Найти тему
Old school dude

К 75-летию легенды: Фредди Меркьюри о себе, своей музыке и группе Queen

Оглавление

"Я не собираюсь становиться звездой, Я хочу стать легендой! Я хочу быть Рудольфом Нуреевым в рок-н-ролле". Фредди Меркьюри

Некоторые люди за всю свою жизнь не могут уяснить своего истинного предназначения и зачастую проводят годы в обретении самого себя, объясняя это "поиском смысла жизни". Фаррух Булсара, известный всему миру как Фредди Меркьюри, твердо с юных лет знал, что он будет мировой знаменитостью, легендой. К счастью для всех нас так и случилось – он ею и стал. Словно сказочная птица Алконост, он пришел в наш мир с загадочного Востока с тем, чтобы через сорок пять лет своего пребывания на Земле отправиться далее по мирам Вселенной, оставив нам магию своей музыки, подпитывая нас родниково чистыми эмоциями радости, прекраснодушия и восторга.

Фредди Меркьюри. Фото из открытых источников
Фредди Меркьюри. Фото из открытых источников

Он родился 75 лет назад 5 сентября 1946 года в парсийской семье, исповедовавшей зороастризм, на острове Занзибар, что у берегов Африки; провел большую часть своего детства в индийском Панчгани, недалеко от Бомбея, где закончил школу-интернат имени Святого Петра для мальчиков, там он и придумал себе псевдоним "Фредди". За время учебы юноша проявил различные таланты, становился чемпионом в настольном теннисе, получил кубок за участие во многоборье, занимался хоккеем на траве, бегом и боксом.

Юный Булсара очень любил музыку и живопись, в качестве подарков для родных делал зарисовки, солировал в хоре и принимал участие в спектаклях. Пение настолько нравилось ему, что это шло в ущерб другим его школьным занятиям. В течение нескольких лет мальчик брал уроки игры на фортепиано, и постепенно музыка завладела всем его естеством. Он не желал обучаться ничему другому, на первом месте всегда пребывала она. Причем, по свидетельствам одноклассников, он в основном слушал и играл западную поп-музыку. Скоро рок-н-ролл полностью вытеснит учебу, вследствие чего школьник провалит выпускные экзамены, получив лишь четыре "четверки".

Юноша помимо хора еще участвовал в нескольких любительских представлениях школьного театра, но этого всего не хватало, чтобы полностью утолить жажду самовыражения. Тогда он организовал свою группу The Hectics, игравшую в основном рок-н-ролльные стандарты. Ребята выступали на юбилеях, праздниках, школьных вечерах.

The Hectics. Фото из открытых источников
The Hectics. Фото из открытых источников

В свои семнадцать с половиной лет он переехал вместе с семьей в Лондон, где стал учиться сперва в "Isleworth Polytechnic College", а позже – на факультете графики и дизайна в "Eeling College of Technology". При этом, чтобы иметь возможность получить художественное образование, он вынужден был подрабатывать упаковщиком и грузчиком. Параллельно Фредди фанатично стремился преуспеть на рок-сцене: он сменил несколько рок-групп, начал писать собственные песни, а в апреле 1970 года вошел в оставшуюся без вокалиста Тима Стаффела группу Smile, которой Фредди придумал новое название – Queen, долго вынашиваемое им до этого:

"Много лет назад я задумал название "Queen". Это всего лишь название, но очевидно, что оно царственно и звучит великолепно... Это сильное название, универсальное и мгновенно запоминающееся. Это прекрасно, дорогие мои, людям понравится. Оно несет в себе громадный визуальный потенциал и массу толкований".

Вместе с группой Фредди провел долгие месяцы в репетициях и поисках собственного неповторимого стиля, в совместном создании авторских композиций и разъездах по периферии и окраинам Англии, выступая порой перед малочисленной аудиторией. При этом он никогда не терял потрясающую веру в себя и свое предназначение, пока, наконец, ребята не сделали запись первого студийного альбома, на котором и появился этот легендарный псевдоним – Меркьюри.

Фредди Меркьюри. Фото из открытых источников
Фредди Меркьюри. Фото из открытых источников
"С самого начала я знал, что мы идем к огромному успеху, и мы действительно шли. В этом у меня никогда не было сомнения. Никогда. Я просто знал, что мы обязательно этого добьемся, и я прямо так и говорил любому, кто спрашивал. В этом деле необходимо иметь подобную самоуверенность. Если вы хотите откусить верхушку торта, то должны обладать уверенностью, чтобы пойти и получить ее".

