Найти тему
Закрытая книга

Предлагаю выкинуть всю «обязаловку» из уроков литературы!

Оглавление

А... Зачем она там? Почему школьник ОБЯЗАТЕЛЬНО должен прочитать, например, Толстого? Чтобы воспитать в нём ненависть к чтению на всю оставшуюся жизнь?

Уроки литературы, на мой взгляд, должны учить... Вы не поверите, литературе! Тому, как читать. Тому, как отличить хорошую книгу от плохой. Как обсуждать прочитанное.
А не давать, чёрт побери, десять обрезков книг столетней давности в год, утверждённых каким-то чиновником, и требовать от детей объяснений, почему на тридцать девятой странице автор разместил синие занавески!

Критиковать легко. Что ты предлагаешь?

Для начала — выкинуть всё «обязательное чтение» в мусорный бак. Заменив на «прочитайте к следующему уроку не менее X авторских листов книги в жанре Y». Требование жанра — если в этой четверти, например, будут проходить именно его.

Цель уроков литературы в такой парадигме — не «заставить прочитать книги, утверждённые программой и зазубрить правильные ответы», цель — научить любить и понимать книгу.

-2

Чему, мне кажется, должны научить уроки литературы за «минимальный минимум» (к 9 классу):

  • Как правильно читать и понимать смысл прочитанного. С этим, к счастью, более-менее справляется и текущая программа, но делать, например, краткий пересказ главы из книги по выбору школьнику будет куда интереснее...
  • Разбираться в особенностях и приёмах различных жанров литературы, стилях текста. На мой взгляд, каждый хороший читатель должен быть «критиком на минималках», уметь отделять хорошую книгу от «литпродукта».
    Да, у каждого выработаются свои критерии и предпочтения, но базу дать
    надо. И не как «вот эти книги — хорошие», а «есть такие особенности и приёмы».
  • Дать человеку возможность полюбить чтение, а не возненавидеть. Для этого нужна свобода. Пусть каждый читает, что он хочет — и хотя бы один урок из пяти посвятить обсуждению прочитанного согласно инструкции из учебника, или даже в свободной форме. Где учитель будет выступать не руководителем, а модератором дискуссии.
    Понимание, что ты не один читающий, что это происходит не из-под палки, что это может быть интересно и каждый видит прочитанное немного по другому, да и читает разное — мотивирует. Знаю по себе.
  • Опционально, если нужно, чтобы весь класс прочитал какую-то одну книгу (и, например, обсудил её на одном из следующих уроков) — выбирать её голосованием. Нет ничего способного навредить чтению более «обязаловки».
  • Не навредить! Учитель и учебник на уроке литературы — должны быть помощниками и направляющими, а не пастухами, загоняющими палкой стадо! Из-под палки читать не полюбишь.
    Единственное условие — убедиться, что дети
    действительно читают. Но никого не заставлять и не принуждать давать правильные ответы, читать правильные книги.

И задача уроков литературы — не «пройтись по программе», но помочь человеку полюбить чтение. Найти единомышленников. Сделать так, чтобы люди начинали читать не вопреки, но благодаря школе...
Потому как сейчас даже полная отмена уроков литературы даст нации больше читателей, нежели та «обязаловка про синие занавески», что мы имеем сегодня. Это провал.

Такой подход к литературе уже был

А ведь была в стране программа, воспитывавшая любовь к литературе, нацеленная на осмысление, анализ и любовь к чтению!

Это была программа Наркомпроса СССР «о подходе к обучению литературе для I и II сту­пени семилетней единой трудовой школы» образца 1921 года. Когда стране были нужны Люди и двигатели революции, а не винтики. Именно та программа, к слову, породила пламенных комсомольцев, сгоревших в пожаре 1941...45 годов.

-3

Просто позвольте цитату:

Внимание учащихся, конечно, все время фиксируется на тексте самих про­изведений. Занятия ведутся индуктивным методом. Пусть учащиеся прежде узнают Рудина и Лаврецкого, а потом уже о философских настроениях русской интеллигенции, о славянофильстве и западниче­стве; пусть прежде сживутся с образом Базарова, а потом услышат о мыслящих реалистах шестидесятых годов.
Даже биография писателя не должна бы предварять непосредственного знакомства учащихся с произведениями. В школе II ступени нет возможности стремиться к исчерпывающему изучению историко-литературных направлений.
Если по­надобится, пусть преподаватель исключит из предлагаемого ниже списка те или другие произведения, даже того или другого писа­теля. Еще раз: non multa, sed multum.
И главное, в центре — сами художественные произведения...

Почувствуйте разницу. Полная противоположность тому, что есть сейчас. И не только в уроках литературы так было, прямо скажем.
Ещё раз попрошу отметить, что тот подход, подход Свободы
сработал. Дав буквально поколение людей будущего. Людей, умевших читать, обладающих идеологическим фанатизмом и железной волей.
А этот подход — породил десяток поколений зомби, ненавидящих всех и всё.

Почему всё так плохо?

Потому что нынешние уроки литературы разработаны не учёными, а бюрократами. Сначала сталинскими, последовательно убивавшими любой намёк на самостоятельность в советском человеке, а затем просто набивающими свой карман рожами в смокингах.

-4

Подход к этим урокам никогда не был проверен на экспериментальных группах. Не было экспериментов, проверяющих, какой подход к урокам литературы даст больше постоянных читателей и меньше любителей говорить «б*я» через слово к моменту выпускного класса.

Вместо этого — уроки литературы должны были вдолбить: это правильно, это неправильно, маршируем строем куда скажет Лидер.
В данном случае — учитель, но и потом те же мысли хорошо бы закрепить...

И получилось то, что получилось. «Уроки» с обязаловкой, воспитывающие не любовь, но ненависть. И к урокам, и к карге-училке, и к литературе как таковой. Потому что нельзя заставить любить из-под палки.
Этого не понимали ни при царе, ни при Сталине, ни сейчас. Всё же, пляски на граблях — древнейшая русская народная традиция... И неспроста ещё Ленин говорил, что «социализм — это свобода во всех её смыслах»...

Уроки литературы нужно реформировать!

И моё предложение — не более, чем предложение. Потому что по науке нужно собрать экспертную комиссию. Выработать хотя бы несколько вариантов реформы. И провести исследование на нескольких тестовых классах, обучая их литературе по предлагаемым программам.

-5

После чего — выбрать наиболее эффективную. И не по критерию оценок на ЕГЭ, чёрт побери, а по культурности выпускников и тому, читают ли они книги на постоянной или, хотя бы, периодической основе после выпуска.
И уже самый успешный вариант, программу, подход к обучению — распространять по всей стране.

А что думаете вы? Как вы бы исправили уроки литературы, с которыми сейчас ну явно не всё ладно? Или, может, просто отменить к чёрту, чтобы они хотя бы не вредили?
Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)