Нагулявшись вдоволь по улицам маленьких тосканских городков, набегавшись вверх и вниз по лестницам туфового Сорано и средневекового залитого солнцем Сан-Миниато, поймав в свои сети призраки ночного Питильяно и суровой Вольтерры, я ехала в Сиену с предчувствием, что там всё будет по-другому: больше простора, больше света, больше людей.
Город встретил меня солнцем, мокрым асфальтом и ароматом только что прошедшего дождя.
Я свернула на длинную улицу, где звуки шагов по мостовой отдавались звонким эхом а стены домов создавали приятную тень, и почувствовала, что мне здесь нравится.
Сразу ощущалась атмосфера туристического города: оживлённое движение на улицах, множество интересных магазинчиков с керамикой и картинами, кафе, рестораны, джелаттерии…
А тут и башня Обжоры, Торре дель Манджа, словно простроченная на швейной машинке, показала свою голову в просвете между крышами.
И я вышла на площадь.
Пьяцца-дель-Кампо (Piazza del Campo) производит впечатление глотка ключевой воды или дуновения морского бриза. Она овевает прохладой, расширяет пространство и словно сворачивается перед вами клубком, как большой зверь.
Со всех сторон окружённая зданиями, она, тем не менее, оставляет ощущение бесконечности, безграничности.
Пьяцца-дель-Кампо вымощена брусчаткой кирпичного цвета и разделена на сегменты полосами серой каменной кладки. Если смотреть на неё сверху, площадь имеет форму половинки раковины наутилус – да, той самой раковины-кораблика Nautilus Pompilius.
В свою очередь, раковина наутилус воплощает идеальную форму так называемого «золотого сечения Фибоначчи» или «золотой пропорции Фибоначчи».
Итальянский математик Леонардо Пизанский, более известный как Фибоначчи, открыл последовательность чисел, в котором каждое последующее число является суммой двух предыдущих, а деление любого числа из ряда на предыдущее даёт некое постоянное иррациональное значение, равное 1,618. Соотношение 1:1,618 и получило название «золотого сечения», «золотой пропорции». Считается, что именно эта пропорция наиболее приятна для человеческого глаза.
Принцип золотого сечения использовал Леонардо да Винчи при создании своих шедевров – он брал параметры человеческого тела, созданные по закону золотой пропорции; ботаники установили, что расположение семян подсолнечника, шишек сосны, листьев на ветвях тоже подчиняется закону золотого сечения. И даже это ещё не всё. Строение молекулы ДНК, строение снежинок, а также все галактики и тела в них воплощают всё ту же божественную меру красоты.
Может быть, поэтому мне и стало так хорошо, как только я ступила на брусчатку площади, и всё внутри тоже как будто пришло в гармонию.
Площадь, закручивающаяся полуспиралью, как будто несколько понижается к центру. На всём её пространстве рассредоточены люди: они гуляют, сидят прямо на брусчатке, отдыхают, болтают, едят мороженое.
На площади соперничают два величественных здания: городская ратуша Дворец Коммуны, или Палаццо Пубблико (Palazzo Pubblico) с башней Торре дель Манджа, и Палаццо Санседони (Palazzo Sansedoni).
Palazzo Pubblico был построен в XIII веке для Совета Девяти и подеста. Совет Девяти – система олигархического управления, просуществовавшая 70 лет и вошедшая в историю под именем «Тирания Девяти».
Эта система представляла собой единоличную власть верхушки крупных торгово-промышленных корпораций и связанного с ними цеха сукнодельцев. Постановления Совета Девяти имели силу закона и не требовали чьего-либо дополнительного одобрения и утверждения
Они даже чем-то похожи друг на друга: оба дворца имеют стрельчатые окна – трифоры, у обоих терракотовый фасад.
Над Палаццо Санседони тоже возвышается башня, но с Торре дель Манджа её не сравнить: она низенькая и толстая, словно торговка рыбой, а Торре дель Манджа длинная и сухопарая, как высокомерная аристократка.
В некоторых источниках указывается, что изначально высокая, башня Палаццо Санседони была усечена, чтобы не превосходила в высоту Торре дель Манджа. Кто знает, так ли это. Возможно, причиной послужило всё-таки землетрясение XVIII века, после которого возникла опасность разрушения башни Палаццо Санседони.