Как вспоминал его приятель по колледжу, вокалист группы Smile, предшественницы Queen, Тим Стаффел:

"Я точно знал, что Фредди станет знаменитым во что бы то ни стало".

На своем первом же альбоме Queen, эти мало кому известные прежде новички, неожиданно предстали почти зрелыми мастерами с буйной фантазией, безупречным владением инструментами и вызывающе роскошными вокальными гармониями. Их музыка могла привести в замешательство критиков в попытке втиснуть ее в прокрустово ложе определенного жанра, поэтому порой ей пришпиливали ярлык "эклектика". Немалая часть именно такой ее подачи была заслугой Фредди Меркьюри.

Шоу Queen 1978 год. Фото из открытых источников
Шоу Queen 1978 год. Фото из открытых источников

Приведу его высказывания, касающиеся этого периода группы:

"В то время мы решили: "Сделаем что-нибудь интересное. Попробуем объединить все, что мы умеем". Мы не были снобами, мы были очень расчетливыми. Мы хотели появиться с определенным стилем. Хотя в то время мы были еще никто, мы чувствовали, что можем сделать это именно так. В этом был своего рода снобизм. Мы хотели сделать из Queen группу не для всех и каждого, а только для избранного меньшинства".

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

"Мы могли переплюнуть любого, и мы сделали это нашей музыкой. Мы знали, что если будем делать просто что-нибудь гармоничное, то превратимся в Beach Boys, если ударимся в тяжелый рок, то станем Led Zeppelin. Но нам всегда нравилось запутывать слушателя и доказывать, что мы ни на кого не похожи. Уж если на то пошло, так у нас гораздо больше общего с Лайзой Минелли, чем с Led Zeppelin. Мы скорее принадлежим к развлекательной традиции, чем к рок-н-ролльной. У нас есть свое лицо, потому что мы объединили все то, что теперь и называется Queen".

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

"Концепцией Queen была царственность и величественность. Гламур был частью нас, и мы хотели выглядеть шикарно. Мы хотели поражать и шокировать. Мы хотели, чтобы люди не задумывались о том, нравимся мы им или нет, а понимали бы это сразу, едва увидев нас.
Мы не просто старались быть другими, потому что если вы не профессионалы, то вам не стоит даже и стараться быть чем-то! Я определенно знал, что в музыкальном отношении мы будем иметь все. Мы были достаточно оригинальны и уже начали это доказывать".

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

Второй басисит Queen Барри Митчелл отмечал целеустремленность и волю Меркьюри:

"У Фредди было очень четкое представление о том, как должны звучать песни. И Фредди был полон решимости идти своим путем. Теперь я понимаю природу этого феномена. Фредди ясно видел, куда именно нужно идти".

Имея по началу некоторые проблемы с голосом, он развил свои вокальные возможности до уникального уровня феномена. Его вокальная техника была невероятной. От природы Фредди был баритоном, однако пел как тенор. Он делал это с острым чувством ритма, не имея никаких проблем с темпом, и легко мог скользить от регистра к регистру в диапазоне от "си-бемоль" большой октавы до "фа" третьей октавы (92,2 — 784 гц).

Отличительной его особенностью было быстрое вибрато на уровне 7,04 гц – тогда как у большинства певцов оно находится в диапазоне от 5,4 гц до 6,0 гц, – а также использование субгармоник как при тувинском горловом пении. И все это зачастую сопровождалось удивительными периодическими изменениями тембра, силы или высоты издаваемого звука. Его голосовые связки двигались быстрее, чем у других артистов, поэтому у Меркьюри было иное, уникально индивидуальное исполнение песен. Он умел подбирать для каждого слова правильную окраску или выразительный оттенок.

Видео с ютуб-канала Malintha

Ко всему этому, Фредди был еще и прекрасным пианистом. Его манера исполнения серьезно отличалась от классической, которой учат в музыкальных школах, но она была очень мошной и вместе с тем грациозной, совсем, как и он сам. У него был замечательный ритмический подход в песнях. Брайан Мэй всегда это подчеркивал:

"Меркьюри прекрасно владел фортепьяно. Он мог играть на том, что исходило от него, как никто другой – невероятный ритм, невероятная страсть и чувство".

