Найти в Дзене
Old school dude

"Чудо" Queen 33 года спустя. Что поведал Брайан Мэй

Сочетание сложнейших гармоний посреди оглушительного хард-рокового звука и тонких едва уловимых поп-нюансов декаданса, приправленных элементами прога, синти-попа и новой волны – таким предстал перед поклонниками Queen в 1989 году альбом "The Miracle". Казалось, группа находится на одном из гребней своего творческого всплеска и нежится в лучах всеобщего преклонения. К началу 1989-го общий тираж пластинок составил 80 млн. экземпляров, а общее количество зрителей на концертах группы составило свыше 6 млн. человек. Как констатировал Боб Гелдоф: " Queen были абсолютно лучшей группой того времени". Кто же знал, что этому яркому явлению в рок-музыке осталось существовать чуть более двух лет. При всём моём уважении к музыкантам, вступавшим в последующие годы в коллаборацию с Брайаном Мэем и Роджером Тейлором, назвать это Queen без Джона Дикона и, в особенности, без Фредди Меркьюри не поворачивается язык, скорее, уж, тогда это версии группы Smile. И вот 33 года спустя легендарный британский рок

Сочетание сложнейших гармоний посреди оглушительного хард-рокового звука и тонких едва уловимых поп-нюансов декаданса, приправленных элементами прога, синти-попа и новой волны – таким предстал перед поклонниками Queen в 1989 году альбом "The Miracle". Казалось, группа находится на одном из гребней своего творческого всплеска и нежится в лучах всеобщего преклонения. К началу 1989-го общий тираж пластинок составил 80 млн. экземпляров, а общее количество зрителей на концертах группы составило свыше 6 млн. человек.

Как констатировал Боб Гелдоф: " Queen были абсолютно лучшей группой того времени". Кто же знал, что этому яркому явлению в рок-музыке осталось существовать чуть более двух лет. При всём моём уважении к музыкантам, вступавшим в последующие годы в коллаборацию с Брайаном Мэем и Роджером Тейлором, назвать это Queen без Джона Дикона и, в особенности, без Фредди Меркьюри не поворачивается язык, скорее, уж, тогда это версии группы Smile.

И вот 33 года спустя легендарный британский рок-коллектив выпустил расширенное коллекционное издание (Collectors Edition) альбома "The Miracle". Издание включает в себя сет "The Miracle Sessions", содержащий более часа неизданных студийных записей, в том числе и шесть ранее незвучавших песен, а также записи группы за работой в студии.

Бокс-сет из 8 дисков состоит из виниловой пластинки, 5 CD, DVD и Blu-ray-диска. Последние содержат один и тот же раритетный контент: промо-ролики, отрывки из документальных фильмов, инструментальные материалы и интервью, включая и последнее, которое Джон Дикон дал на съёмках драйвового клипа "Breakthru". Однако, ни на одном диске нет стереофонического или многоканального пространственного звука высокого разрешения. Чёрный виниловый лонг-плэй представляет собой так называемую "Long Lost Original LP Cut" с неизданной песней "Too Much Love Will Kill You", которая была в последнюю минуту изъята из классической версии альбома ещё в 1989 году. По сути, теперь Queen в виниловом формате выпустили эту самую утерянную оригинальную версию 1989 года.

Queen "The Miracle" (Collectors Edition) 2022. Фото из открытых источников
Queen "The Miracle" (Collectors Edition) 2022. Фото из открытых источников

Брайан Мэй высказался по этому поводу следующим образом:

"Это немного похоже на просмотр документального фильма "The Beatles: Get Back". "Битлы" по-прежнему являются для меня Библией, поэтому мне нравилось смотреть на эти вещи, видеть, как они это делали. И этот бокс-сет немного похож на это. Нет видео, но звуковые ландшафты, которые вы слышите, очень запоминаются.
Есть много моментов, когда вы слышите, как мы в студии разговариваем, продвигаемся вперед, смеёмся. Вы слышите вещи в процессе разработки. Всевозможные вкусности. Это как будто вы присутствуете на тех сессиях в 1989 году. Я думаю, людям, которым мы действительно нравимся, просто понравится то, что они услышат".

