«Деньги портят человека, а инфляция портит деньги».
Борис Юзефович Крутиер, автор афоризмов.
Всем привет! Сегодня хотелось бы рассказать об инфляции. Эта тема будет актуальна и для сдающих ЕГЭ или ОГЭ по обществознанию, так и для любого другого человека, ведь с инфляцией мы сталкиваемся, чуть ли не ежедневно.
Когда мы говорим об инфляции, то имеем в виду общее повышение цен на товары и услуги. Это стандартное книжное определение, встречающееся в учебниках по обществознанию.
Иногда могут вырасти цены не на все товары, а на какой-то один – например, на черную икру. При этом, цены на другие продукты могут и не измениться. Например, повышение цен на черную икру не будет в строгом смысле являться инфляцией, если считать инфляцией именно общую динамику цен.
Но причины роста цен на один товар будут такими же, как и при подорожании одновременно всех товаров и услуг.
Поэтому, для упрощения изложения будем считать инфляцией рост цены даже отдельного товара или услуги – суть от этого не меняется. Хотя по учебникам инфляция означает именно общий рост цен. И неважно, чем этот рост вызван. Если есть рост цен, то это уже инфляция.
О понятии равновесной цены
Чтобы разобраться в причинах инфляции, обратимся к такому понятию, как равновесная цена. На рынке любого товара или услуги есть два участника – продавцы и покупатели. Первые хотят продать свои товары подороже, а вторые хотят купить их подешевле, а то и вовсе, получить бесплатно.
Понятное дело, что осуществить два взаимоисключающих желания невозможно. Тогда продавцы выставляют цены, которые будут комфортны для покупателя, но при этом позволят им получить прибыль.
Такая цена и будет равновесной. При ней спрос на товар и его предложение соответствуют друг-другу. Можно еще сказать, что равновесная цена - это цена согласия продавца и покупателя.
При равновесной цене продавец зарабатывает, а покупатель имеет доступный товар. Самый главное преимущество в том, что товара для всех будет достаточно. Продавец знает, сколько в среднем удается продать в заданный период, поэтому будет выставлять на прилавок столько, чтобы удовлетворить спрос.
Конечно, участники рынка не будут терять надежды всё-таки вылезти из ценовых рамок, чтобы удовлетворить свои интересы. Продавец будет аккуратно экспериментировать с повышением цены, проверяя, не оттолкнет ли это покупателя. А последний не преминет поискать для себя товар подешевле.
Но для обоих всегда есть риск. Пожадничает продавец – потеряет покупателей и прибыль. А если покупатель станет ждать снижения цен, то упустит и товар, и цену, которая есть сейчас. Этот-то риск и понуждает их не особенно отталкиваться от равновесной цены, и в основном придерживаться ее.
Таким образом, равновесная цена является тем островком стабильности, который выгоден каждому. Это и есть та точка, где взаимоисключающие желания продавцов и покупателей находят свое удовлетворение. Но точно сказать о стабильности можно только одно – она не может длиться вечно.
Инфляция предложения
Что ж, перейдем к рассмотрению типов инфляции. И первый из них - это инфляция предложения.
Давайте подумаем, что может разрушить гармонию спроса и предложения, которая поддерживает равновесную цену? В принципе, на это способная любая неожиданная ситуация.
Например, вы не можете быть уверены, что завтра в мире не начнется пандемия, или очередная война. Тогда многие предприятия закроются и перестанут работать, и количество доступных к покупке товаров уменьшится.
А быть может, сильный шторм потопит все рыболовные судна в прибрежном городе, так что их обломки заполонят собой прибрежные воды. Невозможно будет даже подплыть к берегу. Уйдут месяцы, чтобы их расчистить, построить и ввести в эксплуатацию новые судна. и восстановить прежние показатели лова рыбы.
Вы уже догадались, что произойдет с ценами на рыбу в этом городе?
Спойлер: они вырастут, поскольку рыбы стало меньше!
Итак, мы с вами подобрались к первой причине инфляции. Должно уменьшиться количество доступного для покупки товара или услуги – тогда говорят, что снизилось его предложение. Способствовать этому могут любые причины, вроде тех, что я описал выше. Это могут быть санкции, войны, аварии. В любом случае, более редкий товар всегда дороже, это прописная истина. Это и есть инфляция предложения.
Для большего числа примеров, можно обратиться к истории. Финикийские мореплаватели добывали на дне моря особенных моллюсков, из которых извлекали пурпур. Это краситель, которым окрашивали ткани в пурпурный цвет. Получать такой цвет другим способом тогда не умели, а добыча этих моллюсков была нелегким делом. Но зато прибыльным.
