Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Италия, ciao! СИЕНА: божественная мера красоты (часть I)

Нагулявшись вдоволь по улицам маленьких тосканских городков, набегавшись вверх и вниз по лестницам туфового Сорано и средневекового залитого солнцем Сан-Миниато, поймав в свои сети призраки ночного Питильяно и суровой Вольтерры, я ехала в Сиену с предчувствием, что там всё будет по-другому: больше простора, больше света, больше людей.

-2

Город встретил меня солнцем, мокрым асфальтом и ароматом только что прошедшего дождя.

Я свернула на длинную улицу, где звуки шагов по мостовой отдавались звонким эхом а стены домов создавали приятную тень, и почувствовала, что мне здесь нравится.

-3

Сразу ощущалась атмосфера туристического города: оживлённое движение на улицах, множество интересных магазинчиков с керамикой и картинами, кафе, рестораны, джелаттерии…

А тут и башня Обжоры, Торре дель Манджа, словно простроченная на швейной машинке, показала свою голову в просвете между крышами.

-4

И я вышла на площадь.

Piazza del Campo – главная площадь Сиены
Piazza del Campo – главная площадь Сиены

Пьяцца-дель-Кампо (Piazza del Campo) производит впечатление глотка ключевой воды или дуновения морского бриза. Она овевает прохладой, расширяет пространство и словно сворачивается перед вами клубком, как большой зверь.

Со всех сторон окружённая зданиями, она, тем не менее, оставляет ощущение бесконечности, безграничности.

Первые упоминания о Piazza del Campo относятся к XII веку. До конца XIII века на площади шумел рынок и проходили ярмарки, но с изменениями, произошедшими в административном устройсте Сиены, возникла необходимость в строительстве административного здания, где разместились бы городские власти - Совет Девяти. Так был построен Дворец Коммуны, или Палаццо Пубблико, и Пьяцца-дель-Кампо стала центром общественно-политической жизни Сиены
Первые упоминания о Piazza del Campo относятся к XII веку. До конца XIII века на площади шумел рынок и проходили ярмарки, но с изменениями, произошедшими в административном устройсте Сиены, возникла необходимость в строительстве административного здания, где разместились бы городские власти - Совет Девяти. Так был построен Дворец Коммуны, или Палаццо Пубблико, и Пьяцца-дель-Кампо стала центром общественно-политической жизни Сиены

Пьяцца-дель-Кампо вымощена брусчаткой кирпичного цвета и разделена на сегменты полосами серой каменной кладки. Если смотреть на неё сверху, площадь имеет форму половинки раковины наутилус – да, той самой раковины-кораблика Nautilus Pompilius.

Раковина наутилус
Раковина наутилус

В свою очередь, раковина наутилус воплощает идеальную форму так называемого «золотого сечения Фибоначчи» или «золотой пропорции Фибоначчи».

Итальянский математик Леонардо Пизанский, более известный как Фибоначчи, открыл последовательность чисел, в котором каждое последующее число является суммой двух предыдущих, а деление любого числа из ряда на предыдущее даёт некое постоянное иррациональное значение, равное 1,618. Соотношение 1:1,618 и получило название «золотого сечения», «золотой пропорции». Считается, что именно эта пропорция наиболее приятна для человеческого глаза.
Дворец Коммуны (Palazzo Pubblico) и башня Обжоры (Torre del Mangia). У подножия Торре дель Манджа вы видите мраморную Cappella di Piazza (часовню Пьяцца), построенную в XIV  в благодарность Деве Марии за избавление от эпидемии черной чумы, обрушившейся на Сиену в 1348 году и опустошившей город
Дворец Коммуны (Palazzo Pubblico) и башня Обжоры (Torre del Mangia). У подножия Торре дель Манджа вы видите мраморную Cappella di Piazza (часовню Пьяцца), построенную в XIV в благодарность Деве Марии за избавление от эпидемии черной чумы, обрушившейся на Сиену в 1348 году и опустошившей город
Принцип золотого сечения использовал Леонардо да Винчи при создании своих шедевров – он брал параметры человеческого тела, созданные по закону золотой пропорции; ботаники установили, что расположение семян подсолнечника, шишек сосны, листьев на ветвях тоже подчиняется закону золотого сечения. И даже это ещё не всё. Строение молекулы ДНК, строение снежинок, а также все галактики и тела в них воплощают всё ту же божественную меру красоты.

Может быть, поэтому мне и стало так хорошо, как только я ступила на брусчатку площади, и всё внутри тоже как будто пришло в гармонию.

Площадь, закручивающаяся полуспиралью, как будто несколько понижается к центру. На всём её пространстве рассредоточены люди: они гуляют, сидят прямо на брусчатке, отдыхают, болтают, едят мороженое.