Упаковка в качестве приятных дополнений включает также в себя два плаката, две открытки и четыре репродукции, а ещё роскошную 76-страничную книгу в твердом переплете с ранее невиданными фотографиями, оригинальными рукописными письмами из фан-клуба, обзорами прессы того времени и обширными примечаниями, содержащими воспоминания Фредди, Джона, Роджера и Брайана как о создании самого альбома, так и о некоторых их самых культовые видео.

Альбом "The Miracle" в версии 1989 года представлен на CD-1 из сет-бокса ремастером 2011 года от Боба Людвига, так как по мнению музыкантов улучшать качество его звучания уже больше некуда. И то правда, микшировать бог знает что, дабы поразить публику своим продюсерским гением, было бы кощунством по отношению к Фредди.

Для меня всегда было символизмом, что свой 13-й (!) альбом "Квины" назвали "The Miracle" – "Чудо". Не смотря на наличие одноимённой композиции, это был как бы намёк, что с ним не всё так, как представляется на первый взгляд. И действительно, вместо того, чтобы принимать процедуры на водах или где-нибудь в горах, фронтмен целый год тратит на студийную работу, дабы выдать на гора то, что ещё ему отпущено свыше – это ли не Чудо! Помимо этого, у Брайана Мэя в отношении "волшебства" была и своя трактовка:

"В о время записи "The Miracle" я пребывал в полнейшем психологическом тупике. Как я всем рассказываю, чудо заключается в том, что я вообще что-то мог сыграть!"

Альбом хоть и не является лучшим у Queen, не обладая за рядом исключений особо изощрёнными мелодическими фантазиями, граничащими порой с шедевральностью изысков, но всё же и далеко не проходная работа. Зрелая работа музыкантов, которые знают себе цену и понимают, какими приёмами потрафить публике, крепкая и ненатужная, осенённая местами сошедшим божественным вдохновением.

"The Miracle" обладает довольно мощным звуковым напором, разделённым в соотношении где-то 50/50 между электронной поп-музыкой и тяжелым роком, напоминая богатую палитру их прошлой классики середины 70-х. Музыканты, собственно, и декларировали, что стремились здесь вернуться к своим истокам. Наряду с "The Game" он, пожалуй, – самый сильный альбом Queen в 80-е. "The Miracle" в своё время был разгромлен критиками, но фаны оценили его достоинства, обнаружив здесь несколько хороших песен, а с годами ностальгический флёр возвёл его в статус нетленной классики. Смерть Меркьюри 24 ноября 1991 года окутала последние релизы Queen меланхолией, которая изменила всё их последующее восприятие.

Даже вещи, не вызвавшие тогда особого восторга, сегодня принимаются куда как благосклоннее. Прислушались, расслышали и что называется "въехали". А уж такие хиты, как "The Miracle", "I Want It All", "The invisible Man", "Breakthru", "Scandal", так и вовсе увековечились своими видеоклипами, войдя в золотой пантеон формата "MTV". Любопытно, что Фредди поучаствовал в написании только двух из перечисленных шлягеров – "The Miracle" и "Breakthru".

Его создавали в сложное время, но по музыке это совсем не ощущается. После выхода в 1986 году альбома "A Kind Of Magic" группа триумфально выступила на 26 стадионах в странах Европы в рамках масштабного "Magic Tour" – последнего в концертной деятельности классического состава Queen. В декабре вышел концертник "Live Magic", увековечивший это грандиозное событие в виниле. А на следующий год на них обрушивается страшное известие: у Фредди Меркьюри диагностирован ВИЧ.

Это был удар для всех членов группы. После "Мэджик тура", так и не доехав до Соединённых Штатов, Queen на год залегли на дно и скрылись от света прожекторов. Необходимо было посмотреть правде в лицо и принять ситуацию неопределенности. Группа объявила о паузе в своей концертной деятельности и отправилась в отпуск переосмысливать создавшееся положение.

