Найти в Дзене
Учёный кот

"Глазами жертвы" Майка Омера- эволюция от пресной завязки цикла до громкого коммерческого хита".

Оглавление

Всем привет! Сегодня предлагаю обсудить третью (к сожалению, финальную) часть цикла "Внутри убийцы" Майка Омера- роман "Глазами жертвы". Не буду рассказывать ни о моих взаимоотношениях с самим автором, ни с его циклом, ибо совсем недавно подробно описал их в обзоре на книгу "Заживо в темноте" (интересно, почитайте здесь: https://dzen.ru/media/id/5ea006646766da1f3c9c28d6/zajivo-v-temnote-maika-omera-neojidanno-dinamichnoe-prodoljenie-presnogo-nachala-cikla-vnutri-ubiicy-63b29d8d3869ed199ec5e577), а перейду непосредственно к событиям третьей книги о профайлере Зои Бентли, которая, как гласит обложка, "Может думать, как убийца".

Сегодня книгу в мягкой обложке, купленную в сети магазинов Fix Price, представляет не очень довольная, потревоженная спросонья Дженя.
Сегодня книгу в мягкой обложке, купленную в сети магазинов Fix Price, представляет не очень довольная, потревоженная спросонья Дженя.

Прошло совсем немного времени с предыдущего расследования Зои и Тейтума, во время которого Зои чуть не стала жертвой серийного убийцы, окрещённого прессой "Землекопом", а напарников уже ждет новое странное преступление: в собственном доме обнаружено тело молодой девушки, дочери пастора местного баптистского прихода. Увиденное повергает полицию в шок: в местах многочисленных ран жертвы обнаружены засосы, как будто кто-то перед смертью пил её кровь, а затем задушил, после чего надел на мёртвое тело серебряное украшение и заботливо укутал его одеялом. Что это за странный фетиш-ритуал? Зои, уже несколько недель идущей по следу серийного убийцы Рода Гловера, превратившего её собственную жизнь и жизнь её близких в кошмар, кажется, что почерк убийцы похож на манеру Гловера, но есть несколько нестыковок.... И первая из них - почему на месте преступления обнаружены отпечатки двух разных пар мужской обуви?

К третьей части цикла, начавшегося достаточно пресно, Омер эффективно доказал читателю, что эволюционирует в писательском мастерстве. Он научился грамотно расставлять акценты - знает, где разогнать историю до крейсерских скоростей, а где, напротив, притормозить, чтобы читатель, не успевший разгадать все загадки на сегодня, провёл бессонную ночь, ломая голову, понимает, на какие рычажки потаённых читательских страхов надавить, чтобы возвести их в степень катарсиса (мне, например, показалось первобытной дикостью поднимаемая автором тема клинического вампиризма, или как называют его психологи, "синдрома Ренфилда", и тот факт, что в нашем просвещённом веке есть люди, верящие, что "почти от любой болезни поможет немного крови другого человека. Это обогащает собственные белые кровяные клетки, укрепляет иммунную систему"(с). Однако жена меня просветила, что в звёздных кругах элит сейчас модно, когда люди таким варварским образом омолаживают организм друг друга, привела цифры статистики, согласно которой за 130 лет с первого описания этого синдрома, число пациентов с этим отклонением психики составляет ни много, ни мало- 50000 человек, а также напомнила сюжет из последнего сезона "Битвы экстрасенсов", в котором вдова Нарцисса Пьера с упоением рассказывала как раз о таком ритуале), умеет задать и выдержать до самого конца завораживающую и пугающую атмосферу и интригу. А уж интриг автор закручивает немало: в этом романе Зои и Тейтум быстро догадываются, что Гловер орудует в Чикаго не один, и пытаются выйти на него через подельника, коим оказывается один из прихожан церкви. Естественно, под подозрение попадают более ста человек, и интрига с подозреваемым выдерживается вплоть до самого конца- многие из прихожан оказываются не без греха, ведь под сводами церкви пастора Лэма нашли прибежище несколько откровенных подонков (включая и нашего старого знакомого Гловера), с которыми погибшая Кэтрин беседовала в ходе сеансов реабилитации. Была ли её смерть результатом этих бесед (она слишком глубоко вторглась в грязные тайны прихожан) или чистой случайностью? Не слишком ли опасна для Зои новая особенность её организма, не упомянутая в предыдущих книгах, к которой она в силу опасности прибегает, пусть и не часто, при составлении профиля убийцы? И наконец, главный вопрос- случится ли между героями романтическая линия, ведь на химию между ними автор неоднократно намекал? Таким образом, Омер закидывает для читателей сразу несколько наживок, в надежде, что на ту или иную (а может, и на все сразу) те обязательно клюнут и наживку, что называется, "схавают".