Дворец Коммуны, или Palazzo Pubblico. Верхнюю часть фасада украшает монограмма Христа в круге. В центре фасада на уровне второго этажа герб герцога Тосканы Козимо I Медичи, по бокам - гербы Сиены. В вершине каждого из окон-трифор черно-белые щиты - эмблемы Сиены. Сейчас второй ярус здания занимает мэрия, а на первом ярусе разместились Городской музей (Il Museo civico) и театр Ринновати (Teatro dei Rinnovati)
Дворец Коммуны, или Palazzo Pubblico. Верхнюю часть фасада украшает монограмма Христа в круге. В центре фасада на уровне второго этажа герб герцога Тосканы Козимо I Медичи, по бокам - гербы Сиены. В вершине каждого из окон-трифор черно-белые щиты - эмблемы Сиены. Сейчас второй ярус здания занимает мэрия, а на первом ярусе разместились Городской музей (Il Museo civico) и театр Ринновати (Teatro dei Rinnovati)

На площади соперничают два величественных здания: городская ратуша Дворец Коммуны, или Палаццо Пубблико (Palazzo Pubblico) с башней Торре дель Манджа, и Палаццо Санседони (Palazzo Sansedoni).

Palazzo Pubblico был построен в XIII веке для Совета Девяти и подеста. Совет Девяти система олигархического управления, просуществовавшая 70 лет и вошедшая в историю под именем «Тирания Девяти».

-10

Эта система представляла собой единоличную власть верхушки крупных торгово-промышленных корпораций и связанного с ними цеха сукнодельцев. Постановления Совета Девяти имели силу закона и не требовали чьего-либо дополнительного одобрения и утверждения

Они даже чем-то похожи друг на друга: оба дворца имеют стрельчатые окна – трифоры, у обоих терракотовый фасад.

Над Палаццо Санседони тоже возвышается башня, но с Торре дель Манджа её не сравнить: она низенькая и толстая, словно торговка рыбой, а Торре дель Манджа длинная и сухопарая, как высокомерная аристократка.

Palazzo Sansedoni был построен во второй половине XIII века по приказу представителя влиятельного семейства Goro Sansedoni путем объединения пяти частных домов, что закрыло одну из точек доступа к площади. В XV веке усилиями Tofo di Cecco Sansedoni дворец был отреставрирован, расширен и вписался в округлую форму Piazza del Campo. Сейчас в здании находится штаб-квартира старейшего банка  Monte dei Paschi di Siena (полное название Banca Monte dei Paschi di Siena S.p.A. (MPS), основанного властями города-государства Сиена в 1472 году
Palazzo Sansedoni был построен во второй половине XIII века по приказу представителя влиятельного семейства Goro Sansedoni путем объединения пяти частных домов, что закрыло одну из точек доступа к площади. В XV веке усилиями Tofo di Cecco Sansedoni дворец был отреставрирован, расширен и вписался в округлую форму Piazza del Campo. Сейчас в здании находится штаб-квартира старейшего банка Monte dei Paschi di Siena (полное название Banca Monte dei Paschi di Siena S.p.A. (MPS), основанного властями города-государства Сиена в 1472 году

В некоторых источниках указывается, что изначально высокая, башня Палаццо Санседони была усечена, чтобы не превосходила в высоту Торре дель Манджа. Кто знает, так ли это. Возможно, причиной послужило всё-таки землетрясение XVIII века, после которого возникла опасность разрушения башни Палаццо Санседони.

Дворец Санседони похож на развёрнутую открытку-раскладушку с заломами на сгибах. Так он приобретает вогнутую форму и вписывается в округлые очертания Пьяцца-дель-Кампо.

Башня Обжоры (Torre del Mangia) была построена в XIV веке и на момент строительства являлась самой высокой башней средневековой Италии. Имея в высоту 102 метра, она занимает второе место после Тораццо Кремоны. На высоте 88 метров расположена смотровая площадка, откуда открываются невероятные виды на город и окрестности. Чтобы ее достичь, нужно подняться на 400 ступеней. Торре дель Манджа имеет ту же высоту, что и Сиенский собор, что символизирует равную власть государства и церкви
Башня Обжоры (Torre del Mangia) была построена в XIV веке и на момент строительства являлась самой высокой башней средневековой Италии. Имея в высоту 102 метра, она занимает второе место после Тораццо Кремоны. На высоте 88 метров расположена смотровая площадка, откуда открываются невероятные виды на город и окрестности. Чтобы ее достичь, нужно подняться на 400 ступеней. Торре дель Манджа имеет ту же высоту, что и Сиенский собор, что символизирует равную власть государства и церкви

Торре дель Манджа (Torre del Mangia), иначе называемая башней Обжоры, или башней Пожирателя, имя своё получила не случайно. Первый звонарь её колокольни Джованни Бальдуччо имел прозвище Mangiaguadagni («Пожиратель доходов» в дословном переводе, иначе говоря - транжира). Синьор Бальдуччо был ленив, невероятно прожорлив и тратил деньги на свои нехитрые прихоти не считая. Вот ведь интересный случай! Оказывается, чтобы твоё имя осталось в веках, не обязательно непременно изобретать бином Ньютона или таблицу Менделеева. Сидишь себе, ешь, пока не затошнит, и ничего не делаешь. И вуаля: ты вошёл в историю и твоим именем даже назвали башню. Бинго!

