Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

«Красная баронесса» Варвара Икскуль фон Гильденбанд: затравленная большевиками, ушла из Советской России по льду Финского залива

Оглавление

«В Петербурге жила когда-то очаровательная женщина. Такая очаровательная, что я не знаю ни одного живого существа, не отдавшего ей дань влюблённости, краткой или длительной. В этой прелестной светской женщине кипела особая сила жизни, деятельная и пытливая. Всё, что, так или иначе, выделялось, всплывало на поверхность общего, мгновенно заинтересовывало её, будь то явление или человек. Не успокоится, пока не увидит собственными глазами, не прикоснётся, как-то по-своему не разберётся…»

Так вспоминала поэтесса Серебряного века Зинаида Гиппиус о той, которая была известна в обществе как писательница, переводчица, сестра милосердия и благотворительница, а с лёгкой руки Ильи Ефимовича Репина, написавшего её портрет, получила при дворе прозвище «Красная баронесса».

The Lady in Red с тончайшей талией и сумрачными глазами, полускрытыми дымкой вуали, звали Варвара Икскуль фон Гильденбанд.

-2

Она родилась в 1850 году в семье генерал-адъютанта, генерала артиллерии Ивана Сергеевича Лутковского и представительницы знатного сербского рода Марии Алексеевны Щербатовой, урождённой Штерич.

Щербатова по первому мужу, человеку, по отзывам современников, злому и распущенному, Мария Алексеевна овдовела через год после свадьбы и переехала в дом своей бабушки на Фонтанке, где собирался цвет петербургского общества. «Видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина» поразила воображение задиры и дуэлянта Михаила Лермонтова. Поэт не на шутку увлёкся молодой вдовой, посвятил ей несколько стихотворений и, традиционно, дрался из-за неё на дуэли с бароном Барантом, но замуж Мария Алексеевна вышла за гвардейского полковника Лутковского, который был старше на 15 лет.

Отец Варвары Ивановны сделал блестящую карьеру и слыл «человеком хорошим и дельным» – возможно, от него дочь унаследовала деятельную натуру, которую не могло удовлетворить светское безделье с чаепитиями и зваными обедами.

Мария Алексеевна Лутковская (в девичестве Штерич, в первом браке Щербатова)
Мария Алексеевна Лутковская (в девичестве Штерич, в первом браке Щербатова)
Иван Сергеевич Лутковский, отец Варвары
Иван Сергеевич Лутковский, отец Варвары

От матери же девушке досталась экзотическая и изысканная внешность, в которой проскальзывало нечто цыганское: пышноволосая, с матово-бледной кожей и большими, таинственно и притягательно блестевшими глазами, необычайно стройная (статность и худощавость Варвара Ивановна сохранила до старости) она была необыкновенно хороша.

Читайте также:🌄

Воспитание Вари родители поручили гувернантке-француженке Алисе Дюван-Гревиль, а в 16 лет выдали замуж за действительного статского советника, камергера Николая Дмитриевича Глинку-Маврина. В 21 год Варвара Ивановна была уже матерью троих детей: сыновей Григория, Ивана и дочери Софьи.

Неизвестно, почему не задалась супружеская жизнь, но Варвара Ивановна решила, что «с неё хватит», ушла от мужа и переехала в Париж, где писала романы, повести и рассказы для французских журналов под псевдонимом Rouslane (Руслана) и переводила на французский язык сочинения Достоевского.

-5

В январе 1874 года в Ницце 23-летняя Варвара, оформив развод с мужем, снова выходит замуж. Её избранник – действительный тайный советник, дипломат, посол в Италии, барон Карл Петрович Икскуль фон Гильденбанд. Супруг старше Варвары Ивановны на 33 года – иначе говоря, на целую жизнь – и на два года старше её матери, но обожает свою молодую жену и не смеет отказать ей ни в чём.

Чета Икскуль фон Гильденбанд вернулась в Россию только в 1890 году – за четыре года до кончины барона, – и Варвара Ивановна тут же окунулась в водоворот светской жизни, открыв в доме на набережной Екатерининского канала у Аларчина моста литературно-художественный салон.

Это модное место посещали Чехов, Толстой и Горький, здесь бывали супруги Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, читал вслух свои новые статьи религиозный философ, поэт, публицист Владимир Соловьёв, захаживал прославленный русский юрист, судья, общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони.

Барон Карл Петрович Икскуль фон Гильденбанд
Барон Карл Петрович Икскуль фон Гильденбанд

Илья Ефимович Репин в тот период писал портреты многих знаменитых посетителей салона баронессы – он устраивался в стороне от общества с карандашом в руке и делал наброски. Наряду с эскизами художник создал несколько графических портретов, блестящих по мастерству исполнения.

