Задание 23. Функционально-смысловые типы речи

563 прочитали

 Еще  одно задание на сопоставление фактов и текста. Только разговаривать на  этот раз будем не про содержание, а про смысл.

Еще одно задание на сопоставление фактов и текста. Только разговаривать на этот раз будем не про содержание, а про смысл. И для решения задания 23 нам понадобится знание нескольких терминов

Повествование, описание, рассуждение

Это три кита, на которых вообще строятся все тексты. Важно понимать, что тексты исключительно повествовательные или исключительно описательные -— большая редкость. Чаще всего есть какой-то ведущий тип речи, а параллельно с ним есть и элементы другого.

Описание

— это изображение с помощью перечисления каких-либо признаков. Если описывать кратко, то описание — это по факту статичная картина. Много на ней деталей или не очень — не так важно, важно лишь, что, читая описание, мы не можем представить ничего другого.

В комнату зашел мужчина средних лет и сел на стул

Вы можете сказать, что «средних лет» — это описание. И будете правы (так оно и есть). Вот только это просто два слова (элемент!), а ведущий тип — повествование. Потому что мужчину мы можем представить каким угодно: блондином, брюнетом, высоким, низким, в плаще или в пуховике, в туфлях и в кроссовках.

В комнату зашел мужчина средних лет. Его невысокий рост компенсировали туфли на достаточно высоком каблучке, а недостатки полноватой фигуры скрывало объемное бежевое пальто.

Вы скажете, что «зашел в комнату» — это все еще повествование. И будете правы! Но обратите внимание, что теперь это уже элемент, а ведущий тип сменился на описание.

Повествование

— показывает сменяющиеся события, динамику развития сюжета. Как правило, повествование в ЕГЭ — это цепочка событий в хронологической последовательности.

Повествование от описания можно отличать как раз таки по невозможности закрыть глаза и представить четкую картину. Вы знаете, какие происходят действия, но сцену для этих действий в своем воображение можете представить вообще любую.

Рассуждение

— это доказательство определенной точки зрения, обсуждение чего-то, рассуждение.

(по сути все, что не описание и не повествование, хихи, но к этому «лайфхаку» лучше прибегать все же в последнюю очередь, а сначала думать)

Хронология и последовательность

Хронология — это последовательность появления чего либо во времени. Хронологию можно нарушать и таким образом менять композицию своего произведения. Этим пользовался, например, Лермонтов в «Герое нашего времени», когда поменял новеллы местами.

В ЕГЭ наша с вами задача — понимать, в какой последовательности нам сообщаются события. Иногда об этом могут спросить, и тогда нужно включать логику.

В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей

Берем листочек и рисуем шкалу времени, на которой восстанавливаем хронологию событий.

 Еще  одно задание на сопоставление фактов и текста. Только разговаривать на  этот раз будем не про содержание, а про смысл.-2

Причинно-следственные связи

У каждого следствия есть своя причина. У каждой причины — свое следствие. Очень важно эти понятия местами не путать! Потому что тебя могут о них спросить :)

20 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в предложении 19

Шкала времени — твой друг. Важно научиться отмечать на ней события (или мысли) и понимать, что за чем следует. Что из чего вытекает.

В магазине не было кефира — я купил молоко
Я купил молоко: в магазине не было кефира

Вне зависимости от того, как строится предложение, причина и следствия остаются теми же. Хорошо выстроить последовательность помогает союз «потому что»

Я купил молоко (следствие), потому что в магазине не было кефира (причина)

И это как раз тот момент, когда стрелочка не поворачивается

В магазине не было кефира, потому что я купил молоко

???

Поздравляю с освоением новой темы! У нас есть много всего интересного по другим заданиям! Мы разобрали ошибки, которые чаще всего допускают в сочинении на ЕГЭ (тыкай и получай ВКонтакте)

Получить тест по теме в ЛС →

Примерное время выполнения: 20 минут.

Полноценный тест с автоматической проверкой. Мы используем сервис «РЕШУ ЕГЭ» как самый удобный в коммуникации между учителем и учеником. На сервисе возможна авторизация через ВК.