После Корнуоллского гастрольного тура и репетиционного отшельничества в Труро в июле-августе 1971 года музыканты Queen явственно осознали, что миновали определенную фазу своего развития: они великолепно сыгрались, пополнили репертуарный сет-лист собственными композициями и ощутимо продвинулись в узнаваемой неподражаемо индивидуальной подаче музыкального материала.
Продолжение. Предыдущие материалы:
Потрясающие вокальные гармонии, экспрессия солиста, мощная хард-роковая подложка с прогрессив-роковым обрамлением элементами весьма далеких от рок-музыки направлений, буйные мелодические фантазии, граничащие порой с шедевральностью изысков – вот результат того, что Фредди Меркьюри сформулировал двумя фразами:
"Сделаем что-нибудь интересное. Попробуем объединить все, что мы умеем".
Однако выступления по клубам и пабам – не самый короткий путь к популярности, как воздух необходимо было выпустить пластинку – лонг-плей или хотя бы сингл. А чтобы привлечь внимание звукозаписывающих лейблов, нужна была демо-запись. И если в наши дни, чтобы стать успешной группой, достаточно положиться на правильного продюсера и менеджера, способного продать больше искусственную репутацию, чем по-настоящему художественные достоинства, то в 70-е годы все еще необходимо было быть качественными музыкантами, если не сказать, – просто исключительными феноменами.
А кроме того должно было произойти немало удачных совпадений. Не зря же говорят, что шанс – это не случай, а тот момент, когда ты готов использовать любой случай. И такой момент наступил в сентябре 1971 года, и имя ему – "De Lane Lea Music Center".
De Lane Lea Music Center
К 1969 году компания "De Lane Lea" состояла из киномастерской, где производилось дублирование и постпродакшн фильмов и телепрограмм, а также студии звукозаписи. Оба подразделения располагались в Лондонском Сохо и были очень успешными, а студия слыла одним из лучших мест для записи рок-музыки благодаря работе с такими легендами, как The Animals, The Rolling Stones, The Who и The Jimi Hendrix Experience.
Как раз для расширения возможностей в сфере звукозаписи ее амбициозным боссом, Дэйвом Сиддлом, и было принято решение о строительстве нового музыкального комплекса в районе Уэмбли. "De Lane Lea Music Center" стал первой специально построенной с нуля студией звукозаписи в Великобритании, а размеры трех ее смежных помещений позволяли одновременно работать и с рок-группами и крупнейшими оркестрами.
На строительство центра и его оснащение ушло два года, а количество заложенных изначально идей – от новейшего оборудования до студийного дизайна – было столь велико, что было неясно как все это проявится в работе. В конце 1971 году его официально откроет принцесса Маргарет, а перед открытием Дэйв Сиддл попросил звукоинженера Терри Йидона привести какую-нибудь рок-группу, без заключения с ней контракта, чтобы просто все протестировать.
Помимо прочего необходимо было еще выяснить не перетекает ли громкий звук из одной студии в другую. Терри даже стрелял холостыми патронами из дробовика, чтобы проверить, в какой степени уловили отдельные поверхности разносящиеся колебания, но живая мощная рок-группа гораздо больше подходила для таких опытов. В обмен на свои услуги группа имела неограниченное студийное время, доступность к одним из самых передовых технологических устройств, представленных в то время в Великобритании, бесплатную поддержку продюсера и звукоинженеров, а в виде бонуса могла забрать себе все произведенные ей записи.
Во истину, ничто в мире не происходит случайно, судьба и тут приложила свою руку. Терри Йидон пытался дозвониться до менеджера The Kinks, но не смог с ним связаться, и буквально тут же ему позвонил Брайан Мэй. Когда-то еще в 1969 году Терри побывал на концерте группы Smile, и ребята ему очень понравились, а позже он свел с ними знакомство и поучаствовал в ряде их записей на студии. Терри Йидон вспоминал об этом так:
"Когда я впервые встретил Брайана – тогда тот был еще в Smile, – он был довольно сдержан, тогда как у Роджера энергия просто била через край. Что меня особенно поразило – его постоянно приходилось сдерживать.
