Ничто не учащает мой пульс сильнее, чем вывеска «скидка 50%».
Софи Кинселла, британская писательница.
Добро пожаловать на мой канал! Вопросу инфляции я ранее посвятил три статьи, но и на этом тему нельзя считать закрытой.
Ведь есть и обратная сторона монеты - это дефляция. У нее также есть свои типы, причины, преимущества и недостатки. И знать о них не менее важно, особенно для тех, кто готовится к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Что такое дефляция?
В русском языке приставка «-де» имеет значения уменьшения, отмены или разбора чего-либо на части. Если инфляция означает увеличение общего уровня цен в стране, то дефляция является противоположным процессом. Она означает снижение цен. Да, цены могут также и уменьшаться, и тому есть свои причины.
Дефляцию можно назвать «изнанкой инфляции». Она тоже происходит из-за изменения сложившегося баланса спроса и предложения. Например, когда каких-то товаров или услуг в продаже становится больше, то говорят, что их предложение выросло.
Например, это относится к овощам и фруктам. В летний сезон эти товары дешевеют из-за сезонного увеличения их количества.
В таком случае говорят о дефляции предложения – товара стало больше, и продавец будет снижать на него цену, чтобы тот не лежал на складе, а принес ему прибыль. Это особенно важно для скоропортящихся товаров, в основном пищевых.
Дефляция предложения может быть вызвана и возрастанием экономической конкуренции. Например, если на рынок выходит новый продавец кофе, который продает его по цене ниже средней, или привлекает лучшим качеством товара, то другие продавцы тоже снизят цены на свой кофе, чтобы не терять покупателей.
Цена на товар может быть снижена и вследствие выхода на рынок товара-субститута. Проще говоря, это товар-заменитель. Например, выход на рынок новых продавцов какао или чая может вынудить продавцов кофе также снизить на него цену.
Эти товары вполне способны заменять друг друга, так что вместо дорогого кофе покупатель предпочтет купить какао или чай. В любом случае, конкуренция является положительным фактором, влияющим на снижение цен.
Другим видом дефляции является дефляция спроса. Она возникает при уменьшении количества людей, желающих купить какую-либо продукцию. В таком случае говорят, что спрос снизился. Продавец может снизить цену на товар, чтобы удержать покупателей, и не терять прибыль.
Такое происходит, например, с ценами на зимнюю одежду. Летом нераспроданные шубы, куртки и дубленки продаются дешевле, потому что большого спроса в это время года на них нет.
Итак, избыточное предложение или низкий спрос являются базовыми причинами, вынуждающими продавцов товаров и услуг снижать на них цены. С инфляцией все происходит в обратном направлении.
Как бороться с инфляцией?
Конечно, нам хотелось бы, чтобы цены никогда не росли и падали как можно чаще и сильнее. Но давайте разберемся, кому вредит инфляция и дефляция, и почему не должно быть слишком много ни того, ни другого.
Инфляция вредит, конечно же, покупателю, вынуждая его снижать свое потребление и экономить на дорогих товарах. Но и дефляция, в свою очередь, будет вредна для продавца, поскольку уменьшает его прибыль.
Снижение прибыли вынудит его сокращать штат сотрудников и уменьшать объемы производства, а то и вовсе сделает банкротом. Это приведет к увольнениям и безработице, и как следствие к инфляции – теперь товара в продаже меньше (ведь меньше людей занято его производством), и цены на него повысят. Замкнутый круг – чрезмерная дефляция способна породить инфляцию и наоборот.
Поэтому, цена и должна быть равновесной, удовлетворять и продавцу, и покупателю. При отсутствии каких-либо перекосов в сторону предложения или спроса товара в продаже по такой цене будет всегда достаточно, и прибыль позволит продавцу планомерно совершенствовать свою деятельность.
Но вечно находиться в состоянии равновесия, спрос и предложение не могут. Поэтому государство часто выступает ручным регулятором, по мере сил выправляющим любые перекосы этих двух величин. Рассмотрим, какие инструменты оно использует:
1) Изменение учетной/ключевой ставки. Банк России уполномочен менять процентную ставку по кредитам, которые прочие банки дают гражданам.
К примеру, если учетная ставка низкая (допустим, 3%), то кредиты берут чаще, но объем оборотной денежной массы возрастает. Кредитные деньги «вливаются» в экономику и расходятся по рукам.
Это примерно то же самое, как если дать каждому человеку по 10 тысяч рублей. Наличности станет больше, люди будут больше тратить. Возникнет избыточный спрос – возникнет инфляция. Для того, чтобы ее сдержать, Центральный Банк может повысить учетную ставку.
Чтобы лучше разобраться в этом, рекомендую почитать статью об учетной ставке.
2) Изъятие из оборота «лишних» денег. Вполне возможно и частичное уменьшение денежной массы путем ее прямого изъятия. Конечно, такая мера вызовет недовольство населения, но при необходимости она оправдана.
3) Выдача дотаций и субсидий убыточным предприятиям. Государство может осуществлять точечные или массовые выплаты убыточным предприятиям, чтобы помочь им поддержать и нарастить свое производство. Это поможет не допустить дефицита производимых ими товаров, и сдержать рост цен на них.
4) Изменение курса национальной валюты. Чрезмерное ослабление рубля приведет к подорожанию импортных товаров – ноутбуков, например.
Представьте, что если импортный ноутбук стоит 1000$, то при курсе 80₽ за доллар он будет стоить 80000₽, а при курсе 50₽ за доллар – уже 50000₽. При помощи различных инструментов государство может влиять на биржевой курс национальной валюты. При его укреплении импортные товары становятся более доступными для населения.
Чтобы лучше разобраться в этой теме, можно прочесть статью о курсе валюты.
5) Изменение налоговой политики. Государство может вводить точечные или массовые налоговые преференции, или, напротив, увеличивать налоговое бремя.
Например, снижая налоги на бизнес, оно создаст более благоприятные условия для его развития и производства товаров. Повышая налоги на граждан, оно поспособствует уменьшению объемов денежной массы у населения, снижению их платежеспособного спроса, и замедлению инфляции.
Как видим, у государства есть много инструментов для сдерживания инфляции. Оно может повлиять на объемы денежной массы, или изменить условия ведения бизнеса, чтобы скорректировать объем товарной массы. Главное - это помнить, что инфляция не всегда является злом, дефляция также вредна для производителей. Важно, чтобы цены, сколь возможно, были стабильными, и не происходило их резких скачков в любую сторону.