрится в человека, Божественный Лик взирает на Свой образ, который заложен в каждого из нас.
Часто слышу, мол, лица не похожи на человеческие. Так и должно быть. Важно понимать, что лиц на иконе нет, но есть лики, которые тоже пишутся в соответствии с канонами – строгими правилами. Вообще изображения на иконах могут существенно отличаться из-за принадлежности к разным школам и временным периодам, но все они призваны показывать нам духовную бесстрастность, а не эмоции или детали.
✅️ Икона не источник благодати, а ПРОВОДНИК. Человек направляет свою молитву, а значит и энергию, в иной, трансцендентный мир, постепенно устанавливая высокочастотную связь с Первообразом.
▪️ Согласитесь, если нам надо позвать ребёнка с улицы домой, то мы не станем кричать в закрытое окно, это будет бесполезно. Мы же откроем створки?
▪️ Ну или пусть будет пример с мобильным телефоном. Нам же не приходит в голову разговаривать с самим телефоном? Мы разговариваем ЧЕРЕЗ него. Причём функцию связи может выполнять как кнопочный телефон, так и навороченный смартфон...
❓️Не нарушают ли христиане вторую заповедь?
Все мы знаем, что Господь дважды передал людям заповеди, названные ветхозаветными и новозаветными.
✅️ Нас сейчас интересуют те десять, которые получил пророк Моисей на Синайской горе. Так вот вторая ветхозаветная заповедь гласит:
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им...
Суть заповеди не в запрете на создание образов, а в том, чтобы из этих неизбежных образов не делать себе кумиров. И Моисей ясно понимает смысл запрета: «не поклоняйся им и не служи им». Изображение не должно восприниматься в качестве божества. Мы должны верить в Бога, в силу молитвы, а не в саму икону.
Таким образом, ИДОЛОМ икона становится, если молиться НА НЕЁ, а не через неё.
⚠️ И давайте будем говорить прямо о проблеме: да, в православном мире можно встретить людей, которые относятся к иконе как к кумиру. Это отголоски язычества, которые постоянно пытаются вплестись в православие.
Но подобная беда характерна для всех религий и направлений.
Как такое возможно?
✔️ Возможно. Например, пусть в протестантском сообществе нет икон, но есть верующие, которые Библию (тоже есть Образ), превратили в предмет своего поклонения, а Живого Бога при этом забыли.
✔️ В исламе изучение комментариев Корана и само пятиразовое исполнение молитвенного правила для многих заменило Господа и любовь к ближнему.
➡️ Когда не связь с творения с Творцом, а религия или любое другое средство становится целью, то это всегда ведёт к нарушению второй заповеди.
⛔️ Что уж скрывать, всё что угодно, даже не связанное с религией, человек способен превратить в идола (образ, другого человека или отношения с ним, ребёнка, работу, потребление, страсть и т.д.)
Так что верующие совершают ошибки, наличие которых совсем не повод не для запретов и обвинений, напротив, это повод для разъяснений.
Иногда люди говорят, мол, «икона сильная» и чудотворная. В данном случае речь идёт уже о том, что образовался миниэгрегор (есть статьи на эту тему), который как бы энергетически усиливает слова молящегося. Примером здесь может быть: при выступлении можно говорить без усилителя громкости голоса, а можно взять микрофон.
❓️ Для чего появилась икона?
Во время молитв человеку свойственно что-то представлять, видеть, к кому-то конкретному обращаться.
🔻 Чтобы человек во время молитвы ничего своего не представлял, не создавал иллюзорные образы и миры (пока ум не взят под контроль), икона как раз дана в помощь.
🔻 В молитве перед иконой мы обращаемся к тому, кто изображен на ней, а не к дереву и краскам. Православные помнят, что любая молитва должна быть обращена к Богу, а молясь Богородице или святым, мы лишь просим их о помощи и совместной с нами молитве, обращённой к Господу.
🔻 Если духовно опытный человек уже взял свой ум под контроль, научился молиться без участия фантазий и воображения, без отвлечения на сигналы-образы, посылаемые тёмными, то можно молиться и без икон.
❓️Отразится ли на иконе нечистота помыслов иконописца?
Задача иконописца посредством Образа подвести молящегося к грани, к черте встречи проявленного земного мира и непроявленного Небесного.
По всем правилам, конечно, икона пишется с молитвой. Мастер должен соблюдать пост и вести соответствующий духовный образ жизни. Но идеализировать не будем...
Допустим, помыслы иконописца не чисты, а до духовного уровня Андрея Рублёва и Феофана Грека ему как до Луны пешком... Энергетика при написании определённая, конечно, закладывается. Но каноны письма для того и существуют, чтобы эта составляющая была сведена к минимуму. Энергетика молящегося через какое-то время выправит ситуацию.
В конечном итоге, бумажная иконка или писанная мастером, не играет серьёзной роли. Весь вопрос в том, возможно ли передать отблеск горнего мира?
Но по большому счёту... это как с окном, через которое мы зовём ребенка с улицы. Разве важно, какая при этом рама - деревянная или пластиковая? Важен наш голос/ состояние (вибрации), наша энергетика и частотность. У иконы со временем тоже возникает определённая частотность. Этим обычно и ценны старинные иконы, которые называют намоленными.
Святые отцы говорят:
ИКОНА – это богословие в красках, Откровение Божие, выраженное в линиях и формах. Она вне времени, вне каких-то художественных вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.
Продолжение следует...
*****************************************
📎 По возможности, перешлите ссылку на данную статью своим близким и знакомым.
Напомню, что в спорах я не участвую. Моя задача - передать информацию, ответить на вопросы.
С уважением, Наталия,
автор канала "Путь к осознанной вере"
*****************************************
СТАТЬИ-ИНСТРУКЦИИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ДАННУЮ ТЕМУ: