Найти в Дзене

Почему возникает инфляция? Рассказываю все о ее причинах и типах

Оглавление
«Деньги портят человека, а инфляция портит деньги».

Борис Юзефович Крутиер, автор афоризмов.

Всем привет! Сегодня хотелось бы рассказать об инфляции. Эта тема будет актуальна и для сдающих ЕГЭ или ОГЭ по обществознанию, так и для любого другого человека, ведь с инфляцией мы сталкиваемся, чуть ли не ежедневно.

Когда мы говорим об инфляции, то имеем в виду общее повышение цен на товары и услуги. Это стандартное книжное определение, встречающееся в учебниках по обществознанию.

Иногда могут вырасти цены не на все товары, а на какой-то один – например, на черную икру. При этом, цены на другие продукты могут и не измениться. Например, повышение цен на черную икру не будет в строгом смысле являться инфляцией, если считать инфляцией именно общую динамику цен.

Но причины роста цен на один товар будут такими же, как и при подорожании одновременно всех товаров и услуг.

Поэтому, для упрощения изложения будем считать инфляцией рост цены даже отдельного товара или услуги – суть от этого не меняется. Хотя по учебникам инфляция означает именно общий рост цен. И неважно, чем этот рост вызван. Если есть рост цен, то это уже инфляция.

По общему правилу, инфляция означает повышение общего уровня цен. Фото из открытого доступа
По общему правилу, инфляция означает повышение общего уровня цен. Фото из открытого доступа

О понятии равновесной цены

Чтобы разобраться в причинах инфляции, обратимся к такому понятию, как равновесная цена. На рынке любого товара или услуги есть два участника – продавцы и покупатели. Первые хотят продать свои товары подороже, а вторые хотят купить их подешевле, а то и вовсе, получить бесплатно.

Понятное дело, что осуществить два взаимоисключающих желания невозможно. Тогда продавцы выставляют цены, которые будут комфортны для покупателя, но при этом позволят им получить прибыль.

Такая цена и будет равновесной. При ней спрос на товар и его предложение соответствуют друг-другу. Можно еще сказать, что равновесная цена - это цена согласия продавца и покупателя.
При равновесной цене не будет избытка и дефицита товаров. Фото из открытого доступа
При равновесной цене не будет избытка и дефицита товаров. Фото из открытого доступа

При равновесной цене продавец зарабатывает, а покупатель имеет доступный товар. Самый главное преимущество в том, что товара для всех будет достаточно. Продавец знает, сколько в среднем удается продать в заданный период, поэтому будет выставлять на прилавок столько, чтобы удовлетворить спрос.

Конечно, участники рынка не будут терять надежды всё-таки вылезти из ценовых рамок, чтобы удовлетворить свои интересы. Продавец будет аккуратно экспериментировать с повышением цены, проверяя, не оттолкнет ли это покупателя. А последний не преминет поискать для себя товар подешевле.

Но для обоих всегда есть риск. Пожадничает продавец – потеряет покупателей и прибыль. А если покупатель станет ждать снижения цен, то упустит и товар, и цену, которая есть сейчас. Этот-то риск и понуждает их не особенно отталкиваться от равновесной цены, и в основном придерживаться ее.

Таким образом, равновесная цена является тем островком стабильности, который выгоден каждому. Это и есть та точка, где взаимоисключающие желания продавцов и покупателей находят свое удовлетворение. Но точно сказать о стабильности можно только одно – она не может длиться вечно.
О принципе равновесной цены. Картинка из открытого доступа
О принципе равновесной цены. Картинка из открытого доступа

Инфляция предложения

Что ж, перейдем к рассмотрению типов инфляции. И первый из них - это инфляция предложения.

Давайте подумаем, что может разрушить гармонию спроса и предложения, которая поддерживает равновесную цену? В принципе, на это способная любая неожиданная ситуация.

Например, вы не можете быть уверены, что завтра в мире не начнется пандемия, или очередная война. Тогда многие предприятия закроются и перестанут работать, и количество доступных к покупке товаров уменьшится.
А быть может, сильный шторм потопит все рыболовные судна в прибрежном городе, так что их обломки заполонят собой прибрежные воды. Невозможно будет даже подплыть к берегу. Уйдут месяцы, чтобы их расчистить, построить и ввести в эксплуатацию новые судна. и восстановить прежние показатели лова рыбы.

Вы уже догадались, что произойдет с ценами на рыбу в этом городе?

Спойлер: они вырастут, поскольку рыбы стало меньше!

Уменьшение количества доступного товара, например, рыбы, приведет к его подорожанию. Фото из открытого доступа
Уменьшение количества доступного товара, например, рыбы, приведет к его подорожанию. Фото из открытого доступа
Итак, мы с вами подобрались к первой причине инфляции. Должно уменьшиться количество доступного для покупки товара или услуги – тогда говорят, что снизилось его предложение. Способствовать этому могут любые причины, вроде тех, что я описал выше. Это могут быть санкции, войны, аварии. В любом случае, более редкий товар всегда дороже, это прописная истина. Это и есть инфляция предложения.

Для большего числа примеров, можно обратиться к истории. Финикийские мореплаватели добывали на дне моря особенных моллюсков, из которых извлекали пурпур. Это краситель, которым окрашивали ткани в пурпурный цвет. Получать такой цвет другим способом тогда не умели, а добыча этих моллюсков была нелегким делом. Но зато прибыльным.

Именно из-за своей редкости пурпурные ткани прочно ассоциировались с богатством и роскошью. Позволить себе их могли немногие. А сейчас пурпурным цветом уже никого не удивишь, и одежда с ним стоит так же, как и с любым другим. Товара стало много – он потерял прежнюю ценность.
Пурпур добывался из раковин морских моллюсков, и был редким и очень дорогим красителем. Картинка из открытого доступа
Пурпур добывался из раковин морских моллюсков, и был редким и очень дорогим красителем. Картинка из открытого доступа
Итак, первый из рассматриваемых типов инфляции – это инфляция предложения. Она возникает, когда количество того или иного товара, доступного для продажи, уменьшается.

И никакой магии тут нет. Во-первых, продавец не упустит возможности побольше заработать на продаже редкого, но востребованного товара. Во-вторых, если уменьшение его количества стало следствием какой-либо катастрофы (как в случае с рыбой), то продавец повысит цену хотя бы потому, что потерял часть денег, вложенных в его производство.

При этом отметим, что спрос на этот товар должен оставаться на уровне. Если, например, люди потеряли интерес к рыбе, пусть ее и стало меньше, то цену на нее повышать бессмысленно: ведь и по более низкой цене ее не берут. Поэтому инфляция предложения будет действовать лишь на товары, спрос на которые остается велик.

Инфляция издержек

У инфляции предложения есть одна разновидность, о которой следует сказать отдельно. Бывает так, что товар дорожает не из-за уменьшения его количества, из-за увеличения стоимости своего производства. В этом случае говорят, что выросли издержки производства.

Например, у продавца хлеба издержками будут мука, вода, соль, а также расходы на оборудование, помещение, и рабочих. Если издержки растут, то и цена товара повышается. Допустим, мука станет дороже. Тогда продавец хлеба поднимет на нее цены, чтобы получать ту же прибыль, что и раньше. Это называется инфляцией издержек.

Но вновь повторю, что она является лишь разновидностью инфляции предложения, и не более того. И если разобраться, то так оно и есть. Мы узнаем, что мука подорожала, например, из-за плохого урожая пшеницы в этом году. И вновь, все уткнется в обычную инфляцию предложения: стало меньше товара (муки, сделанной из пшеницы), и он подорожал.

Инфляция издержек является разновидностью инфляции предложения. Издержками мы называем затраты на производство товаров. Так, мука - это издержка для производства хлеба. Фото из открытого доступа
Инфляция издержек является разновидностью инфляции предложения. Издержками мы называем затраты на производство товаров. Так, мука - это издержка для производства хлеба. Фото из открытого доступа

Инфляция спроса

Итак, теперь мы знаем, что уменьшение предложения товара или услуги, сделает их более редкими, и соответственно, более дорогими. В этом случае, равновесная цена будет нарушена уменьшением предложения. А что же происходит, когда меняется спрос?

Представьте себе, что некоем городе продавец шаурмы имеет стабильную клиентскую базу. В среднем в месяц он продает определенное количество товара, которое колеблется незначительно. С расчётом именно на такой спрос он закупает продукты для шаурмы, и ставит такую цену, чтобы окупить эти затраты и получить прибыль.

Вот вам и равновесная цена. Но позже в этом городе решили провести олимпиаду. Он стал привлекательным для туристов, в том числе и для иностранных. В город нахлынуло много народу. Спрос на продукты питания, в том числе шаурму, резко возрос. Что остается делать продавцу шаурму?

Вариант А. Повысить цены на шаурму.

Вариант B. Купить больше продуктов и сделать больше шаурмы, продав ее по прежней цене.

Какой из этих двух вариантов проще? В первом случае, траты и работа продавца не возрастут, а во втором ему придется увеличить и то, и другое. И не факт, что интерес к олимпиаде скоро не угаснет, и часть людей не разъедется кто куда. Или другие причины заставят тех людей, на которых рассчитывал продавец шаурмы, выпасть из числа его покупателей. Кроме того, в экономике возможна ситуация полной занятости, когда не будет хватать рабочих или иных ресурсов для расширения производства.

Во втором случае он рискует, а в первом – собирает большую прибыль при той же нагрузке. Этим можно и заработать на возросшем спросе, и «отсечь» ту часть людей, на которых товара просто не хватит, если продавать его по старой цене. Это и будет инфляция спроса. При ней спрос на товары и услуги резко возрастет при прежнем уровне предложения.
Инфляция спроса возникает, когда спрос на товар резко возрастает, а предложения недостаточно, чтобы его удовлетворить. Фото из открытого доступа
Инфляция спроса возникает, когда спрос на товар резко возрастает, а предложения недостаточно, чтобы его удовлетворить. Фото из открытого доступа

Продавец повысит цены, потому что товара просто не хватит на всех, если продавать по старой; да и увеличить свою прибыль он тоже не против. Главное - не злоупотреблять с повышением цен, делая это медленно и не слишком сильно, чтобы люди не перестали вовсе его покупать.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что инфляция возникает в случае изменения баланса спроса и предложения, которое уже сформировалось на конкретном рынке. Инфляция предложения возникнет, когда количество товара, доступного для продажи, уменьшается по сравнению с обычным уровнем. Инфляция же спроса связана с увеличением спроса, из-за которого люди приобретают больше товаров и услуг, чем обычно.

Читайте также

✅✍🏻Записаться на пробный бесплатный урок по обществознанию