На время отойдя от общих дел, участники Queen занялись сольной карьерой. Джон Дикон, немного понежившись с Роджером на пляжах Лос-Анджелеса, собрал группу The Immortals, чтобы записать для фильма "Biggles" единственный трек "No Turning Back". Роджер Тейлор пережил распад брака, создал группу The Cross и записал альбом "Shove It". В его записи принимали участие Мэй и Меркьюри. В The Cross Роджер был вокалистом и ритм-гитаристом одновременно. Как он тогда заявлял:

"Я хочу играть музыку, которая для меня естественна, то есть "тяжелый" рок-н-ролл, и я хочу выступать на "живых" концертах. Сольные диски были для меня в свое время средством самовыражения. Я надеюсь, что наша новая группа будет принята всерьез и станет началом моей новой музыкальной карьеры".

Фредди Меркьюри сбрил усы и начал работу с с пианистом Майком Мораном и Монтсеррат Кабалье над совместным альбомом "Barcelona". Работа над ним началась в апреле, однако она была завершена лишь через девять месяцев, поскольку Кабалье почти не имела свободного времени. В конце 1987-го в интервью Фредди откровенно высказался о проблеме СПИДа, не признав, однако, публично его наличие у себя.

Брайан Мэй ушёл от первой жены Крисси Муллен к актрисе Аните Добсон, помогал записывать ей сольный альбом и, одолеваемый в связи с этим желтушными таблоидами, пребывал в жуткой депрессии. Он задумался о своём первом сольнике и потихоньку двигался в этом направлении. Ещё он поработал с рокером Митом Лоуфом, записав композицию "A Time For Heroes", которая стала гимном Параолимпийских игр, и спродюсировал альбом группы Bad News, которая пародировала "хэви метал".

Работа над частными проектами пошла группе на пользу: когда в январе 1988-го все вернулись в студию для записи нового альбома, свежие идеи наполняли их энтузиазмом. Ещё они истосковались по совместному творчеству и решили, что отныне будут записываться только вместе, а не как индивидуальные и отдельные единицы. Как вспоминал Брайан о том периоде:

"Мы имели дело с ухудшающимся здоровьем Фредди и собирались вместе, чтобы поддержать его".

Приготовления очень скоро привели к идее альбома, который был записан в Лондоне и Монтрё с помощью Дэйва Ричардса. Работать в Монтрё было несложно: ещё со времён их работы в "Mountain Studios" 10-ю годами ранее они хорошо знали Ричардса и он был частью их дел. Альбом создавался на протяжении целого года. Изначально его планировали назвать "The Invisible Man", однако за три недели до официального релиза альбом переименовали в "The Miracle".

Он был первым альбомом, на котором, как выражение единства, авторские права на все песни были приписаны группе Queen в целом. Когда-то ещё в пору работы над своей дебютной пластинкой, когда встал вопрос об авторстве песен, в соответствии с которым в дальнейшем и будут идти отчисления роялти, Меркьюри отстоял постулат, что главный – тот, кто написал слова. Это было очень упрощенное и даже где-то ошибочное суждение, но оно было в целом принято другими, возможно, в качестве признания более высокого мастерства Фредди в сонграйтерстве и поощрения его большого вклада в общее творчество именно на том этапе существования Queen. И в соответствии с этим своеобразный "манифестом о написании песен" такие композиции, как "Ogre Battle" и "Lia", не смотря на коллективный вклад других членов группы, значились только песнями Фредди. Как вспоминал Брайан Мэй:

"Мы обсуждали, должны ли мы все быть зачислены в качестве авторов песен в таких случаях. Фредди сказал: "Насколько я понимаю, человек, написавший эти слова, фактически написал песню". Все согласились, но это был очень необычный способ распределения авторских гонораров за публикацию...
Всегда был один из нас, кто возглавлял вечеринку. И если смотреть правде в глаза, то это был Фредди. Он придумывал тексты песен и руководил нами с этим прекрасным материалом. И когда мы работали, мы были в большом восторге от этого".

