Найти в Дзене
Полярная крачка

Если начать новый год на море, то он просто не сможет быть плохим

Так подумала я, когда предложила мужу рвануть на море второго января. При слове «море» в голове возникают совсем не зимние образы и совсем не наше Балтийское море, о существовании которого петербуржцы иногда забывают в суете обыденности. Но я как-то давала себе обещание — несколько раз в год бывать на побережье Финского залива. Правда, обычно езжу туда весной и летом. Но почему бы не в январе?

Надо сказать, что в эти новогодние праздники не было программы интереснее, чем то, что происходит за окном. Ни один фильм не показался мне таким же захватывающим, как сюжеты погоды в эти дни. Каждый день новые события. Сначала плюсовые рекорды, в первый день года было +5 и упоительно тёплый воздух. К вечеру — прохлада и звёзды.

02.01.2023 — изморозь на машине
02.01.2023 — изморозь на машине

Утром второго дня года всё вокруг покрылось пушистой изморозью, ветер раздувал облака и дал прорваться в наш сумрачный мир солнцу. Это был яркий, сухой и тёплый день перед чередой обещанных снегопадов и морозов (метель завывает за окном прямо сейчас, пока я пишу).

В то утро я подумала, что такую мимолётную красоту надо обязательно наблюдать где-то, где и так необыкновенные погодные спецэффекты будут умножены на два — на море!

Дорога к морю
Дорога к морю

И мы поехали — в уже знакомую мне гавань Пейпию, один из заливов Копорской губы. Это часть Котельского заказника, где я бывала позапрошлым летом. Как и ожидалось, даже в огороженных мысами заливах ещё плескалась вода.

Хотя у берега и покачивались на волнах округлые рыхлые льдины, но сплошного покрова в акватории не было. За слоем ледяных блинов шла вода, перемешанная с мелкими льдинками, и по своей консистенции походила на кашу, а дальше — чистое синее море.

Ледостав — зрелище поистине завораживающее, особенно на больших водоёмах. На берегу хоть и чувствовалось лёгкое дыхание зимы, но вместе с шелестом волн, солнечным светом, пробирающимся сквозь полог прибрежного леса, и ароматом водорослей, который поднимался со дна залива, создавалось впечатление вневременности. Смешение сезонов, смешение чувств, пейзажей и запахов. Красота!

Там, где вода облизывает берега, в морозные дни можно наблюдать потрясающие ледовые эффекты — скульптуры, созданные замерзшими наплесками, стеклянные футляры на камнях и брёвнах, которые остались от заграждений рыболовецкой гавани. Издалека кажется, что торчащие из воды деревяшки покрыты сахарной глазурью.

С двух сторон от каменного мола, уходящего в акваторию на 150 метров, и камни все покрылись льдом, и на тонких травинках, склонившихся к самой воде, образовались хрупкие стеклянные цилиндры.

Эти стеклярусы разных размеров блестели на солнце, и от тепла — то ли накануне, ещё во время оттепели, то ли сейчас от ярких лучей — начали таять, опуская с боков новые цилиндры-сосульки, на самых кончиках которых повисли капельки воды.

Но первые дни года всё ещё короткие. Скоро солнце, не успев вырваться из лесного плена, снова скрылось где-то в спутанных ветках, и на побережье стало тенисто. Подтаявшая хрустящая корка снега стала не белоснежной, а серо-синей. А само солнце ещё до заката спряталось в густой облачности, набежавшей с запада, предвещая приход долгожданного снежного циклона. И мы поспешили домой.

Глубина Финского залива, как известно, небольшая, поэтому можно было ходить по замерзающему морю прямо в сапогах.
Глубина Финского залива, как известно, небольшая, поэтому можно было ходить по замерзающему морю прямо в сапогах.

На этом всё. Спасибо, что дочитали до конца! А по ссылке ниже можно прочитать мой летний репортаж из Котельского заказника: