Сегодня не будем никого атрибутировать, а просто посмотрим интересные (да и красивые) портреты австрийских императоров из династии Габсбургов, в том числе детские (то есть будущих императоров). Разумеется, для своего материала я постарался подобрать не самые широко тиражируемые изображения и тем самым не затасканные. Императриц не взял по одной простой причине – мне, не являющемуся знатоком истории женского костюма про их портреты в большинстве случаев сказать особо нечего.
Открывает нашу сегодняшнюю галерею будущий император Иосиф II
Четырехлетний будущий император, а тогда эрцгерцог, облачен в парадный венгерский костюм в гусарском стиле, не являющийся, насколько я понимаю, воспроизведением мундира конкретного гусарского полка (поправьте меня, если я ошибаюсь). Это традиционный национальный костюм венгерской аристократии. Подобно полякам, венгерская знать активно практиковала ношение, в том числе в торжественных случаях, не общеевропейского, а традиционного национального костюма. Обратите внимание на горностаевую опушку накидки-ментика – это достаточно необычное зрелище. Также обращает на себя внимание особый, скошенный крой правой полы нижней куртки-доломана – это, напротив, вполне традиционная для XVIII в деталь. Позднее, в XIX в. борта и полы доломана станут кроить прямыми. Достойны замечания также желтые сапоги эрцгерцога. Еще в период существования нерегулярных армий, когда не было четко регламентированной униформы в современном понимании и каждый комбатант обеспечивал себя (а также, при наличии – своих оруженосцев, пахоликов и т.п.) одеждой и снаряжением, богатые воины восточноевропейских государств предпочитали сапоги не привычного теперь черного, а различных ярких цветов – желтого, красного, зеленого. Постепенно, если судить по синхронным изображениям, у венгерских гусар, и в XVIII в. сохранявших «полурегулярный» характер, наиболее популярным цветом сапог у офицеров стал именно желтый.
Помимо уже перечисленных предметов, костюм Иосифа содержит украшенный драгоценными камнями эгрет – искусственное перо на головном уборе, впрочем, в данном случае дополненное и настоящими перьями. На шее эрцгерцога на красной ленте висит орден Золотого руна. Еще одна интересная деталь – отсутствие на сабле темляка, то есть ремня или шнура на эфесе, предназначенного доя облегчения удержания оружия в руке. Связано это, по-видимому, с отсутствием у сабли гарды, на которую чаще всего крепился темляк.
Следующий портрет представляет нам семилетнего эрцгерцога Франца, в будущем императора Священной Римской империи германской нации Франца II, а затем императора Австрийской империи Франца I
В данном случае отпрыск августейшего семейства запечатлен в мундире конкретной части, а именно Кирасирского полка № 1, шефом которого Франц был назначен еще в двухлетнем возрасте, в 1770 г. Именно этим объясняется присутствие на заднем плане справа кирасы. Конечно, на портрете малолетний эрцгерцог изображен не в строевом мундире для конного строя, а в выходной (бальной) форме – при чулках и башмаках. Обращает на себя внимание тот факт, что при белом (серебряном) приборном металле, который имел кирасирский полк №1 (серебряные пуговицы на кафтане и камзоле юного Франца), офицерский шарф у него, тем не менее, золотой. Объясняется это тем, что офицерский шарф имел расцветку не полковую, а общеармейскую, отражая государственную принадлежность его носителя. В монархии Габсбургов эта деталь офицерской униформы была именно золотого цвета. Такого же цвета и темляк на шпаге эрцгерцога.
На шее персонажа – украшенный драгоценными камнями знак ордена Золотого руна.
Парад малолетних Габсбургов продолжает эрцгерцог Фердинанд, будущий император Фердинанд I
Да, это тот самый будущий ограниченно дееспособный император с большой головой, как при гидроцефалии. Как видим, в возрасте десяти-одиннадцати лет он выглядит вполне симпатичным ребенком, по крайней мере, под кистью придворного живописца. На этом портрете мы видим очередного кирасира – Фердинанд изображен в мундире своего шефского Кирасирского полка №4, шефом которого он стал в 1801 г., имея восемь лет от роду. Интересен специфичный, характерный для Австрии покрой фалд кирасирского колета – фалды начинаются сразу от борта, и начиная оттуда же видны цветные отвороты фалд. Также специфичной для Австрии в XVIII-начале XIX вв. является офицерская кираса с золотой «стрелой» на груди. Остальные детали повторяют предыдущие случаи – золотые офицерские шарф и темляк, орден Золотого руна на шейной ленте.
Переходим к взрослым. На очереди у нас портрет уже «охваченного» нами в юном возрасте императора Франца I (II)
Мне не удалось найти сведений, какой чин (символический, конечно) имел австрийский император Франц I в прусской армии, но на данном портрете он изображен в прусском генеральском мундире. На фоне огромного количества портретов Франца в предсказуемых австрийских мундирах и регалиях это, конечно, редкость, a curiosity. Видны традиционный для Пруссии синий мундир, металлические полукружия эполет. И отличия прусских офицеров – шарф и темляк на шпаге, изготовленные из серебряных нитей с примесью шелковых черных.
Он же, тогда же
На этом портрете, исполненном в том же году, император Франц I запечатлен в церемониальном орденском одеянии ордена Золотого руна. Вот, как описывает его Википедия: «алый талар (длинный предмет одежды, носящийся католическим духовенством) с белой подкладкой и винно-красный широкий плащ с богатой вышивкой; золотая орденская цепь с висящим на ней «золотым руном». Стоит отметить, что ношение парадного одеяния одного ордена вовсе не предполагает отказ от ношения других орденов – на портрете император изображен со звездами Военного ордена Марии Терезии и, если не ошибаюсь, Св. Стефана. А ведь когда-то, на заре существования рыцарских орденов человек мог состоять только в одном из них.
На портрете также видно, что большая голова следующего императора Фердинанда I появилась, так сказать, не на пустом месте. У его отца с этим тоже все в порядке.
И напоследок – император Франц Иосиф I на прогулке
Здесь мне нечего сказать особо ценного, просто давно понравилась эта картина, очень хотелось ее куда-нибудь пристроить. Так и хочется придумать ей какое-нибудь лирично-пафосное название, типа «Одиночество патриарха» или что-нибудь в этом роде…
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.