Теперь же, тронутый тем, что ребята в связи с ухудшением его здоровья собрались вместе, чтобы поддержать его записью совместного альбома, Меркьюри сам предложил отойти от этого правила и поровну разделить проценты от авторских прав. Как он это комментировал:

"После того, как мы пережили много потерь в своей жизни, мы решили, что должны работать вместе, если мы действительно чего-то хотим… и мы чувствовали, что и вправду хотим этого".

По новым правилам, все песни принадлежали всей группе и каждый мог вносить свои комментарии. Результатом стал свежий взрыв энтузиазма. "Это составляло формулу успеха, – констатировал Роджер Тэйлор. – Песни оставались или выбрасывались исключительно по художественному наполнению". Мэй пояснил:

"Мы хотели создать альбом в "демократическом" духе, на котором все в равной степени участвовали бы в сочинении композиций. Нам удалось добиться подлинного чувства единой команды безо всякого соперничества. Вот почему The Miracle стал гораздо интереснее, чем A Kind Of Magic".

Обложка "The Miracle", созданная дизайнером Ричардом Греем с использованием рабочей станции "Quantel Paintbox", на которой участники Queen сливаются в единое целое, закрепляла эту новую фазу коллектива – единение.

Обложка "The Miracle". Фото из открытых источников
Обложка "The Miracle". Фото из открытых источников

Символично альбом открыла совместная композиция "Party" – своеобразный джем-сейшн между Фредди Меркьюри, Брайаном Мэем и Джоном Диконом. Меркьюри сидел за пианино и начал импровизировать с раздела "We had a good night", Мэй добавил небольшую часть песни в начале. Далее они поработали втроем и завершили её совместными усилиями, записав и вокальные гармонии. Тэйлор позже сделал под это забойную ритмическую подложку. Всё было как когда-то в начале карьеры, только уже на другом уровне.

Песня "Khashoggi’s Ship" пришла от Меркури, и все четыре участника группы писали текст и музыку. Получилась хард-роковая песнь об известном миллиардере Аднане Хашогги и его яхте "Nabila" – одной из самых больших частных яхт тех лет в мире. Жёский хардовый гитарный рифф, не совсем характерный для Мэя, напор энергии солиста и узнаваемые вокальные гармонии – чем не старый добрый "Квин" эпохи 70-х.

"The Miracle" – одна из самых сложных песен последних лет существования группы. Её идею принёс Джон Дикон, а далее совместно с Меркьюри они написали аккордовую прогрессию. Вся группа внесла лирические и некоторые музыкальные идеи, Меркьюри сыграл на фортепиано, а также на многих синтезаторных треках, используя "Korg M1" и "Roland D-50". Хотя и он, и Мэй считали "The Miracle" одной из своих самых любимых композиций, Тейлор заявлял, что в своём списке фаворитов он её не числит, но уважает как "невероятно сложную". В независимости от этого, это был, безусловно, один из творческих пиков Queen.

Текст был под стать музыке – многоуровневая философская патетика гуманистической и пацифистской направленности:

Каждая капля дождя, упавшая в Сахаре, безусловно –
Это чудо.
Все божьи творения, большие и маленькие,
Золотые ворота и Тадж-Махал –
Это чудо.
Дети, рожденные из пробирки,
Мамы и папы, покинувшие наш мир –.
Это чудо...
И все мы хотим лишь одного –
мира на земле, конца войны.

Специально для видеоклипа были найдены четыре мальчика, наиболее похожие на музыкантов группы. Идея создания таких образов принадлежит Фредди и была воплощена вместе с австрийскими режиссёрами Долезалом и Роззахером. На мой взгляд, этот забавный релиз отдавал пародийностью и смазывал весь глубинный пафос текста, поэтому я предпочту ему другой – без карнавального видеоряда. На "The Miracle Sessions" есть и альтернативная версия этой композиции.

"I Want It All" была предложена Мэем, и она была одной из немногих песен, которые уже были написаны до того, как группа собралась в студии. Она была вдохновлена ​​любимым девизом его новой жены, Аниты Добсон: "Я хочу все, и Я хочу это сейчас!" Меркьюри сыграл на клавишных, Мэй – на акустической и электрогитаре, а Тейлор впервые использовал бас-барабан с двойной бочкой.