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

Большая часть музыки, которую Фредди любил, была ориентирована на гитару: его любимыми артистами в то время были The Who, The Beatles, Джими Хендрикс, Дэвид Боуи и Led Zeppelin. Если приглядеться к нему как к создателю песен, то глаза разбегаются от широкого спектра жанров, которые он при этом использовал, включая, среди прочих рокабилли, прогрессив-рок, хард-рок, соул, мюзик-холл, баллады, фокстрот, госпел, диско. Как вспоминал Роджер Тейлор:

"У Фредди была естественная музыкальность, настоящий дар".

По сравнению со многими популярными авторами, Меркьюри отлично справлялся с написанием музыкально сложного материала, с меняющимися размером и темпом, с нециклической структурой, состоящей порой из десятков аккордов, как в той же гениальной "Bohemian Rhapsody" или композициях "Queen II". При этом, не смотря на очень сложные гармонии, благодаря вычурному мелодизму песни отлично воспринимались на слух, лаская уши и поощряя вкус как изысканных снобов, так и мало искушенных меломанов.

"Думаю, многие пишут те песни, которые внутри них. Я не из тех сочинителей, которые следят за тенденциями и модой и говорят: "О'кей, это сегодня модно, давайте напишем песню". Мне просто нравится делать разнообразные вещи и не повторяться. Я не люблю подолгу задерживаться на чем-то одном, и это передается моей музыке и стихам. Мне хочется попробовать все хотя бы раз, и я не боюсь рисковать. Я люблю бросать вызов, и мне нравится делать вещи, выпадающие из мейнстрима".

Скромный и в то же время экстравагантный, с экзотической внешностью, он был удивительно застенчив, но при этом на сцене кардинальным образом преображался и покорял стотысячную публику. Эта магия трансформации помимо невероятной харизмы базировалась и на театральной стилистике, эксцентричности, приправленной заразительным чувством юмора.

Благодаря этим качествам он без труда завоевывал любые аудитории, но помимо этого он обладал отличительной способностью "выкладываться по полной" на любом концерте и не только на нем. Звукоинженер "De Lane Lea Music Center" Терри Йидон, участвовавший в первой демо-записи группы сразу подметил его особенность:

"Что касается Фредди, то он вообще не подходил ни под какие стандарты. Он был шоуменом с большой буквы. Он просто не мог петь песню и при этом не иллюстрировать телодвижениями каждую ноту".

Роуди-менеджер группы Питер Хинс особо выделяет эти качества Фредди:

"Дело было не только в его голосе, но и в том, как он командовал сценой. Для него все сводилось к взаимодействию с аудиторией и знанию того, как привлечь ее на свою сторону. И он отдавал всего себя в каждом шоу".

Фредди Меркьюри был то ироничен, то глубоко серьезен, называя свои песни одноразовой попсой, хотя прекрасно знал себе цену. Он был остроумен и интеллектуален. Он не выносил скуки и не боялся рисковать: он соединял стили и жанры, находил неожиданные поэтические образы, не заморачиваясь по поводу возможно негативной реакции критики, хотя, как и любой художник, был при этом чувствительным и ранимым.

Многое из того, что сказал Фредди в различных интервью, было двусмысленным. Но о чем бы ни говорил, он делал это в своей неподражаемо дерзкой манере, всегда с юмором и откровенностью. Вспомним его высказывания.

О группе Queen

Queen. Фото из открытых источников
Queen. Фото из открытых источников

"Мы не просто играли в музыкантов. Мы сказали себе: "О'кей, давайте-ка ворвемся в рок и сделаем это на полном серьезе – никаких полумер". Мы все еще учились в университетах и имели потенциально перспективные карьеры, и мы не собирались бросать свои профессии ради мнимого успеха. Мы стремились к лучшему. Это не было стремлением к мировому господству, хотя, кажется, оно пришло неизбежно, как капитализм".

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

"Мы стремились на самый верх и не собирались довольствоваться ничем другим. Ни один из нас не хотел быть привязанным к работе с 9-00 до 17-00. Я определенно знал, что в музыкальном отношении мы будем иметь все. Мы были достаточно оригинальны и уже начали это доказывать. Мы были не из тех, кто говорит: "О'кей, мы хотим рискнуть, но, если это не сработает, будем делать как все". Нет. Такое не проходит. Мы бы не полезли в музыкальный бизнес, если бы не были уверены, что доведем начатое до конца. Мы решили сначала закончить учебу, что означало полтора года ожидания, и, если бы к этому времени мы все еще были вместе, тогда это значило бы, что мы настроены серьезно".