Тогда я работал звукоинженером на "Руе Recording Studios", рядом с Мэрбл-Эш, и когда я познакомился с Брайаном и Роджером, они поинтересовались, нельзя ли у нас записаться. Мы договорились и вместе с Джеффом Кэлваром записали треки Smile – "Polar Bear" и "Earth". На записи "Step on Me" Роджер играл как заведенный и разошелся до того, что разбил тарелку. Его было просто не удержать. Как и любой молодой музыкант, впервые попавший в студию, он хотел сделать все и сразу.
В 1971 году я перебрался в "De Lane Lea", и вместе с Кэлваром мы начали устанавливать оборудование. Для проверки техники нам нужно было, чтобы какая-нибудь рок-группа пошумела там на всю катушку; заодно мы бы проверили и звукоизоляцию. Как раз в этот момент мне позвонил Мэй. Теперь у них с Роджером был новый вокалист и басист, а их группа называлась Queen. Ребята хотели попробовать свои силы в хорошей студии. А нам как раз была нужна такая группа.
Чтобы добиться максимальной силы звука и как следует протестировать нашу аппаратуру, мы взяли в аренду несколько мощных Маршалловских усилков. Естественно, Queen сделали демо-запись. Они записывались на самой маленькой студии № 3, которая предназначалась для рок-н-ролльных команд".
В студии с Queen помимо Терри работали еще звукоинженеры Крис Фредрикссон, Криспин Мюррей, Майлз Шоуэлл и продюсер Луи Остин. Ребята проводили долгие часы в студии, часто сеансы длились до глубокой ночи. При этом Queen не шли на компромиссы, довольствуясь положением "тестирующей студию" группы, и были придирчивы в своем подходе к записи. Как вспоминал об этом периоде Остин:
"Музыканты Queen были чрезвычайно дотошны. Их песни звучали одна за другой и не прекращались до тех пор, пока они не были удовлетворены идеей, которую они намеревались реализовать. Такая работа иногда требовала много времени, но они делали все это с большим энтузиазмом".
Queen разрешили использовать разные студии, в том числе и самую большую, которая могла вместить до 120 музыкантов. Все первоначальные трудности, неизбежно возникающие при первом знакомстве с новой аппаратурой, были с успехом преодолены, тем более, что и Джон Дикон, и Брайан Мэй были весьма продвинутыми в технике людьми.
Легенда гласит, например, что одна из записей постоянно сопровождалась раздражающим звуком, эдакими "щелчками", которые появлялись, когда группа начинала играть прямо над проводами, проложенными под полом студии. Поэтому каждый музыкант Queen, чтобы эти помехи не попали на ленту, был вынужден каждый раз искать наиболее подходящее для звукоизвлечения место.
Терри Йидон поделился своими воспоминаниями о тех днях:
"Они звучали сыровато, но этого и следовало ожидать; и все же тот самый фирменный звук группы Queen сформировался, благодаря Мэю и Тэйлору, еще до прихода Меркьюри. Но Фредди, что называется, наводил лоск.
Когда я встретил Брайана и Роджера с Queen, я заметил, что с ними явно произошли какие-то изменения: по сравнению со Smile они стали как будто поспокойнее. Джон Дикон был всего лишь бас- гитаристом, не поймите меня неправильно. Если в The Beatles все четверо играли одинаково важную роль, то другие команды, как правило, состояли из вокалиста и его "группы поддержки". В тот момент то же самое можно было сказать и о Queen. Позже, конечно, стало понятно, что это – четыре высокоодаренные личности, собравшиеся в одной группе.
А что касается Фредди, то он вообще не подходил ни под какие стандарты. Он был шоуменом с большой буквы. Он просто не мог петь песню и при этом не иллюстрировать телодвижениями каждую ноту. Ребята были совсем еще молодыми, это проявлялось во всем; но, несмотря ни на что, они были твердо уверены в том, что их ждет успех. На нашей студии писалась масса коллективов, но в Queen было что-то особенное".
Брайан Мэй, кстати, как-то сентябрьским вечером сфотографировал Фредди во время работы в 3-й студии "De Lane Lea Music Center". Он понимал судьбоносность момента и стремился его запечатлеть для истории.