В бокс-сете обнаруживаются четыре разные версии песни. Альбомная, включенная в "The Miracle", содержит вступление акустической и электрогитары, ведущее к секции пауэр-аккордов и короткому соло, а затем – к основному гитарному соло, состоящему из двух частей; первая часть исполняется в том же темпе, что и третья, за которой следует вторая, более быстрая часть.

Роджер, Брайан, Фредди и Джон на съёмках "I Want It All" в студии "Elstree", Лондон, апрель 1989. Фото из открытых источников
Роджер, Брайан, Фредди и Джон на съёмках "I Want It All" в студии "Elstree", Лондон, апрель 1989. Фото из открытых источников

Для выпуска сингла трек был немного отредактирован. Инструментальное вступление было заменено исполнением припева "а капелла", что привело к первому короткому гитарному соло Мэя. В этих обстоятельствах Меркури выступил с необычайным проникновенным порывом, и всё это теперь воспринимается как горько-сладкое прощание с миром и своеобразное напутствие.

Ещё была удалена более медленная первая часть основного гитарного соло. Помимо различных выпусков синглов, эта версия также использовалась в музыкальном видео.

Третья версия песни, по сути, – гибрид предыдущих версий, он включает вступление "а капелла" сингловой версии и полноформатное гитарное соло альбомной версии. А вот четвёртая с CD4 содержит только инструментал с бэк-вокалом.

Тэйлоровская восприимчивость перекочевала в песню "The Invisible Man". Она звучала свежо в контексте стиля "европоп". Лирическая идея пришла к нему из одноименного романа Герберта Уэллса. Роджер утверждает, что вдохновение его посетило во время чтения книги, после чего ему в голову мгновенно пришла басовая партия, причём часть песни он написал в ванне. Песню поёт в основном Фредди, но и сам автор – тоже. Ещё помимо ударных он сыграл основной рифф на гитаре и одну из партий синтезатора, а продюсер Дэвид Ричардс задействовал здесь секвенсор и поучаствовал в синтезаторных сетах. Ознакомьтесь с иным вариантом песни. Демо-версия содержит совершенно другие средние восемь тактов, где Фредди поёт альтернативную лирику в стиле Элвиса Пресли, а Роджер шепчет части припева.

"Breakthru", со слов Фредди Меркьюри, была отличным примером того, как два отдельных фрагмента собираются вместе, чтобы соединиться в одной композиции. Альбомная версия песни начинается с 30-секундной медленной вокальной гармонии. Она была написана Фредди Меркьюри для песни – "A New Life Is Born", которая так и не была выпущена, но теперь имеется её минутное демо.

Затем всё резко переходит в динамичный пауэр-поп, написанный Роджером Тейлором. Другие версии песни были созданы путем расширения или сокращения вступления. Как вспоминал Фредди:

"Трек "Breakthru" как бы произошел от Роджера, и на самом деле, это в основном его трек. Но вокальный фрагмент "а капелла" в начале был не его: у нас есть 30 треков, и здесь был небольшой отрывок, который я считал довольно хорошим. Я не хотел, чтобы он пропал, и я просто сказал: "О, хорошо, мы просто поместим это перед "Breakthru". По сути, это уже другая песня, которая вроде бы неплохо ушла, так что мы просто вырезали ее".

"Rain Must Fall" в ритме босса-новы была совместной работой Дикона, создавшего музыку, и Меркьюри, написавшего слова. Тейлор записал много латиноамериканских перкуссий, но большая их часть была отредактирована, чтобы освободить побольше места для вокальных гармоний, гитар и клавишных, где последние были разделены между Меркьюри и Диконом. Инструментальную часть с изумительно поющей "Ред спешл" Мэя можно посмаковать отдельно. Техника тэппинга здесь не просто уместна – она просто естественно органична.

"Scandal" в жанре электронный рок была продукцией Брайана Мэя. Лирика здесь отражала повышенное внимание британской прессы к его недавнему разводу и новым отношениям с Анитой Добсон. Брайан отмечал, что в песне он излил ту боль, что переполняла его душу и отравляла существование:

"Скандал! Ты ушла от меня и весь мир узнает про это,

Скандал! Наши жизни превратят в идиотское шоу,

Увидят душевную боль, крушение нашей любви..."