Дворец Санседони похож на развёрнутую открытку-раскладушку с заломами на сгибах. Так он приобретает вогнутую форму и вписывается в округлые очертания Пьяцца-дель-Кампо.
Торре дель Манджа (Torre del Mangia), иначе называемая башней Обжоры, или башней Пожирателя, имя своё получила не случайно. Первый звонарь её колокольни Джованни Бальдуччо имел прозвище Mangiaguadagni («Пожиратель доходов» в дословном переводе, иначе говоря - транжира). Синьор Бальдуччо был ленив, невероятно прожорлив и тратил деньги на свои нехитрые прихоти не считая. Вот ведь интересный случай! Оказывается, чтобы твоё имя осталось в веках, не обязательно непременно изобретать бином Ньютона или таблицу Менделеева. Сидишь себе, ешь, пока не затошнит, и ничего не делаешь. И вуаля: ты вошёл в историю и твоим именем даже назвали башню. Бинго!
А тут, понимаете ли, коптишь небо серым комочком, кладёшь себя буквально на алтарь общественного блага, и ничего. Не факт даже, что твой кот, которого ты кормишь каждый день, назовёт твоим именем свой кошачий домик.
От Пьяцца-дель-Кампо веером разворачиваются улицы, длинные и сумрачные. Я сначала завернула на какую-то улицу рядом с Палаццо Пубблико, но она была тёмной, ничем не примечательной и вела в нескончаемые хитросплетения других улиц. Поскольку я не отличаюсь талантами ориентирования на местности, могу сказать только, что мы куда-то шли, шли, и в результате вышли на Соборную площадь (Piazza del Duomo).
В центре Соборной площади, словно венчающая её диадема, высится Кафедральный собор в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии (Cattedrale di Santa Maria Assunta), называемый также Сиенским собором (Duomo di Siena).
Сиенский собор не выглядит большим и громоздким. Ажурный, лёгкий, похожий на корабль с надутым ветром белым парусом, Дуомо словно плывёт по воздуху.
Своей отделкой – элементами из зеленовато-чёрного и красного мрамора на белом фоне и кружевом множества деталей – Сиенский собор похож на флорентийский Санта-Мария-дель-Фьоре.
Та же белая готика, такие же тяжёлые тёмные резные двери, и колокольня, и даже Баптистерий. Но только сиенский Дуомо точно уменьшенная копия своего могучего собрата, он изящен, словно изысканная игрушка.
А фасад Сиенского собора напоминает флорентийскую базилику Санта-Кроче. Такой вот архитектурный симбиоз.
Я ходила вокруг собора, фотографируя его с разных ракурсов и любуясь филигранным изяществом деталей.
Сколько же их! Это какое-то волшебство! Скульптуры и барельефы исторических и библейских персонажей, большие яркие мозаики, галереи, тончайшая мраморная вязь...
У меня есть и любимая фигура. Посмотрите внимательно: слева, рядом со скульптурами апостолов и орлом белый ангел с чёрными крыльями.
Для меня этот прекрасный ангел стал не столько воплощением божественного, сколько отражением двойственности мира, человеческой сущности и самой жизни. Никто не безупречен или безнадёжно плох. Мы совершаем ошибки и исправляем их.
Мы делаем добро и следом оступаемся. В мире много света, но и много тьмы. Кому-то о его прошлом напоминают чёрные крылья. А у кого-то, всегда облачённого в белые одежды без единого пятнышка, они незаметно выросли за спиной.
Продолжение:
Ещё по теме:
📌"Италия морская. Остров Эльба. ПОРТО АДЗУРРО И МАРИНА-ДИ-КАМПО"
📌"Италия морская. Бухта КАЛАФУРИЯ. Маремма: ПУНТА-АЛА"
Ранее:
📌"Нетуристическая Италия. Земля этрусков: СОРАНО"
📌"ПРАГА для интровертов: пришти станице - Староместска..."
Далее:
🏰"Австрия. ВЕНА: до любви не хватило полвзмаха"
✅©ГалопомПоЕвропам
Встретимся в новом городе!