"Когда песня "Seven Seas Of Rhye" стала хитом в 1974 году, все говорили, что мы сможем отлично заработать, продолжая в том же духе. Мы не хотели этого. Наша сила в музыке. Удивительно то, что мы существуем так долго. Мы умеем меняться, и делаем это с умом. Я знаю, что мы хорошие музыканты. Я знаю, что нам хватит таланта, чтобы оставаться в этом бизнесе столько, сколько мы захотим. К тому же мы уделяем нашей работе больше внимания, чем большинство групп, готовых потеснить нас".

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

"Нам пришлось довольно долго ждать: решаться нужно было не мне одному. Брайан, Джон и Роджер должны были подумать о своей карьере. Это было время принятия важных решений. Это ведь то, что занимает тебя целиком, а не хобби. Мы испытывали своего рода вдохновение при мысли о том, что забросим свои академические знания и дипломы и займемся этим. И вот… пожалуйста! Я определенно ни о чем не жалею".

"Я думаю, что каждый в начале своей карьеры получает ярлык. Журналисты втискивают тебя в какую-нибудь категорию и вешают бирку. О каждой группе, которая сейчас только начинает, говорят, что она слегка напоминает Culture Club или кого-нибудь еще. Мы слегка напоминали Led Zeppelin, потому что у нас были гармонии и все такое, и поэтому нас пришпилили к этой категории. Каких только ярлыков на нас не навешивали!"

"Ярлыки насколько плохи, настолько же и хороши, и очень глупо относиться к ним серьезно. Мне правда совершенно безразлично, что обо мне говорят. Я думаю, люди говорили разное о нас, но меняли свое мнение, после того как слышали наши альбомы. В конце концов мы обрели свою фирменную марку – Queen. Многим командам, пришедшим после нас, говорили, что они звучат как Queen, и им это тоже не нравилось, но они должны были пройти через это. Так всегда было и будет".

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

"Большинство считали, что мы прославились враз, но на самом деле нам долгое время пришлось кружить по различным клубам, не имея контракта со студией звукозаписи. Мы с самого начала чувствовали постоянное давление коммерции. Это было похоже на бег с препятствиями. Я всегда буду утверждать, что группа, достигшая большого успеха, либо прошла нелегкий путь, либо что-то здесь не так. Если все слишком легко, то вы достигаете вершины, и на этом все заканчивается!"

"Поскольку Queen выступали и записывались вместе, у людей создался образ единого организма. Но Queen – музыкальная группа, а не семья. Естественно, что, как и во многих семьях, у нас случаются ожесточенные ссоры. Мы спорим по мелочам. Но мы все понимаем, что в основном наши цели совпадают – продолжать делать хорошую музыку и расширять рамки того, что уже сделано группой".

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

"Сколько мы существуем, столько же существует и какая-то внутренняя ревность между нами. Роджер, Брайан, Джон и я – мы все пишем по раздельности и бьемся, чтобы протолкнуть как можно больше собственных песен в каждый альбом. Здесь и давление, и страсть, и постоянная борьба, что я считаю очень здоровым явлением. Мы выясняем отношения, и в итоге все получается очень демократично. Я не стремлюсь заграбастать все. Я ни в коем случае не хочу сказать, что песни должен писать я один. Все зависит от самой песни. Разве не было бы ужасно, если бы я проталкивал только свои композиции и настаивал на том, что они лучшие?"

"Все считают меня лидером Queen. Но я всего лишь ведущий вокалист. Я не командир или что-нибудь в этом роде. Мы четыре равноправных участника. Мы все хотели стать поп-звездами, но группа – прежде всего. Без остальных я был бы ничем".

"Я не могу все время жить жизнью четвертинки. Из-за нашей работы мы постоянно видимся друг с другом, а одни и те же лица каждый день – это сведет с ума любого. Поэтому, как только работа закончена, мы расходимся каждый в свою сторону. Случается так, что я не общаюсь с ними месяцами, но потом мы едем в тур и прекрасно ладим. Музыка удерживает нас вместе, и мы научились инстинктивно принимать друг друга. Мы знаем, что, когда мы долго остаемся вместе, мы начинаем действовать друг другу на нервы".

