Найти тему
Хакнем Школа

Деепричастный оборот в ЕГЭ в 8 задании, или типичная ошибка по Чехову

Антон Павлович Чехов, конечно, никакого отношения к ЕГЭ не имеет. Зато он был любителем собирать смешные ошибки носителей русского языка. В его рассказе «Жалобная книга», который он написал, вдохновившись журналом для жалоб на одной из железнодорожных станций, описана типичная для 8 задания ЕГЭ ошибка.

«Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».

Теперь нужно разобраться, что же смешного в этом предложении?

Деепричастие и оборот

Деепричастие тоже Франкенштейн, как причастие. Эта часть речи взяла признаки глагола и наречия. Потому у деепричастия есть особенности: оно обозначает дополнительное действие, имеет вид и не изменяется. Отвечает на вопрос: «что делая?» и «что сделав?». Этого хватит, чтобы вычислить его в предложениях.

Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Зависимость в языке — возможность задать вопрос. Например, «зайдя (куда?) в комнату». Значит это деепричастный оборот.

Ошибка №1 — по Чехову

Мы теперь знаем, что деепричастие и деепричастный оборот в предложении обозначают дополнительное действие. Тогда получается: тот, кто выполняет основное действие (выраженное сказуемым), он же выполняет и дополнительное.

Значит нам нужно разобрать чеховскую жалобу по составу:

-2

Весь курьёз в том, что шляпа подъезжала к станции, глядела в окно и слетела.

Поправим это предложение так: «Когда я подъезжал к сией станции и глядел на природу в окно, у меня слетела шляпа», «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, я потерял шляпу».

А.П. Чехов
А.П. Чехов

Ошибка №2: нет подлежащего

В русском есть предложения, в которых нет и не может быть подлежащего. Называются безличными. Итак, если нет лица, которое выполняет действие, то не может быть дополнительного действия с деепричастием.

Неправильно: «Закутавшись в плед, мне стало тепло и уютно».

Многие совершают фатальную ошибку и говорят, что «мне» — подлежащее. Но я надеюсь, что мои внимательные читатели помнят: с первого класса учителя твердят: «Вопросы подлежащего — «кто?» и «что?».

Исправить неправильное предложение следует так: «Когда я закутался в плед, мне стало тепло и уютно».

Ошибка №3: вид глагола

Для начала вспомним, что есть виды глагола:

  • Несовершенный вид отвечает на вопрос: «что делать?»
  • Совершенный вид отвечает на вопрос: «что сделать?»

Наличие или отсутствие приставки «с» в вопросе показывает вид не только для глагола, но и для деепричастия.

Например, кинуть (что сделать?) совершенный вид. А кидать (что делать?) несовершенный. Кинув (что сделав?) совершенный вид. Кидая (что делая?) несовершенный.

Так, если мы поставим деепричастие одного вида с глаголом другого вида, то получится грамматическая ошибка.

Неправильно: «Кидая мяч, он попал в кольцо».

Правильно: «Кидая мяч, он попадал в кольцо», «Кинув мяч, он попал в кольцо».

Что я думаю?

Главный совет в любом задании на грамматику — видеть в предложениях грамматическую основу. Если навык не развит настолько, что с ходу предложение представляется в виде схемы, то нужно сначала находить подлежащее и сказуемое в любом предложении на грамматику и подчёркивать. Лишним это точно не будет.

С ошибками в оборотах главное — найти виновника сложной конструкции. Потому обязательно нужно чётко знать, чем причастие отличается от деепричастия. Я всегда рекомендую делать таблицу с различиями этих частей речи.

При работе с деепричастиями можно проводить проверку по пунктам:

  1. Найти деепричастие и зависимые слова;
  2. найти грамматическую основу;
  3. посмотреть, может ли подлежащее выполнять действие и есть ли подлежащее;
  4. сравнить виды глагола и деепричастия.

Вопрос к читателям:

Как отличить причастие от деепричастия?

Автор: Анастасия Шендрик, глаголом жгу сердца учеников и рассказываю смешные истории.

Читайте статьи автора также в телеграм-канале "Записки репетитора" по этой ссылке

Другие статьи автора:

-4

Хотите опубликовать свой пост в «Хакнем Школа»? Напишите нам на почту: story@haknem.com