В памяти многих людей художник запомнился одной единственной картиной "Грачи прилетели", которая стала в его творческой жизни знаковой. Он заговорил со зрителем через душу и его услышали, поняли и прочувствовали. Только благодаря ему в живописи появился лирический пейзаж, отражающий любовь к Родине, продуманный до мелочей, понятный, реалистичный и глубокий. Саврасову удалось влюбить в себя многих, и он, наконец, смог отойти от канонов эпических и романтических пейзажей, которые главенствовали в то время. Критики были в восторге и щедро одаривали Алексея Саврасова своим восхищением, но это мало помогло художнику справиться с трагедиями в личной жизни, которые стали причиной его саморазрушительного пути. Художник нашёл свой узнаваемый почерк в искусстве, стал творческим ориентиром для целого поколения новых живописцев, но потерял себя и это его история.
Вся жизнь живописца была связана с Москвой. В ней он родился, учился, работал и любил ее всем сердцем. Сначала Алексей Кондратьевич (1830 -1897) и не предполагал стать художником, хотя с детства проявлял интерес к рисованию, что заметил его отец. Он стал поддерживать сына, ведь иллюстрации двенадцатилетнего талантливого мальчика охотно покупали, но о том, чтобы учиться на художника не было и речи. Он видел в сыне продолжателя своего дела и хотел его обучить всем тонкостям коммерческой деятельности, поэтому, когда зашёл спор о будущей профессии, отец, не колеблясь запер мальчика на чердаке и лишил еды, чтобы тот одумался, но в судьбу Саврасова вмешались другие люди. Начальник московской полиции и преподаватель Московской школы живописи и скульптуры настояли на его учёбе.
Саврасов учился с радостью, выполнял все задания, писал с натуры и продавал свои работы уже в два раза дороже. Первые успехи произошли в 1848 году. Его этюды были названы лучшими. А в 1849 году его отправили на Украину, где он много писал с натуры.
Годы учёбы проходили быстро и вскоре в 1850 году художник представляет комиссии училища картину "Вид московского кремля при луне" и этюды "Московских окрестностей". За эти работы он получает звание художника и отправляется "доучиваться" в Петербургскую академию художеств. Яркий талант с глубоко выраженными национальными чертами начинающего живописца был замечен в столице. За свою картину "Вид в окрестностях Ораниенбаума" художник получает заветное для многих звание академика. Это был блестящий старт, а ведь ему было всего 24 года.
Казалось, художнику судьба благоволила, он познакомился с императорской семьей, подружился с великой княжной Марией Павловной, его картины стали покупаться для Третьяковской галереи и были включены в экспозицию российских павильонов на всемирных выставках. О художнике заговорили, его стали узнавать. Все складывалось очень хорошо. Саврасов вернулся в Москву и будучи уже известным вступил на должность руководителя пейзажного класса училища, где когда-то учился сам. Он приступил к обучению других и в нём чувствовалась сила и мощь. Саврасов умел воодушевлять и восторженные его талантом ученики работали не покладая рук. Все смотрели на его мастерскую какими-то особенными глазами. Он горел своим делом и зажигал сердца других, отдавая всего себя работе. Художник любил природу, приходил в восторг от неё, чувствовал её и учил этому чувству других и это у него получалось. В его картинах не было ничего лишнего, никаких эффектов, чтобы не отвлекать внимание зрителя от созерцания.
Из воспоминаний ученика мастерской Константина Коровина:
"Надо У природы учиться, -говорил Саврасов. - Видеть надо красоту, понять и любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо".
Саврасов учил воспевать жизнь, быть настоящим поэтом. Ведь природа торждественна, вечно дышит, всегда поёт. И это мировоззрение он выражал в своих произведениях. Он учил чувствовать, чувствовать то, что пишешь, и к нему прислушивались и искали эти чувства. Не удивительно, что его учениками были те, кто прославил себя в веках. Это ставшие знаменитыми и успешными в будущем живописцы - братья Коровины, Исаак Левитан и Михаил Нестеров.
В возрасте 27 лет к художнику приходит любовь, он знакомится со своей будущей женой Софьей Карловной Герц, сестрой его давнего университетского друга -Константина Герца. Можно сказать, что Саврасов обрёл все, чтобы быть счастливым: любимую работу, творческие успехи, преданных поклонников, друзей и учеников, материальную стабильность. Он получает казенную квартиру и возможность получать награды и повышение, выпускает книгу в соавторстве с Василием Пукиревым - пособие по рисованию и полностью сосредотачивается на своей самореализации. В то время у него было множество идей и всё это наполняло его душу и заставляло двигаться только вперёд, а жена была опорой и поддержкой, которая гордилась им. У пары родились две девочки, одна из которых умерла во младенчестве. Это был первый удар, который уготовила ему судьба.
Оправившись от потери, в 1862 году художник с женой уезжает в Европу, где получает восторженные отклики о своих картинах. Ему предлагают оставить родину и работать заграницей, но Саврасов был предан родной земле, любил её и воспевал только её природу, не мысля свой творческий путь без русских красот. Поэтому, не раздумывая, он возвращается в Россию полный сил и надежд. В семье вновь рождаются две девочки и долгожданный мальчик и всё было бы превосходно, но вновь смерть ребёнка и после этого семейная идиллия рушится. Судьба вдруг перестаёт быть благосклонной к Саврасову.