"Были времена, когда между нами были большие трения, но мы в какой-то мере сглаживали их. Да, мы много спорим и много ссоримся, но в итоге всегда добиваемся результата и делаем хорошую музыку. Мы все прекрасно понимаем. Очень легко стать эгоистичным и сказать: "Я самый великий!" Может взыграть самолюбие и вообще всякое может случиться, но ты должен себя сдерживать. Полагаю, это и называется профессионализмом".

"Мы всегда спорили. Мы ссорились практически с первого дня. Каждый из нас четверых очень сильная индивидуальность, так что мы по-прежнему схватываемся друг с другом. Как четыре бойцовых петуха... да мы самая склочная команда на свете! Мы часто просто за горло друг друга берем. Но если бы мы не спорили, мы были бы подхалимами и в итоге получили бы отстой.

Если бы мы все писали однообразные песни, нам бы это давно осточертело, но мы все пишем по-разному, и это поддерживает в нас творческий интерес. Если бы все писали лишь то, что нравится только определенной части аудитории, это было бы немного скучно. Мы – четыре совершенно непохожие личности с абсолютно разными характерами, и это хорошо".

"Существует столько направлений, в которых мы можем сочинять нашу музыку. Думаю, что мы просто делали то, что хотели сделать. Мы не угождали общественному вкусу. Мы старались быть в курсе того, что происходит и делать один шаг вперед. Я думаю, в итоге хорошая музыка говорит сама за себя, и я уверен, что мы пишем хорошие песни и отлично их исполняем. Мы часто рисковали, но в большинстве случаев риск был оправдан".

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

Queen и панк-рок

"Расцвет всего этого панка было достаточно трудным периодом для нас, и я думал уже и сам "запанковать", но если есть вызов, мы его принимаем, и это помогает нам выживать".

"Я никогда не забуду, как мы сидели в студии, записывая песню Тэйлора "Sheer Heart Attack", а в соседней студии оказались Sex Pistols. Можете представить под одной крышей нас и это олицетворение самого панк-рока и анти-истэблишмента?! Тем не менее я пригласил Джонни Роттена и Сида Вишеса послушать одну из наших фонограмм и сказал, что спою одну из их песен, если они исполнят мою.

Вы бы их видели! Они заявили что-то типа: "Мы не можем петь с Фредди Меркьюри!" В то время я носил балетные туфли и все такое. Я выглядел забавно. Помню, Сида Вишеса я назвал Саймоном Фероушесом или как-то так, и ему это жутко не понравилось. "Ну так как насчет этого?" – спросил я. Он был весь в этих шрамах, и я поинтересовался, не порезался ли он во время бритья, и он возненавидел меня за подобную манеру общения".

(Чтобы по достоинству оценить уровень троллинга Фредди, надо иметь в виду, что Сид Вишес – это псевдоним Джона Саймона Ричи. "Vicious" (Вишес) – по-английски означает "Испорченный", и переименовав его в созвучное "Ferocious" (Фероушес), Фредди намекнул, что он "Необузданно дикий").

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

О Джоне Ленноне

"Честно говоря, я бы никогда не поставил себя наравне с Джоном Ленноном, потому что для меня он самый великий. Дело не в том, у кого больше или меньше таланта, дело в том, что некоторые могут делать определенные вещи лучше других, и я считаю, что не способен на то, что делал Леннон. И я не думаю, что кто-то другой был бы способен, потому что Джон Леннон был уникальным, единственным, и это несомненно. Я бесконечно восхищаюсь Джоном Ленноном, но не собираюсь ему подражать. Я просто хочу выразить себя в своих песнях так, как у меня лучше всего получается".

"Я никогда не говорю: "Измените свою жизнь с помощью песен Queen!" Для меня невозможно проснуться утром с желанием написать "миротворческую» песню – она была бы неискренней, потому что в такие вещи необходимо по-настоящему верить. Я не говорю, что я не верю в мир во всем мире, просто я не умею сочинять песни, которые бы призывали к миру. Я не хочу вмешиваться в эти вещи. Я пишу песни о том, что чувствую, а я очень глубоко переживаю любовь и сильные эмоции".

"Таких, как Джон Леннон, очень мало в этом мире. Некоторые люди могут делать такие лозунговые вещи, но их очень мало. Джон Леннон был одним из них. Его репутация давала ему право заниматься таким проповедничеством и обращаться к умам людей. Но, чтобы этим заниматься, необходимо обладать высоким интеллектом и особой магией. Обычные талантливые люди, как я, не имеют таких возможностей и такой силы".

"Для меня сочинять песни с призывом к миру было бы неправильно, все бы недоумевали – с чего бы это я вдруг написал о мире и заговорил о спасении планеты. Необходимо иметь определенную биографию, чтобы люди знали, что ты действительно веришь в то, о чем пишешь, и что касается меня, я надеюсь, люди верят, что я испытал всю эту боль и все эти муки любви. Мой талант в этом, и это все, что я хочу передать в своих песнях".

"Когда я услышал о гибели Джона Леннона, я испытал шок, я был буквально оглушен. Что тут скажешь? Честно говоря, у меня нет слов. Ты знаешь, что такое в любой момент может произойти с кем-то – с тобой или с кем-то другим, – и вот оно с кем-то происходит, и этот кто-то – Джон Леннон. Это было потрясение, от которого трудно оправиться".

"Когда Джона не стало, и я написал в его память эту песню, это был просто мой порыв, и в ней нет никаких параллелей между тем, что делал он и чем занимаюсь я. Это была просто скромная дань, понимаете, ушедшему человеку. "Life Is Real" не была песней-посланием, это песня-посвящение, которая в корне отличается от того, что делал сам Джон".

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

"Чаще всего моя песня вырастает из мелодии, хотя иногда начинаю и со стихов. "Life Is Real", например, была одной из таких вещей, потому что слова там родились первыми. Я просто ушел в них с головой; исписывал страницу за страницей всевозможными словами. Потом я сложил из них песню. Я чувствовал, что она может получиться в стиле Леннона. Эта песня – мое посвящение Джону Леннону, уж не знаю, насколько получившееся".

"Стихи действительно очень редко появляются у меня первыми, но в тот раз у меня был образец лирики, и я хотел придать ей некий сюрреалистический оттенок. Верите или нет, они пришли мне в голову в Хьюстоне, когда у меня было несколько свободных дней после мексиканских концертов во время тура Queen. Я подумал: "Почему нет? Я могу это сделать. Я ведь музыкант". Поскольку я слушал много песен Джона Леннона, я подумал, что смогу сочинить что-то в его духе. Поэтому я изо всех сил пытался добиться того восточного звучания скрипки, напоминающего плач, который мне очень нравится имитировать".

"Я попытался внести в текст немного сюрреализма, который, на мой взгляд, воплощал Джона Леннона. Он был великим человеком, думаю, он был абсолютным гением. Даже в самый ранний период, во времена The Beatles, мне всегда больше нравились вещи, сочиненные Джоном Ленноном. Не знаю почему. Просто он обладал этой магией":

Пятна вины на подушке,
Кровь на моей террасе,
Манекены в моем шкафу,
Тени прошлого.

Жизнь реальна...

О творческом подходе Queen

"Мы не боимся использовать новые идеи. Чего мы действительно избегаем – так это повторения одних и тех же форм. Изначально мы – рок-группа, о чем мы и заявили своим первым альбомом. Второй немного отличался, но те, кто слышал третий, даже не могли подумать, что это опять мы. Понимаете, мы всегда меняем стиль. Мы следуем правилу, что нужно придерживаться той формы, которая работает, так что на новом этапе остается старый стиль, но мы добавляем новые идеи, по мере того как они к нам приходят. Таков принцип".

"У меня нет правил, как сочинять песни. Все происходит случайно. Некоторые песни пишутся быстрее других. Я никогда не сажусь за пианино со словами: "Так, мне нужно сочинить песню". Нет. Сначала у меня появляется какое-то чувство, потом возникает идея – и тогда я начинаю сочинять. Это трудно объяснить, но у меня в голове всегда полно различных идей.

Некоторые вещи складываются сами собой, но над другими приходится много работать. Это звучит самоуверенно, но такая вещь, как "Killer Queen", получилась буквально за один день. Просто все встало на свои места, как это бывает со многими песнями. Ночью в субботу я нацарапал впотьмах слова песни, на следующее утро собрал их вместе, проработал с ними все воскресенье – и получилась песня. Однако над стихами других песен пришлось попотеть".

