Держу в руках книгу «Новая Эллада», которая ярким фоном обложки создает радостное настроение.
Оранжевым цветом дизайнер Дмитрий Мордвинцев задает ритм, который будет держать нас в волнительном напряжении с первой до последней страницы. Знойного оранжа не много и не мало. Он уравновешивается блоками черно-белых фотографий маститого архитектурного фотографа Михаила Розанова.
На оранжевых страницах написано предисловие автора. Уже с этих страниц мы понимаем, что так об архитектуре ЮБК еще не писали. Вернее, прецедент был: примерно так, ярко и образно, с иронией и подчас безжалостно к стереотипам, и одновременно с восторгом по поводу яркого и талантливого архитектурного творчества, писал о дворцах и санаториях Южного берега наш крымский архитектор Ефим Крикун – но было это в далеком 1970 году.
Ученый-историк из МГУ Андрей Карагодин ставит перед собой задачу: «утопическую парадигму Тавриды как русской Эллады ˂…˃ зафиксировать, расколдовать и объяснить», а также «поместить южнобережную архитектуру, как реализованную, так и бумажную, в более широкий контекст, найти ее место на карте русской и мировой культуры». И с этой задачей автор великолепно справился.
Перелистаем же, дорогой читатель, книгу вместе. Она написана красивым литературным языком, многими музеями предоставлены редкие фотографии, литографии и живописные работы, специально была проведена съемка архитектурных объектов в Крыму. Книга написана легко, размашистым крупным мазком, оставляя читателю возможность в достоверную выверенную историческую канву вписать свои архитектурные сюжеты. Это не справочник, в котором собраны все архитектурные объекты и все архитекторы Южного берега Крыма… Это путь, по которому, будем надеяться, автор пройдет еще не раз.
Открыв книгу, мы надолго задержимся, разглядывая форзац. Как Михаил Розанов выстраивает линию горизонта – это полный восторг, а как автор книги умеет заглянуть за этот горизонт – отдельная история. В этот штиль и эти облака можно всматриваться бесконечно…
На первой странице книги - эпиграф. В книге нет ни одной малейшей детали, которая попала бы туда случайно. Те, кто следит за творчеством Андрея Карагодина, поймут, почему именно это стихотворение Евгения Головина выбрано в качестве эпиграфа.
В лаконичном предисловии автор делится замыслом книги. Если изначально было задумано упорядочить хорошо известные факты об истории южнобережной архитектуры, то после погружения в материал, через работу в архивах и библиотеках, появилось желание «взглянуть на культурный ландшафт Южного берега Крыма, его парки и здания не как на собрание памятников, а как на натурфилософский палимпсест, где идея «Новой Эллады», социокультурной утопии субтропической растительности и смягченных нравов по-разному раскрывалась на протяжении различных эпох языком зодчества и ландшафтной архитектуры».
Такой замысел определил структуру книги. Она состоит из четырех глав. Каждая глава включает небольшое эссе, раскрывающее дух и основные вехи эпохи, и альбом с пятнадцатью самыми примечательными, на взгляд автора, памятниками, расположенными в хронологическом порядке.
Пересказать текст книги невозможно. Он емкий, наполнен многими смыслами. Ее нужно читать, размышлять и наслаждаться.
Заканчивается книга словами: «Мечта о возрождении античного рая, ставшая движущей силой освоения Россией Южного берега Крыма на протяжении последних двухсот лет, недостижима, но стремиться к ней надо, в этом весь смысл. А значит, век архитектурной утопии на Южном берегу Крыма продолжается».
Сердечно поздравляю автора с выходом книги, желаю успешного продолжения работы над архитектурной историей Южного берега Крыма.
Всех членов команды Большой ялтинской энциклопедии и всех подписчиков нашего блога поздравляю с Новым годом!
С любовью и уважением, Наталия Сырбу