1941 год оказался самым тяжелым для дивизий и полков Красной армии, Отходя они пытались задержаться на каком-то рубеже и встретить наступающие части врага. В июле того же года 126-я дивизия вышла на окраину города Шяуляй и севернее стала рассредотачиваться на широком поле.
Впрочем, окопаться не получилось. Немецкий самолет-разведчик "горбыль" увидел лошадей и совсем скоро советские позиции бомбили и расстреливали "юнкерсы" и "мессершмитты". Дивизия вынуждена была отступить и повернув на восток пробивалась к Западной Двине. Преодолев с боями вражеские заслоны и отражая атаки бойцы дошли до берега и заняли оборону.
...наша дивизия, отступавшая на широком фронте, собралась в кулак. Сильно поредела она за первые десять дней войны. (Мацапура С. С. Товарищ сержант. Москва. 1976)
Противника было невидно. Зато его тяжелая артиллерия постоянно давала о себе знать. Когда началась переправа немцы увеличили плотность огня. Причем снаряды ложились так точно, что не могло быть сомнений: кто-то корректирует огонь артиллерии.
Вражеских самолетов-разведчиков в небе не было. Значит шпионы или вражеские разведчики были где-то рядом. Рашили прочесать местность. Недалеко от крутой горы, что заросла лесом и кустарником, красноармейцы заметили двоих подозрительных мужчин в кепках и пиджаках. Их задержали и отвели к комиссару.
Мужчины сказали, что они студенты из Минска, были на оборонительных работах и выбираются из окружения. Конечно, им никто не поверил. Но и доказательств их вины тоже не было. Некоторые моменты заставляли усомниться в правдивости их слов:
Мы стоим — щетиной заросли, а они вроде бы только из парикмахерской.
— На окопных работах были?
— Да, — отвечают. — Были.
— Руки! — приказывает комиссар. — Ладонями вверх!
Мозолей на ладонях нет.
(Мацапура С. С. Товарищ сержант. Москва. 1976)
Но то были лишь косвенные доказательства. Вскоре появились и неопровержимые. Прочесывающие лесок красноармейцы обнаружили спрятанную немецкую рацию. Вокруг рации следы. Привели к этому месту "студентов" и сравнили следы с подошвой ботинок у задержанных. Следы полностью совпали. Тут уж никаких сомнений не осталось.
Правда диверсантов не поставили к стенке на месте. Их отправили в штаб дивизии, чтобы они поделились ценными сведениями на этот раз уже с советским командованием. Что с ними сталось дальше можно только предполагать. А случай этот описал в своих воспоминаниях Герой Советского Союза Сергей Степанович Мацарупа.
Сергей Степанович прошел всю войну. После Победы еще несколько лет служил в Советской армии, после увольнения в запас работал в МВД СССР, дослужился до звания капитана и в 1965 году был уволен в запас уже из органов внутренних дел. После этого работал на московском заводе. Сергей Степанович Мацарупа прожил долгую жизнь, его не стало на восьмидесятом году жизни в 1998 году.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.