Автор сам сыграл на клавишных и исполнил с первого дубля соло на гитаре. Ведущий вокал Меркьюри также был сделан с одного дубля. Партию синти-баса исполнил Дэвид Ричардс, дополнив бас-гитару Дикона, а Тэйлор помимо ударной установки задействовал ещё и вибрашлеп – инструмент, состоящий из куска согнутой в форме буквы "U" жесткой проволоки, соединяющей деревянный шар с полым деревянным ящиком с металлическими зубцами внутри. На "Collectors Edition" помимо альбомной и сингловой версии можно отдельно заценить инструментал и бэки.

Песня "My Baby Does Me" была еще одной совместной работой Меркьюри и Дикона. В них обоих бродили идеи как сделать этот трек попроще, чтобы облегчить альбом. В интервью 1989 года каждый из них утверждал, что это другой так построил басовую партию. Итоговый минимализм инструментальных партий был освежающе хрупок, как дуновения полуденного летнего бриза.

Всеми участниками группы была написана "Was It All Worth It". Хотя основная часть песни была создана Меркьюри, все "Квины" внесли свой вклад в аранжировку, бриджи и тексты. Например, Тейлор написал строчку "We love you madly". Он же решил использовать здесь гонг и литавры. Мэй придумал рифф и помог в оркестровке, как и Дикон. Позже последний назвал эту песню своей любимой на альбоме.

Несмотря на то, что трек так и не был выпущен синглом, он блистательно выражал идею альбома – чудо единства участников группы. "Это было близко всем нам, поэтому мы смогли написать её, – говорил Фредди в интервью после выхода пластинки. – Трогательно, что каждый вложил в это что-то своё".

Красивую балладу "Too Much Love Will Kill You" теперь добавили ​​в альбом, как изначально и планировали. Песня даже появилась в оригинальном трек-листе 1989-го под №5 – между "I Want It All" и "The Invisible Man" – но была удалена. Дело в том, что она была написана Брайаном Мэем, Фрэнком Маскером и Элизабет Ламерс. А поскольку, авторские права на все композиции альбома "The Miracle" музыканты Queen договорились распределить между собой в равных пропорциях, возникли проблемы с компаниями, представляющими права на песни Маскера и Ламерс, которые до выпуска "The Miracle" так и не удалось урегулировать. Зато этот трек появился на альбоме "Made in Heaven" с оригинальным миксом 1989 года. Позже композиция была удостоена награды "Лучшая песня в музыкальном и лирическом плане" на церемонии вручения наград "Novello Awards" 1997 года.

И, конечно же, на "Collectors Edition" есть гораздо большее, а именно ранее неслыханные треки – именно то, что действительно обеспечивает интерес ко всему пакету. Плюс ещё, что выходило би-сайдами к синглам.

Тяжёлая AOR-композиция "Hang on in There" Меркьюри с неожиданными сменами ритма и восхитительными вокализами изначально называлась "A Fiddly Jam", а её текст связан с его болезнью. Фредди здесь разделил клавишные партии с Брайаном, а в вокале дважды выдадал "си" второй октавы. Изначально песня появилась на стороне "B" сингла "I Want It All".

"My Life Has Been Saved", написанная Джоном Диконом, была стороной "B" сингла "Scandal". Переработанная версия позже была выпущена на альбоме "Made in Heaven" 1995 года, но при этом она утратила первоначальный посыл благодарности Господу за то, что в этом ужасном беспорядочном мире "моя жизнь была спасена". Представленный ремикс в этом отношении более органичен.

Изящная композиция Тэйлора "Hijack My Heart" была сработана в прогрессив-роковом ключе с элементами синти-попа и фанковым басом Дикона в коде. Пел автор. Она вышла би-сайдом сингла "The Invisible Man". Почему её не включили в альбом после освободившейся вакансии "Too Much Love Will Kill You"? Не понятно.

