Антон Павлович Чехов, конечно, никакого отношения к ЕГЭ не имеет. Зато он был любителем собирать смешные ошибки носителей русского языка. В его рассказе «Жалобная книга», который он написал, вдохновившись журналом для жалоб на одной из железнодорожных станций, описана типичная для 8 задания ЕГЭ ошибка.
«Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».
Теперь нужно разобраться, что же смешного в этом предложении?
Деепричастие и оборот
Деепричастие тоже Франкенштейн, как причастие. Эта часть речи взяла признаки глагола и наречия. Потому у деепричастия есть особенности: оно обозначает дополнительное действие, имеет вид и не изменяется. Отвечает на вопрос: «что делая?» и «что сделав?». Этого хватит, чтобы вычислить его в предложениях.
Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Зависимость в языке — возможность задать вопрос. Например, «зайдя (куда?) в комнату». Значит это деепричастный оборот.
Ошибка №1 — по Чехову
Мы теперь знаем, что деепричастие и деепричастный оборот в предложении обозначают дополнительное действие. Тогда получается: тот, кто выполняет основное действие (выраженное сказуемым), он же выполняет и дополнительное.
Значит нам нужно разобрать чеховскую жалобу по составу:
Весь курьёз в том, что шляпа подъезжала к станции, глядела в окно и слетела.
Поправим это предложение так: «Когда я подъезжал к сией станции и глядел на природу в окно, у меня слетела шляпа», «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, я потерял шляпу».
Ошибка №2: нет подлежащего
В русском есть предложения, в которых нет и не может быть подлежащего. Называются безличными. Итак, если нет лица, которое выполняет действие, то не может быть дополнительного действия с деепричастием.
Неправильно: «Закутавшись в плед, мне стало тепло и уютно».
Многие совершают фатальную ошибку и говорят, что «мне» — подлежащее. Но я надеюсь, что мои внимательные читатели помнят: с первого класса учителя твердят: «Вопросы подлежащего — «кто?» и «что?».
Исправить неправильное предложение следует так: «Когда я закутался в плед, мне стало тепло и уютно».
Ошибка №3: вид глагола
Для начала вспомним, что есть виды глагола:
- Несовершенный вид отвечает на вопрос: «что делать?»
- Совершенный вид отвечает на вопрос: «что сделать?»
Наличие или отсутствие приставки «с» в вопросе показывает вид не только для глагола, но и для деепричастия.
Например, кинуть (что сделать?) совершенный вид. А кидать (что делать?) несовершенный. Кинув (что сделав?) совершенный вид. Кидая (что делая?) несовершенный.
Так, если мы поставим деепричастие одного вида с глаголом другого вида, то получится грамматическая ошибка.
Неправильно: «Кидая мяч, он попал в кольцо».
Правильно: «Кидая мяч, он попадал в кольцо», «Кинув мяч, он попал в кольцо».
Что я думаю?
Главный совет в любом задании на грамматику — видеть в предложениях грамматическую основу. Если навык не развит настолько, что с ходу предложение представляется в виде схемы, то нужно сначала находить подлежащее и сказуемое в любом предложении на грамматику и подчёркивать. Лишним это точно не будет.
С ошибками в оборотах главное — найти виновника сложной конструкции. Потому обязательно нужно чётко знать, чем причастие отличается от деепричастия. Я всегда рекомендую делать таблицу с различиями этих частей речи.
При работе с деепричастиями можно проводить проверку по пунктам:
- Найти деепричастие и зависимые слова;
- найти грамматическую основу;
- посмотреть, может ли подлежащее выполнять действие и есть ли подлежащее;
- сравнить виды глагола и деепричастия.
Вопрос к читателям:
Как отличить причастие от деепричастия?
Автор: Анастасия Шендрик, глаголом жгу сердца учеников и рассказываю смешные истории.
Читайте статьи автора также в телеграм-канале "Записки репетитора" — по этой ссылке