Найти тему

Взлёт и падение американской мечты. Как в Штатах собирались продавать УАЗ и что из этого вышло

Приветствуем постоянных и новых читателей! Много ли среди вас тех, кто застал девяностые годы в более-менее сознательном возрасте? Согласитесь, странное было время: пока наши соотечественники заучивали названия кучи англоязычных брендов и прощались с красным знаменем, по ту сторону глобуса стартует рекламная кампания старого доброго УАЗ-469. Да, мы не шутим! Интересно, что привлекло простых американцев в привычном нам «козлике»? Усаживайтесь поудобнее и читайте дальше!

Начинается эта история в 1991 году. Главным героем в ней будет Уильям Андерсон — американский предприниматель и большой фанат внедорожников. Во время поездки в Россию он увидел вездесущий УАЗ и пришёл в восторг. Причём эта была вполне обычная реакция, многие американцы разделяли полузапретный интерес ко всему советскому. А когда наступила эпоха гласности и внезапно стало «можно», на Красной площади часто можно было услышать разговоры на английском языке. Поэтому предприниматель начал подсчитывать в уме выгоду от продаж в США такого простого, надёжного и при этом по-своему модного внедорожника.

До этого в Штатах официально не продавалась ни одна машина из СССР. Хотя их можно было увидеть в стране, особенно поближе к границе с Канадой. Но спасибо Голливуду, в фильмах про «империю зла» советские внедорожники отрабатывали своё экранное время. Поэтому в рекламе УАЗ не нуждался. Наверное, в те времена такая машина удивляла ничуть не меньше, чем звездолёт — такой же кусок абсолютно незнакомого мира.

В том году Андерсон прибывает в Ульяновск и договаривается с руководством предприятия об основании филиала прямо в США. На заводе стояли не те времена, в которые стоит отказываться от предложений о сотрудничестве. Тем более, когда начинаются задержки зарплат, а речь идёт о долларах. Позже Уильям занимается всей бюрократией и уже в 1993 году ульяновцы становятся партнёрами UAZ of America.

Андерсон действовал местами опрометчиво, но явно не глупо. С целевой аудиторией было понятно сразу: простые американцы, преимущественно селяне и жители малых городов, которые не хотят тратиться на Ford, Jeep, Dodge и другие местные марки. Обилие обязательных опций в них делало американские внедорожники слишком дорогими. Плюс нужно было вовремя оседлать волну популярности. По замыслу УАЗ-469 требовал минимальных доработок, чтобы подойти под нормы американского законодательства. Первая малая партия УАЗов (примерно 20 экземпляров) отправляется в США для доработок и тестов.

Сначала янки установили дисковые тормоза, травмобезопасный руль с подушкой безопасности и переставили топливный бак (под днище, так как бензобаки с боков считаются в США небезопасными). А дальше в дело вступает одна из типичных черт американского характера: гигантомания. Если делать, то большое и много. Стандартный двигатель УАЗ так и не вышло доработать, даже после апгрейда его мощность была смехотворной по привычным для США меркам. Вместо него ставят американский двигатель мощностью 223 лошадиные силы. За ним потребовалось заменить почти все ключевые агрегаты — коробку передач, раздаточную, тормоза. В итоге перед широкой публикой УАЗ предстал уже основательно «локализованным».

-2

В 1994 году на нью-йоркском автосалоне UAZ Sport (такое название получила доработанная модель) купался в овациях. После выставки UAZ of America получает около 2 тысяч предзаказов и более 50 предложений сотрудничества от местных дилеров. Андерсон разрывается между амбициозными планами и необходимостью завершить работу над UAZ Sport — машина ещё не полностью соответствует американскому рынку. Дело не только в неполном соответствии законам, но и в том, что Уильям переоценил неприхотливость средних американцев. Пока он строит планы по экспорту UAZ в Канаду и страны Латинской Америки, покупатели требуют подумать над качеством салона, приборной панели и кондиционера. В Ульяновске тоже подсчитывают будущую прибыль и даже готовятся к отвёрточной сборке для американского рынка.

Кстати, посмотрите на рекламный буклет УАЗ-3303, получивший название «Bed Truck».

-3

Следующая версия «козлика» уже отвечает всем представлениям американцев о достаточно комфортном автомобиле. Здесь полностью заменена приборная панель, поставлены новые сидения, мощный кондиционер. Колёса, конечно же, с литыми дисками. Фары и габаритные огни в новой доработке больше не смущают американских автоинспекторов. Полностью переделана крыша. Теперь вместо жёсткого верха от солнца и осадков бережёт тент на липучках, для этого пришлось сварить новый каркас.

-4

Казалось бы, что может пойти не так? Модель под названием World UAZ готовится к выставке в 1995 году. Но финансовые отчёты возвращают Андерсона на землю. Его компания банкротится из-за слишком поспешных решений. Возможно, если бы он действовал чуть осторожнее, американцы бы сегодня хвастались друг перед другом новыми УАЗами. Даже предзаказы не помогли разобраться с кредиторами, поэтому в Ульяновске руководству завода тоже приходится умерить амбиции. Хотя для них этот ход больше был нацелен на саморекламу, чем на чистую прибыль. Потому что продажи в Америке — это престижно, тем более для компании, которую половина мира знали только по машинам, замеченным в горячих точках Холодной войны.

Во всём мире существовало всего несколько экземпляров американизированного УАЗа. Об одном из них мы вскоре расскажем вам, не забудьте подписаться! Как вам такая машина, захотелось сесть за руль? Или у вас есть собственные идеи по превращению «четыреста шестьдесят девятого» в машину мечты? Добро пожаловать в комментарии! И оставайтесь с нами, в автомобильном мире ещё много интересного, о чём мы хотим вам рассказать.

-5

METALPART.RU — стальная надёжность деталей