1942-1944 годы
Нидерланды
6 марта 1942 года отделение IIIf абвера арестовало группу английских агентов, группировавшихся вокруг RLS-передатчика, радистом которого был Лоуерс, лейтенант Интеллидженс Сервис. С этого момента Гаагская группа абвера под руководством майора (позднее подполковника Германа Гискеса) начинает радиоигру с англичанами, которая получила кодовое название «Нордпол» (смотри публикации «Операция «Нордпол». Начало»). Игра заключалась в том, чтобы создать иллюзию у англичан, что на территории Голландии существует и постепенно успешно разворачивает свою деятельность сеть голландского Сопротивления. Но эта сеть для успеха своей работы нуждается в оружии, взрывчатке, снаряжении.
Игра началась успешно. Уже в конце марта 1942 года из Лондона пришло поручение подобрать подходящую площадку для приёма крупной партии оружия и взрывчатки. Одновременно сообщалось, что при этой выгрузке будет сброшен парашютист, агент Интеллидженс Сервис, который войдёт в состав группы Лоуерса.
Разумеется, подходящее место сотрудники Гискеса нашли быстро. Сообщили в Лондон. Оттуда пришла шифрограмма с указанием даты выброса агента и парашюта с грузом. По указанию Гискеса был образован «приёмный комитет». В назначенное время он ждал в назначенном месте, и все его участники нервничали. Если англичане неразгадали игру абвера, то будут сброшены агент и груз, а если разгадали - то на головы «приёмного комитета» полетят бомбы.
К счастью для абверовцев англичане не разгадали. Груз и агента приняли наилучшим образом. По радиопередатчику RLS в Лондон ушло сообщение о благополучной высадке агента и приёме груза.
С целью получения информации от прибывшего агента устроили небольшой праздник в честь его прибытия. Прибывшего агента доставили на конспиративную квартиру местного «Сопротивления», где в его честь устроили вечер с выпивкой и хорошей едой. Принимавшие, по внешности типичные голландцы, восторженные прибытием «друга» из Англии, засыпали прибывшего рассказами о своих местных делах и проблемах, и жадно расспрашивали, а как там «в Лондоне», и как скоро ждать высадки союзников в Голландии, чтобы изгнать ненавистных немцев. Хорошее вино, дружеская компания, агент, естественно, размяк и информация посыпалась, как из рога изобилия. Сидящий где-то в соседней квартире сотрудник абвера едва успевал менять магнитофонные бобины.
И такой приём устраивался каждому прибывшему из Англии.
Как правило, в подобной ситуации, прибывший агент выбалтывал всё. Вся информация анализировалась, раскладывалась по полочкам, болтливый агент оказывался в тюрьме, и игра продолжалась. От имени прибывшего начинала поступать в Лондон информация, соответствующая его заданию. Сложность заключалась в том, что англичане ни в коей мере не должны были заподозрить, что их агенты и грузы попадали в руки абвера.
Потому «Нордпол», с одной стороны, проводили в режиме строжайшей секретности, с другой, вовлекали в эту операцию всё больше и больше опытных и доверенных сотрудников абвера, которых приходилось привлекать из других отделений абвера в Бельгии и Франции.
За два года (1942-1944), пока шла операция «Нордопол» «приёмные комитеты» более двухсот раз принимали грузы, сбрасываемые с английских самолетов «бойцам голландского Сопротивления» по указанию Интеллидженс Сервис. В иные ночи принимали сразу по три-четыре груза в разных местах Голландии.
В контейнерах, сбрасываемых на парашютах, находились автоматы, револьверы, патроны, взрывчатка, продовольствие, табачные изделия, одежда, иногда рации.
Если учесть, что каждый самолет сбрасывал от двух до восьми контейнеров, каждый весом по триста-четыреста килограмм, то к марту 1944 года склады абвера в Голландии были забиты английским оружием, боеприпасами, взрывчаткой, военным снаряжением.
Наибольшую выгоду от этих «посылок» из Англии получил отдел абвера, который занимался диверсионно-террористической деятельностью в тылу союзников, так как его группы снабжались английской же взрывчаткой.
Зимой 1943/1944 года, когда во Франции формировали новую часть вермахта, и оказалось, что ей недостаёт автоматического оружия, позвонили в Гаагу, в отделение IIIf абвера, и получили со складов последнего несколько сот автоматов с большим количеством патронов английского производства. Это не считая прочих 15 тысяч единиц стрелкового оружия (цифра на совести О.Райле), переброшенного англичанам для «голландского Сопротивления» в ходе операции «Нордпол».
Помимо этих грузов сотрудники Гискеса захватили 54 английских агента, переброшенных в Голландию либо самолетами либо морем. При этом от каждого получили нужную немцам информацию и ни разу не прокололись, сообщая о деятельности прибывших в Лондон.
К концу операции на Лондон работали 14 радиоканалов, каждый со своим радистом, заброшенным из Англии, захваченным группой Гискеса и перевербованным немцами.
А в Лондоне при таком размахе радиоигры так ничего и не заподозрили.
Это было связано с очень грамотной работой группы Гискеса по дезинформации противника.
Окончание следует...
(Источник: О.Райле)