Портрет хозяйки («Дама в красном платье») был написан Репиным в 1889 году. Другой известный живописец Михаил Нестеров так отзывался об этом полотне:

«Баронесса Икскуль была изображена на нём в черной кружевной юбке, в ярко-малиновой блузке, перехваченной по необыкновенно тонкой талии поясом, в малиновой же шляпке и с браслеткой на руке. Через чёрный вуаль просвечивало красивое, белое, не юное, но моложавое лицо. Это было время самого расцвета таланта Репина. Все его живописные достоинства, как и недостатки, были налицо: свежая, молодая живопись лица, рук, блузки, золотых брелоков – почти полное отсутствие вкуса. <…>»

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Рисунки И. Е. Репина
Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Рисунки И. Е. Репина

«Особую оригинальность облику Варвары Ивановны придавал локон седых волос надо лбом, как у Дягилева. Этот седой локон на чёрных, вьющихся, хорошо положенных волосах придавал большую пикантность лицу».

Престарелый супруг баронессы уже давно не появлялся в комнатах жены: по словам Дмитрия Мамина-Сибиряка, «он терпеливо ждёт христианской кончины где-то на своей половине, и гости баронессы никогда его не видят».

Тем временем Дмитрий Мережковский также подпал под обаяние Варвары Ивановны. По словам Зинаиды Гиппиус, он «мгновенно влюбился в эту очаровательную женщину, с первого свидания, да иначе и быть не могло». Чувство, как и следовало ожидать от поэта, вылилось в посвящение баронессе цикла из 12-ти стихотворений.

Илья Ефимович Репин. «Дама в красном платье», 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва. На портрете Варвара Ивановна изображена в ярко-алой блузе-«гарибальдийке» – такие носили сторонники итальянского революционера Джузеппе Гарибальди. Изысканная шляпка причудливой формы, чем-то напоминающая пятиконечную звезду – вариация на тему фригийского колпака, послужившего образцом для шапочки якобинцев во время Великой французской революции и до сих пор считающегося символом свободы. Чёрная юбка на первый взгляд кажется простой, без изысков, как одежда курсистки, но на самом деле обшита воланами и тонким кружевом. Эклектичный туалет баронессы – сочетание аристократизма и демократичности, которые являлись основой её жизни
Илья Ефимович Репин. «Дама в красном платье», 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва. На портрете Варвара Ивановна изображена в ярко-алой блузе-«гарибальдийке» – такие носили сторонники итальянского революционера Джузеппе Гарибальди. Изысканная шляпка причудливой формы, чем-то напоминающая пятиконечную звезду – вариация на тему фригийского колпака, послужившего образцом для шапочки якобинцев во время Великой французской революции и до сих пор считающегося символом свободы. Чёрная юбка на первый взгляд кажется простой, без изысков, как одежда курсистки, но на самом деле обшита воланами и тонким кружевом. Эклектичный туалет баронессы – сочетание аристократизма и демократичности, которые являлись основой её жизни

Варвара Ивановна могла бы удовлетвориться ролью великосветской чаровницы и перепархивать из одного мимолётного романа в другой, но не такова была её натура. Либералка до мозга костей, она трижды вызволяла Максима Горького из тюрьмы; пользуясь близостью к императорскому двору, поддерживала известного антиправительственного оппозиционера, кадета Павла Милюкова.

По просьбе Толстого оказывала помощь духоборцам, переселявшимся в Канаду, в 1892 году организовала сбор средств и бесплатные столовые для голодающих крестьян Казанской губернии. Да что там Милюков – в салоне «Красной баронессы» видели Льва Троцкого и Григория Распутина, там прятались архивы оппозиционных партий и запрещённая литература, скрывались «нелегалы».