-13

А тут, понимаете ли, коптишь небо серым комочком, кладёшь себя буквально на алтарь общественного блага, и ничего. Не факт даже, что твой кот, которого ты кормишь каждый день, назовёт твоим именем свой кошачий домик.

От Пьяцца-дель-Кампо веером разворачиваются улицы, длинные и сумрачные. Я сначала завернула на какую-то улицу рядом с Палаццо Пубблико, но она была тёмной, ничем не примечательной и вела в нескончаемые хитросплетения других улиц. Поскольку я не отличаюсь талантами ориентирования на местности, могу сказать только, что мы куда-то шли, шли, и в результате вышли на Соборную площадь (Piazza del Duomo).

Соборная площадь (Piazza del Duomo) и Кафедральный собор (Duomo di Siena). Сиенский собор был построен в XIII веке на месте античного храма и имеет форму латинского креста. Изнутри и снаружи Дуомо отделан белым и зеленовато-черным мрамором, поскольку черный и белый - геральдические цвета Сиены, олицетворяющие белую и черную лошадей основателей города Сения и Аския
Соборная площадь (Piazza del Duomo) и Кафедральный собор (Duomo di Siena). Сиенский собор был построен в XIII веке на месте античного храма и имеет форму латинского креста. Изнутри и снаружи Дуомо отделан белым и зеленовато-черным мрамором, поскольку черный и белый - геральдические цвета Сиены, олицетворяющие белую и черную лошадей основателей города Сения и Аския

В центре Соборной площади, словно венчающая её диадема, высится Кафедральный собор в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии (Cattedrale di Santa Maria Assunta), называемый также Сиенским собором (Duomo di Siena).

-15

Сиенский собор не выглядит большим и громоздким. Ажурный, лёгкий, похожий на корабль с надутым ветром белым парусом, Дуомо словно плывёт по воздуху.

-16

Своей отделкой – элементами из зеленовато-чёрного и красного мрамора на белом фоне и кружевом множества деталей – Сиенский собор похож на флорентийский Санта-Мария-дель-Фьоре.

-17
-18

Та же белая готика, такие же тяжёлые тёмные резные двери, и колокольня, и даже Баптистерий. Но только сиенский Дуомо точно уменьшенная копия своего могучего собрата, он изящен, словно изысканная игрушка.

-19

А фасад Сиенского собора напоминает флорентийскую базилику Санта-Кроче. Такой вот архитектурный симбиоз.

-20

Я ходила вокруг собора, фотографируя его с разных ракурсов и любуясь филигранным изяществом деталей.

-21
-22

Сколько же их! Это какое-то волшебство! Скульптуры и барельефы исторических и библейских персонажей, большие яркие мозаики, галереи, тончайшая мраморная вязь...

-23
-24

У меня есть и любимая фигура. Посмотрите внимательно: слева, рядом со скульптурами апостолов и орлом белый ангел с чёрными крыльями.

Для меня этот прекрасный ангел стал не столько воплощением божественного, сколько отражением двойственности мира, человеческой сущности и самой жизни. Никто не безупречен или безнадёжно плох. Мы совершаем ошибки и исправляем их.

Слева рядом с орлом – белый ангел с чёрными крыльями
Слева рядом с орлом – белый ангел с чёрными крыльями

Мы делаем добро и следом оступаемся. В мире много света, но и много тьмы. Кому-то о его прошлом напоминают чёрные крылья. А у кого-то, всегда облачённого в белые одежды без единого пятнышка, они незаметно выросли за спиной.

Продолжение:

Ещё по теме:

📌"Италия морская. Остров Эльба. ПОРТО АДЗУРРО И МАРИНА-ДИ-КАМПО"

📌"Италия морская. Бухта КАЛАФУРИЯ. Маремма: ПУНТА-АЛА"

Ранее:

📌"Нетуристическая Италия. Земля этрусков: СОРАНО"

📌"ПРАГА для интровертов: пришти станице - Староместска..."

Далее:

🏰"Австрия. ВЕНА: до любви не хватило полвзмаха"

©ГалопомПоЕвропам

Встретимся в новом городе!

-26