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

"Каждый раз, когда приступаешь к записи нового альбома, чувствуешь новый прилив энергии – а мы делаем такие разные альбомы! Это каждый раз как новый проект. Все очень свежо, и это очень стимулирует. Если бы мы появились со старым материалом, уверенные, что публика готова его воспринять, это была бы игра без риска. Мы никогда не осторожничали".

"Это очень болезненный процесс, и мы ужасно щепетильны. Бывает, мы забраковываем и не включаем в альбом буквально десятки и дюжины песен, причем некоторые из них очень хорошие. Если людям не нравятся песни, которые мы исполняем в определенный момент, нам на это глубоко плевать. Мы так требовательны к тому, что делаем, потому что нас очень заботит, что мы донесем до слушателя. И если мы записываем потрясающий альбом, мы хотим, чтобы он был укомплектован соответствующим образом. Честно говоря, мы самая привередливая группа в мире".

"С каждым разом работать в студии становится все труднее, потому что мы стараемся развиваться, писать песни, которые звучали бы по-новому. Первый альбом писать легко, потому что в голове полно идей, которые хочешь реализовать. Но от альбома к альбому начинаешь думать: "Скажут, что здесь я повторяюсь". Я очень чувствителен к этому".

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

"Когда я пишу песни, мне нужно закрыться ото всех и остаться наедине с самим собой. Чтобы сосредоточиться, мне необходимо одиночество. Когда я сочиняю песню, мне важно представлять ее целиком. Если получается, значит получается. Когда я не задумываюсь об этом, получается лучше всего. Я люблю, когда удается быстро ухватить песню, тогда это получается свежо, а уже потом можно проработать детали. Ненавижу вымучивать песню, если она не получается легко".

"Я никогда не позволю себе испортить песню, песня важнее всего. Я очень ревниво отношусь к своим песням, и, если они не получаются как надо, я бы предпочел не делать их вообще. Именно поэтому, например, в "Living On My Own" я использовал скэтовое пение в стиле Эллы Фитцджеральд – далеко не современный прием.

Возможно, это могло бы войти сегодня в моду, потому что рок-н-ролльные исполнители никогда раньше не пользовались скэтом в такой манере; это могут не оценить, но меня это не беспокоит. Я просто хотел продемонстрировать свои вокальные возможности в этой песне, поэтому сделал это. Потому что я делаю то, что мне нравится".

Видео с официального ютуб-канала Freddie Mercury Solo.

Кстати, видеоряд этого клипа был снят во время празднования 39-летия Фредди Меркьюри.

О текстах песен

"Что касается стихов, они даются очень тяжело. Для меня это целая задача. Моя сильная сторона – мелодия. Первым делом я концентрируюсь на этом, потом на структуре песни, а слова приходят уже после. Мелодическая структура рождается у меня легко, но текст для меня – трудное дело. Над этим мне еще нужно работать".

"Я действительно терпеть не могу разбирать свои песни до последнего слова. Никогда не спрашивайте меня о моих стихах. Часто задают вопрос: "Почему вы написали такие-то стихи и что вы хотели этим сказать?" Я не люблю объяснять, о чем я думал, когда сочинял песню. Эти объяснения ужасны. И это все совсем не то.

Мне не нравиться анализировать тексты. Я предпочитаю, чтобы слушатели вкладывали в них собственный смысл – и понимали их, как им нравится. Я просто пою свои песни. Я сочиняю их, записываю и выпускаю, а там уж пусть покупатель решает, как их интерпретировать".

"Известно, что я имею обыкновение набрасывать текст песни прямо среди ночи, иногда даже не включая свет. Я пишу песни по-разному – в зависимости от настроения, и мне это нравится. "Crazy Little Thing Called Love" я написал в ванной. На это ушло каких-нибудь пять-десять минут.

В студии я сыграл ее на гитаре, на которой я абсолютно не умею играть, и это в определенном смысле хорошо, потому что мне негде было разгуляться с теми аккордами, которые я знал. Это отлично дисциплинирует; потому что я был вынужден сочинять в узких рамках. Я не мог написать сложную вещь, и в результате получилась хорошая песня – мне так кажется. Знай я слишком много гитарных аккордов, я бы все испортил".

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

Продолжение здесь:

Подписывайтесь! Будет еще много интересного!

➤Еще статьи "Квиновского цикла":

❇️Queen на пути к единому целому

❇️Queen в поиске самоидентификации

❇️Queen на пути к признанию

❇️Queen, первая работа в студии