Именно из-за своей редкости пурпурные ткани прочно ассоциировались с богатством и роскошью. Позволить себе их могли немногие. А сейчас пурпурным цветом уже никого не удивишь, и одежда с ним стоит так же, как и с любым другим. Товара стало много – он потерял прежнюю ценность.
Итак, первый из рассматриваемых типов инфляции – это инфляция предложения. Она возникает, когда количество того или иного товара, доступного для продажи, уменьшается.
И никакой магии тут нет. Во-первых, продавец не упустит возможности побольше заработать на продаже редкого, но востребованного товара. Во-вторых, если уменьшение его количества стало следствием какой-либо катастрофы (как в случае с рыбой), то продавец повысит цену хотя бы потому, что потерял часть денег, вложенных в его производство.
При этом отметим, что спрос на этот товар должен оставаться на уровне. Если, например, люди потеряли интерес к рыбе, пусть ее и стало меньше, то цену на нее повышать бессмысленно: ведь и по более низкой цене ее не берут. Поэтому инфляция предложения будет действовать лишь на товары, спрос на которые остается велик.
Инфляция издержек
У инфляции предложения есть одна разновидность, о которой следует сказать отдельно. Бывает так, что товар дорожает не из-за уменьшения его количества, из-за увеличения стоимости своего производства. В этом случае говорят, что выросли издержки производства.
Например, у продавца хлеба издержками будут мука, вода, соль, а также расходы на оборудование, помещение, и рабочих. Если издержки растут, то и цена товара повышается. Допустим, мука станет дороже. Тогда продавец хлеба поднимет на нее цены, чтобы получать ту же прибыль, что и раньше. Это называется инфляцией издержек.
Но вновь повторю, что она является лишь разновидностью инфляции предложения, и не более того. И если разобраться, то так оно и есть. Мы узнаем, что мука подорожала, например, из-за плохого урожая пшеницы в этом году. И вновь, все уткнется в обычную инфляцию предложения: стало меньше товара (муки, сделанной из пшеницы), и он подорожал.
Инфляция спроса
Итак, теперь мы знаем, что уменьшение предложения товара или услуги, сделает их более редкими, и соответственно, более дорогими. В этом случае, равновесная цена будет нарушена уменьшением предложения. А что же происходит, когда меняется спрос?
Представьте себе, что некоем городе продавец шаурмы имеет стабильную клиентскую базу. В среднем в месяц он продает определенное количество товара, которое колеблется незначительно. С расчётом именно на такой спрос он закупает продукты для шаурмы, и ставит такую цену, чтобы окупить эти затраты и получить прибыль.
Вот вам и равновесная цена. Но позже в этом городе решили провести олимпиаду. Он стал привлекательным для туристов, в том числе и для иностранных. В город нахлынуло много народу. Спрос на продукты питания, в том числе шаурму, резко возрос. Что остается делать продавцу шаурму?
Вариант А. Повысить цены на шаурму.
Вариант B. Купить больше продуктов и сделать больше шаурмы, продав ее по прежней цене.
Какой из этих двух вариантов проще? В первом случае, траты и работа продавца не возрастут, а во втором ему придется увеличить и то, и другое. И не факт, что интерес к олимпиаде скоро не угаснет, и часть людей не разъедется кто куда. Или другие причины заставят тех людей, на которых рассчитывал продавец шаурмы, выпасть из числа его покупателей. Кроме того, в экономике возможна ситуация полной занятости, когда не будет хватать рабочих или иных ресурсов для расширения производства.
Во втором случае он рискует, а в первом – собирает большую прибыль при той же нагрузке. Этим можно и заработать на возросшем спросе, и «отсечь» ту часть людей, на которых товара просто не хватит, если продавать его по старой цене. Это и будет инфляция спроса. При ней спрос на товары и услуги резко возрастет при прежнем уровне предложения.
Продавец повысит цены, потому что товара просто не хватит на всех, если продавать по старой; да и увеличить свою прибыль он тоже не против. Главное - не злоупотреблять с повышением цен, делая это медленно и не слишком сильно, чтобы люди не перестали вовсе его покупать.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что инфляция возникает в случае изменения баланса спроса и предложения, которое уже сформировалось на конкретном рынке. Инфляция предложения возникнет, когда количество товара, доступного для продажи, уменьшается по сравнению с обычным уровнем. Инфляция же спроса связана с увеличением спроса, из-за которого люди приобретают больше товаров и услуг, чем обычно.