Из письма Дмитрия Мамина-Сибиряка к матери, 1893 год: «…Был с визитом в настоящем большом свете, именно у баронессы Икскуль. Баронесса известная красавица, – высокая, стройная, худенькая цыганской худобой и очень умная. Свои сорок лет она носит с гордостью и еще сейчас красавица. Лицо худенькое, цыганское, большие глаза и умное выражение. Держит себя с простотой настоящей аристократки. После самой баронессы интересна обстановка, в которой обитает это совершенство. Представь себе три больших комнаты, сплошь набитых всякими редкостями – китайским фарфором, японскими лаками, старинными материями, редкой мебелью разных эпох и стилей, артистической бронзой, картинами и даже археологией, в виде старинных поставцов, укладок, братин, идолов и всяких цац и погремушек. Получается нечто среднее между музеем и галантерейным магазином, так что даже ходить по комнатам нужно с большой осторожностью, чтобы не своротить какую-нибудь подлую редкость <…> Вообще баронесса – настоящая петербургская знаменитость, и быть принятым у нее считается за честь»
Из письма Дмитрия Мамина-Сибиряка к матери, 1893 год: «…Был с визитом в настоящем большом свете, именно у баронессы Икскуль. Баронесса известная красавица, – высокая, стройная, худенькая цыганской худобой и очень умная. Свои сорок лет она носит с гордостью и еще сейчас красавица. Лицо худенькое, цыганское, большие глаза и умное выражение. Держит себя с простотой настоящей аристократки. После самой баронессы интересна обстановка, в которой обитает это совершенство. Представь себе три больших комнаты, сплошь набитых всякими редкостями – китайским фарфором, японскими лаками, старинными материями, редкой мебелью разных эпох и стилей, артистической бронзой, картинами и даже археологией, в виде старинных поставцов, укладок, братин, идолов и всяких цац и погремушек. Получается нечто среднее между музеем и галантерейным магазином, так что даже ходить по комнатам нужно с большой осторожностью, чтобы не своротить какую-нибудь подлую редкость <…> Вообще баронесса – настоящая петербургская знаменитость, и быть принятым у нее считается за честь»

Но и это ещё не всё. Открытие Санкт-Петербургского женского медицинского института – первого в Европе! – тоже результат усилий вездесущей баронессы Икскуль, которой удалось сделать почти невозможное: заручиться поддержкой государя императора Александра III, который весьма прохладно относился к идее женского образования. Впоследствии она оказывала постоянную поддержку учебному заведению: устраивала благотворительные лотереи, лекции и спектакли, учредила несколько именных стипендий.

Умная, волевая, энергичная, Варвара Ивановна в 1900 году стала одним из инициаторов создания Общины сестёр милосердия Российского общества Красного Креста имени генерал-адъютанта М. П. фон Кауфмана, и возглавила Правление общины.

Баронесса Варвара Ивановна Икскуль и старшая сестра Общины сестер милосердия им. М. П. фон Кауфмана, 1904-1905 гг. «Дисциплина была железная, и сестры Общины, такие выдержанные, бесстрастные, преданные долгу, в накрахмаленных белых повязках и кокошниках, воротничках и нарукавничках, были послушными исполнительницами своей энергичной, не хотевшей стариться попечительницы». Из воспоминаний художника Михаила Нестерова
Баронесса Варвара Ивановна Икскуль и старшая сестра Общины сестер милосердия им. М. П. фон Кауфмана, 1904-1905 гг. «Дисциплина была железная, и сестры Общины, такие выдержанные, бесстрастные, преданные долгу, в накрахмаленных белых повязках и кокошниках, воротничках и нарукавничках, были послушными исполнительницами своей энергичной, не хотевшей стариться попечительницы». Из воспоминаний художника Михаила Нестерова

Но она выступала не только в качестве вдохновителя и организатора: в годы Первой мировой войны баронесса Икскуль работала на Юго-Западном фронте, где сёстры милосердия под её руководством создали ряд госпиталей и лазаретов, а в 1916 году из рук генерала Каледина получила Георгиевский крест – за перевязку и спасение раненых солдат на передовой, под огнём неприятеля в боях под Луцком.

Грянул Октябрьский переворот – и на голову Варвары Ивановны посыпались беды и несчастья. Большевики выселили из дома на Кирочной улице баронессу и её сына, бывшего гвардейского офицера Ивана Глинку; в 1918 году уже немолодая, 68-летняя женщина провела несколько недель в тюрьме в качестве заложницы как мать «белогвардейца». Зимой 1919-1920 года Иван умер от пневмонии, осложнённой голодом. В отчаянии, затравленная в собственной стране без вины, Варвара Ивановна писала революционеру, большевику, ближайшему помощнику и секретарю Ленина Владимиру Дмитриевичу Бонч-Бруевичу, который неоднократно бывал в её доме прежде: «Неужели я так жестоко наказана за то, что всю сознательную жизнь помогала «политическим»? Я в буквальном смысле голодаю, думаю о зиме с ужасом, потому что купить дров не на что. Сын мой скончался в ужасных мучениях – я не могу оправиться от этого горя. Все рухнуло. Кроме несчастий и разочарований, ничего не осталось».