Кстати, и сам автор водном из интервью объясняет коммерческий успех своих книг (а с тем, что они коммерчески успешны, поспорить сложно-произведения Омера переведены более чем на 14 языков мира и разошлись тиражом более миллиона экземпляров, а также вошли в число бестселлеров New York Time и Washington Post) объясняет тем же самым: он читал много детективов других авторов, которые, что называется, "в тренде" и "на слуху". Обладая аналитическим складом ума (до писательской карьеры, Омер трудился в сфере IT-технологий, разрабатывая компьютерные игры), будущий потенциальный писатель определял, какие детективные "фишки" способны удержать читательское внимание, и брал их на вооружение. По собственному утверждению, Майк " набил голову массой приёмчиков отовсюду"(с). Проанализировав эти приёмчики, Омер составил своеобразный "список Омера", к которому периодически обращается в процессе написания каждой новой книги. Вот ведь хитрец- и плагиатом не назовёшь, и подводных камней в виде ошибок других авторов помогает избежать- ни один из романов Омера не возвращается к событиям предыдущих книг (что является проблемой всех серийных детективов), в результате цикл не топчется подолгу на одном месте, а пролетает буквально на одном дыхании( при этом, читать романы всё-таки нужно в порядке, предложенном автором, чтобы проследить эволюцию героев), у автора, похоже, есть врождённое чувство меры, позволяющее ему вовремя остановиться и не растягивать серию книг до "мыльной оперы" ( события цикла "Внутри убийцы" вообще протекают на протяжении всего нескольких месяцев), да и в умении прописывать психологические портреты героев ему не откажешь- "плохиши" автора не похожи один на другого, ведь мотивация каждого из них меняется от романа к роману. Добавляет истории весомости и то, что Омер в простеньком на первый взгляд детективе - процедурале поднимает такие нравственные проблемы, как вопрос повторного доверия серьёзно оступившемуся в жизни человеку, или профессиональной этики (Зои несколько раз ловит себя на мысли, что в начале расследования пытается намеренно подогнать составляемый ей профиль серийного убийцы под личность Гловера).

В итоге цикл, знакомство с которым нельзя было назвать удачным, превратился в одно из ярчайших событий современной детективной литературы, а сам Омер пусть пока и не в самого любимого автора детективов, но однозначно достойного со временем войти в их пантеон. А учитывая, что автор Майк достаточно продуктивный (на сегодняшний день в России издано шесть его книг, и пять из них уже есть в домашней библиотеке), времени до вхождения его в число любимых авторов пройдёт совсем немного. Уже буквально в следующем обзоре мы подробно разберём с вами роман - завязку нового цикла, "Гленмор Парк", под названием "Как ты умрёшь", который позиционируется автором, как приквел к циклу "Внутри убийцы". За сим с вами прощаюсь...

А что вы думаете о творчестве Майка Омера? Полностью ли прочли цикл "Внутри убийцы"? Какая из трёх книг понравилась больше всего? Готов обсудить с вами цикл в комментариях к этой статье! И до скорых книжных встреч на моём канале!