Шестидесятые годы становятся настоящим испытанием для семьи. Его лишают казённой квартиры по причине малого количества учеников, и он вынужден переехать в Ярославль. Бытовые трудности не способствовали тому, чтобы развиваться в профессии. Теперь они с женой стали жить в маленькой квартирке и Саврасову пришлось даже начать заниматься фотографией, чтобы как-то сводить концы с концами. Но бытовые проблемы и жизненные испытания не сломили его дух. Он с воодушевлением готовится к первой выставке передвижников. Живописец пишет свою самую знаменитую картину "Грачи Прилетели", которую тут же покупает П.М. Третьяков.
Семидесятые годы- время высшего творческого подъёма Саврасова. Одним за другим появляются шедевры, которые критики одаривают словами восхищения, отмечая глубокую натуру художника, его непосредственность, чувственность и таинственную душу. «Грачи» становятся настолько популярны, что все настоящие любители хотят иметь авторские повторения картины. Этот успех дарит шанс художнику вернуться в Москву и вновь заняться преподавательской деятельностью. Но из-за прежних неудач и проблем с деньгами, постоянных жалоб жены и внутренней печали, усугубившейся из-за смерти последнего ребёнка, художник пристращается к алкоголю, и этот недуг пьянства, который начал им овладевать ещё в Ярославле постепенно разрушает Саврасова и его жизнь.
Несмотря на триумфальное возвращение, квартиру ему так и не отдают, а в семье художника разворачивается настоящая драма.Саврасов вынужден постоянно искать жильё, и его жена уже не может выдерживать бесконечные материальные трудности и решает оставить художника, забрав с собой детей. Для Саврасова это окажется равносильно смерти. Душевно он не мог смириться с потерей семьи из-за чего болезнь обостряется. Художник всё реже и реже посещает свою мастерскую, а его работы перестают получать хвалебные отклики. В училище начинают говорить о том, что он болен, зная всё о его пристрастии. Однажды в его мастерской собираются ученики и с удивлением встречают изменившегося до неузнаваемости художника.
Из воспоминаний К. Коровина:
"В лице было что-то тревожное и горькое. Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно: на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки вроде каких-то грязных туфель, черная блуза повязана ремнём, на шее выглядывала синяя рубашка, на спине был плед, шея повязана красным бантом. Шляпа с большими полями грязная и рваная".
Он говорит ученикам, что он болен, смотрит на их работы и рассуждает о них как-то абстрактно, больше нет искры в глазах, больше нет той силы и мощи, которая чувствовалась в нём раньше.
Вскоре художник предпринимает новые попытки создать семью, бросает пить, у него даже рождаются дети, но работать как прежде он не может, так как начинает слабеть зрение. В это время в творчестве художника можно увидеть изображение радуги, которое у Саврасова ассоциировалось с надеждой и верой в то, что всё наладится. Но, к сожалению, болезнь в нём только прогрессирует, после смерти его лучшего друга художника Перова, который часто прикрывал его в моменты запоя в училище, его увольняют. И он вынужден оставить свою семью. Иногда он приходит к своей жене, когда его дела немного выправляются, но потом это он прекратит делать. Его жизнь полностью меняется, он прекращает учавствовать в выставках и его забывают.
К концу жизни он остался без средств к существованию, оторвавшись от товарищей и семьи, он ходил по московским знакомым, выпрашивая на жизнь деньги, предлагая взамен свои этюды и рисунки. Иногда в нём все же пробуждался настоящий мастер и он писал картины даже очень неплохие, например, "Ночка", но все же, в большинстве своём, его работы стали не интересны передовому обществу, которому было важно в то время видеть сюжеты, обличающие русскую действительность. Саврасову же это было чуждо. В его картинах сочеталась мягкая душа и мир высокой поэзии, но никак не тянуло его к тому, чтобы содействовать той моде, которая сформировалась среди художников. Тонкий мир живописца не уживался с материальными благами, он не смог оправдать те надежды, которые когда-то возлагала на него его первая супруга. Саврасов просто не умел продавать свои работы так, как делали это другие и часто натыкался на перекупщиков. Третьяков, к которому он обращался за помощью ему помогал, но это не давало возможность выйти на тот уровень жизни, который бы позволил ему выжить в суровой действительности. Постепенно он скатывался на дно, посещая ночлежки и ведя бродячую жизнь. Алкоголизм полностью изменил его личность и уже никто не был способен протянуть ему руку помощи.
Летом 1897 года его временно приютили знакомые люди, он сильно заболел и был направлен в Первую городскую больницу, где вскоре скончался. Проститься с ним пришли только двое человек - его ученик И. Левитан и П. Третьяков. Так закончилась жизнь того, кто оставил после себя произведения, в которых мы обнаруживаем светлую и добрую натуру человека, способную чувствовать и глубоко любить свою родину, понимать её природу, видеть её такой, какая она есть, без прикрас и без преувеличений и это дорого стоит. Он вечен в своей силе и правде, и мы зрители теперь можем смотреть на его произведения, видя в них щедрую на чувства и любовь душу мастера.
P.S. Память этого замечательного художника чтут до сих пор, поминая его в день смерти и в день рождения. Ему часто приносят цветы на могилу, которая находится на Ваганьковском кладбище в Москве.
Для того, чтобы ознакомиться с работами позднего периода, листайте галерею. Спасибо за внимание и до встречи на этом канале.
Подписывайтесь также на мой вдохновляющий
телеграм канал, чтобы знать как создаются шедевры, в чем секрет вдохновения, и какие романы рождали великие произведения искусства.Всем буду признательна и очень рада!