Дом искусств на Мойке, 59, где ютилась баронесса Икскуль фон Гильденбанд. «Варвара Ивановна жила в бельэтаже, в огромной комнате «глаголем», с чем-то вроде алькова, с дубовой обшивкой по стенам и с тяжеловесной резной мебелью... Пахло в ней – не скажу духами, какие уж там духи, в Петербурге, в 1921 году, – но чем-то очень приятным, лёгким.<…> В Петербурге, занесенном снегом зимою, заросшем травою летом, в пустынном, глухом Петербурге тех лет, когда зимою на улицах грабили, а летом на Мойке пел соловей, дом Искусств был похож на затерянный во льдах корабль. Жили особенной, ни на что не похожей жизнью. И редкий вечер, хоть мимоходом, не заходил я к Варваре Ивановне, всегда радушной, доброжелательной, ровной. Горничная Варя приносила чайник. Было необычайно тихо и – опять не могу подыскать я другого слова – обаятельно. В те вечера рассказывала Варвара Ивановна о разных вещах, о людях, которых ей доводилось видеть, особенно хорошо – о Тургеневе и о Мопассане». Из воспоминаний поэта Владислава Ходасевича
Дом искусств на Мойке, 59, где ютилась баронесса Икскуль фон Гильденбанд. «Варвара Ивановна жила в бельэтаже, в огромной комнате «глаголем», с чем-то вроде алькова, с дубовой обшивкой по стенам и с тяжеловесной резной мебелью... Пахло в ней – не скажу духами, какие уж там духи, в Петербурге, в 1921 году, – но чем-то очень приятным, лёгким.<…> В Петербурге, занесенном снегом зимою, заросшем травою летом, в пустынном, глухом Петербурге тех лет, когда зимою на улицах грабили, а летом на Мойке пел соловей, дом Искусств был похож на затерянный во льдах корабль. Жили особенной, ни на что не похожей жизнью. И редкий вечер, хоть мимоходом, не заходил я к Варваре Ивановне, всегда радушной, доброжелательной, ровной. Горничная Варя приносила чайник. Было необычайно тихо и – опять не могу подыскать я другого слова – обаятельно. В те вечера рассказывала Варвара Ивановна о разных вещах, о людях, которых ей доводилось видеть, особенно хорошо – о Тургеневе и о Мопассане». Из воспоминаний поэта Владислава Ходасевича

Он не ответил. Только осенью 1920 после обращения к Максиму Горькому несчастная женщина получила крохотную комнатушку в Доме искусств на углу набережной Мойки, Невского проспекта и Большой Морской, где жила скромно и неприметно, зарабатывая на хлеб переводами.

Варвара Ивановна Икскуль фон Гильденбанд обращалась к властям с просьбой разрешить ей выехать за границу, но получила отказ. Тогда зимой 1921 года баронесса в сопровождении проводника-контрабандиста ушла пешком по льду Финского залива, навсегда покинув родину, которой оказалась не нужна.

Последние годы «Красная баронесса» жила в Париже вместе с сыном Григорием. Она умерла от воспаления лёгких ранним утром 20 февраля 1928 на 77-м году жизни и похоронена на тихом кладбище Батиньоль – месте последнего упокоения многих представителей русской эмиграции.

«В холоде и голоде тех дней, ограбленная большевиками, пережившая больше десятка «строгих» обысков, Варвара Ивановна сумела остаться светскою дамой. Это хорошее тонкое барство было у неё в каждом слове, в каждом движении, в её черном платье, в ногах, с такой умелой небрежностью покрытых пледом; в том, как она протягивала сухую, красивую руку с четырьмя обручальными кольцами на безымянном пальце; в том, как она разливала чай, как поеживалась от холода». Из воспоминаний поэта Владислава Ходасевича
«В холоде и голоде тех дней, ограбленная большевиками, пережившая больше десятка «строгих» обысков, Варвара Ивановна сумела остаться светскою дамой. Это хорошее тонкое барство было у неё в каждом слове, в каждом движении, в её черном платье, в ногах, с такой умелой небрежностью покрытых пледом; в том, как она протягивала сухую, красивую руку с четырьмя обручальными кольцами на безымянном пальце; в том, как она разливала чай, как поеживалась от холода». Из воспоминаний поэта Владислава Ходасевича

Признание

На что мне вся земля и свет, и жизнь? На что
Весь мир великий, мир ничтожный?
Мне сердце говорит: «Не то, не то!»
И дальше я бегу с мечтой моей тревожной:
Не нужно мне дворцов, благоуханных роз
И чуждых берегов, и моря, и простора!
Я жажду долгого, мерцающего взора.
Простых и тихих слов, простых и тёплых слёз. –
Немного ласки и участья.
Одной улыбки милых глаз.
Немного сумрака в глубоко мирный час
И капли, только капли счастья!..

Дмитрий Мережковский, посвящение Варваре Ивановне Икскуль фон Гильденбанд

-13

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.

Зинаида Гиппиус
Зинаида Гиппиус
Дмитрий Мережковский
Дмитрий Мережковский
Илья Репин
Илья Репин