"Stealin'" была в основном написана Меркьюри. Она вышла на обратной стороне сингла "Breakthru". Песня начинается как буги-вуги 50-х, неожиданно вдруг переходя в фолк-роковое подобие цеппелиновской "Bron-Y-Aur Stomp". Сдаётся, что Фредди отобразил здесь с помощью Мэя ретроспективу своих последовательных увлечений сначала Элвисом, а потом Led Zeppelin. Для би-сайда такая эклектика проходила, для альбома же оказалась неформатной, тем более, что лирика отображает ироничное представление человека, который всю свою жизнь занимается кражами.

Инструментал "Chinese Torture" Брайана Мэя впервые прозвучал как часть гитарного соло ещё во время последних концертов "Magic Tour" 1986 года. Здесь же это вылилось в причудливо оркестрованную пьесу длительностью менее двух минут.

Хард-рок "Dog With A Bone", норовящий обернуться фортепианной балладой, которая превращается в рок-джем, примечателен тем, что Фредди и Роджер поют здесь вместе главную вокальную партию, попеременно то солируя, то сливаясь в гармонию. Слышно, как участники группы обмениваются идеями. Не самый значительный в ретроспективе трек, но любопытен с точки зрения студийной кухни группы.

Грустная клавишная баллада Мэя "Water" присутствует как демо. Все вокальные партии исполнил автор. Почему в последующем Брайан её сольно в какой-либо форме не реализовал становится понятно из текста, отражающего то удручающе психологическое состояние, в котором он тогда пребывал. Он просто не захотел в это опять погружаться:

"Иногда мне нужно остановиться и подумать,

Позволить воде катиться некоторое время,

Позволить дням пролетать под ногами..."

В другой композиции Брайана,"I Guess We're Falling Out", блистательно солирует уже Фредди. Студийное демо имело потенциал разродится прекрасным треком, но не срослось, а жаль. Паттерн ударных в этой песне такой же, как и в "My Baby Does Me".

Апокрифы доносят, что было ещё демо песни "Brother Of Mine", но в бокс-сете её не оказалось. То ли качество и продолжительность не устроили, то ли слухи были неверны, только теперь эта вещь уйдёт – и, видимо, уже окончательно – на территорию легенд.

Зато другая легендарная композиция к всеобщему ликованию фанов увидела свет более, чем через 30 лет после её записи, хотя изначально это считалось неисполнимым. "Face It Alone" вышла 13 октября 2022 года как сингл в рамках промоушена бокс-сета "The Miracle Collector's Edition". Официальное музыкальное видео было загружено на канал Queen на "YouTube" 21 октября. Нежная, трогательная, способная вызвать эмоциональный удар как у фаната группы, так и у обычного слушателя, не отягощённого грузом почитания к её легендарному солисту, в день своего цифрового релиза "Face It Alone" пять дней подряд становилась самой загружаемой песней в мире и возглавляла чарты загрузок "iTunes" в 21-ой стране.

Голос Меркьюри, полный эмоций, название, музыкальный фон, эпическое гитарное соло – всё так глубоко погружает в пучину грусти, что способно спровоцировать слёзотечение. Все эти годы "Face It Alone" оставалась незаконченным демо-треком, хранившимся в хранилищах Queen и незнакомым никому за пределами ближайшего окружения группы. Она была открыта заново, когда продюсерская и архивная команда группы вернулась к этим сессиям, чтобы работать над переизданием бокс-сета "The Miracle". Как поведал Брайан, готовая версия песни, которой теперь поделились с мировой аудиторией, абсолютно соответствует тому, какой она была записана в 1989-м:

"Венец славы – это, конечно, голос Фредди. Это просто великолепно. Вы слышите качество в его голосе. Вы слышите страсть в его голосе. И он бесстрашен. То, как он обращается с некоторыми из этих нот, так прекрасно.
Одно из обсуждений, которые у нас были, и одна из причин, по которой мы хотели её выпустить, заключается в том, что всё это оригинально. Мы немного навели порядок в ней, и думаю, что если бы мы поработали над этим больше, это изменили бы ещё больше. Это могло бы стать шестиминутной эпопеей. Но мне действительно нравится всё так, как есть. Это очень искренне. Это свидетельство того времени.
Поэтому мы подумали: да, закончите её, но не приукрашивайте. Не приукрашивайте это. Просто изложите всё так, как мы это слышим, но соответствующим образом почистите. Так что я не стал возвращаться туда и играть на новой гитаре или что-то в этом роде. Всё в точности так, как и произошло".
Фредди Меркьюри и Брайан Мэй. Фото из открытых источников
Фредди Меркьюри и Брайан Мэй. Фото из открытых источников

Это ансамблевая пьеса, в которую внесли свой вклад все четыре участника группы: Фредди, Брайан, барабанщик Роджер Тейлор и басист Джон Дикон. "Редко можно найти какие-либо фрагменты, в которых запечатлено, как мы вчетвером действительно работаем вместе", – рассказал Брайан. "Но Джон там, абсолютно вживую с Фредди. И Роджер там со своей странной перкуссионной атмосферой".

Ему вторит Роджер Тейлор:

"Мы как бы забыли об этом треке, но вот оно, это маленькое сокровище! Это прекрасно, настоящее открытие. Это очень страстное произведение".

Гитарное соло – квинтэссенция Брайана Мэя, столь же безупречно исполненное, как соло в фирменных песнях группы, таких как "Bohemian Rhapsody" и "Killer Queen".

"Вы можете услышать, что я сыграл это соло в основном для того, чтобы перейти от первого куплета ко второму. Это то, что я чувствую в данный момент, и, вероятно, мы поработаем над этим позже, и кто знает, что может случиться? Так что соло очень актуально в данный момент. Я в нём пытаюсь быть голосом рядом с голосом Фредди и передать атмосферу и послание песни. Так что это очень реально".

Ведущий брейк Брайана в "Bohemian Rhapsody" длился девять тактов. Его соло в "Face It Alone" из семи тактов в очередной раз отказывается от традиционных структур в восемь тактов. Но Брайан замечает:

"Это было неосознанно в таком смысле. Это не вопрос подсчета. Но это сознательный способ построения вещей, так что вы оставляете свободное место для того, чтобы вокал снова взял верх. Я думаю, что это сознательно, но неосознанно. Именно так мы создаём песни, чтобы у идей было пространство для развития, а затем – двигаться дальше".

Он, конечно же, играл на своей "Red Special".

"Мне так повезло, что моя гитара и усилитель обладают таким широким спектром возможностей. Итак, если я убавлю звук гитары, всё еще используя усилитель высоких частот, он станет абсолютно чистым. И я могу изменить степень сжатия, просто увеличив всё регулятором. Здесь нет никаких уловок. Это просто гитара, усилитель высоких частот и замечательный усилитель "AC30". И это то, что он делает. Он делает всё, что я хочу, чтобы он делал. И это не изменилось за последние 45 лет".

Есть, однако, пара деталей, в которых Брайан немного не уверен. Во-первых, странное звучание арпеджио на этом треке.

"Основной бэк-саунд? Ну, я не очень хорошо помню. Так что либо это клавиатура, либо она была преобразована в звук клавиатуры с помощью устройства – и я на самом деле не знаю".

Второй: он играл это соло монетой или это был фингерстайл? Это звучит очень лично, как это часто бывает в фингерстайле, но также похоже на звон металла о струны.

"Думаю, что это, вероятно, было просто с помощью пальца. Это довольно чувствительная вещь. Конечно, вы можете щелкнуть по струне и пальцем, но это все равно приобретает какой-то металлический оттенок, но ощущения от этого гораздо сильнее. Так что я думаю, что это было сделано с помощью большого пальца".

В заключение Брайан заявил, что "Face It Alone" олицетворяет самое лучшее в Queen:

"Это прекрасно. И это абсолютно оригинально. Это было сделано в тот момент, в 1989 году – мы все вчетвером в студии".

Остаётся с ним согласиться.

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода:

Queen в поиске самоидентификации
Old school dude8 мая 2021