Queen увлеченно работали в трех студиях "De Lane Lea Music Center" почти до конца года. Итогом они получили превосходно отточенную демо-запись из пяти песен: "Lia", "Jesus", "The Night Comes Down", "Great King Rat" и "Keep Yourself Alive". Пройдет немало лет, прежде чем эта демка выйдет в качестве бутлега под названием "In The Beginning". Ребята упорно создавали свои песни в течение всего года, но по их задумке, именно эти пять в будущем должны были помочь составить мнение звукозаписывающим компаниям об их истинном саунде. Хотя к этому моменту их концертный сет уже мог похвастаться таким оригинальными композициями, такими как "Procession", "Father to Son" и "Ogre Battle", которые появятся на их втором альбоме "Queen II".
Ряд песен, которые восходили еще к репертуару Smile, такие как "Doing All Right", "Polar Bear" и "Silver Salmon", написанные совместно Брайаном Мэем и Тимом Стаффеллом, по ряду свидетельств, звучали и в "De Lane Lea Music Center", но по каким-то соображениям не были отобраны для студийной демо-записи. Особенно интересна история последней песни. Она в большей степени была написана Тимом Стаффеллом и изначально больше походила на народную балладу с научно-фантастической тематикой. Smile ее так и не записали в свое время должным образом, а в 1990 году Грегом Бруксом, официальным архивистом фан клуба Queen, было найдено несколько студийных версий "Silver Salmon", исполненных уже Queen.
Общеизвестно, что в студии группа для разминки перед записью новых композиций очень часто играла старые песни, и "Silver Salmon" как раз была в их числе. Эта версия начинается со студийных подшучиваний Фредди, потом идет тяжелая гитара и барабаны.
Есть много предположений о том, когда же была записана именно эта версия. Ряд экспертов склоняются к заключению, что это было сделано в 1971 году как раз в "De Lane Lea Music Center". Несмотря на то, что прямых подтверждений этому нет, я на всякий случай привожу ее здесь, хотя бы по причине того, что многие с ней просто не знакомы.
Большинству групп приходилось годами довольствоваться неполноценными, сорванными демо-записями, прежде чем они смогли должным образом запечатлеть то, что существовало в их головах. Порой, будь то из-за некомпетентности или неправильного выбора продюсера или студии, музыканты никогда не записывали на пленку того, что они считали своим истинным звуком. Queen же, напротив, даже без какого-либо контракта, как бы у нас сказали "на халяву", заполучили приличную демку, которая в точности ретранслировала их истинную сущность – мощь, драйв, некоторую изысканную сложность аранжировок, сложные гармонии и изрядное количество красивых мелодий.
На этих треках Фредди Меркьюри уже выступает в роли суперзвезды, которой он впоследствии и станет, но инструментальная интенсивность пока его еще порой затмевает. Бросается в глаза, как местами на более смелых и длинных версиях "Jesus" и"Liar" неистовая гитара Брайана Мэя пронзительно удерживает внимание на фоне скачущей и пульсирующей плотным строем ритм-секции.
Воплощенная на двенадцатидюймовом ацетатном диске демо-запись, конечно же, не была лишена и некоторых шероховатостей. Но вместе с тем можно смело заключить, что по качеству и разнообразию представленного для ознакомления звукозаписывающим компаниям материала она не имела себе аналогов. И уж подавно этого за глаза хватало, чтобы оценить потенциал группы, тем более что здесь были представлены только авторские композиции.
Эти новички, о которых еще мало была наслышана публика, неожиданно представали почти зрелыми мастерами с буйной фантазией, безупречным владением инструментами и вызывающе роскошными вокальными гармониями. Их музыка могла привести в замешательство критиков в попытке втиснуть ее в прокрустово ложе определенного жанра. Как выразился Фредди Меркьюри:
"Я определенно знал, что в музыкальном отношении мы будем иметь все. Мы были достаточно оригинальны и уже начали это доказывать".
Среди представленного материала особо выделялась ни на что в то время не похожая "Lia". В те годы она была основой концертной программы и исполнялась в качестве завершающего основной сет номера, порою длясь дольше десяти минут. Если кто-то полагает, что идеи оперных арий появились у "Фредди и Ко" лишь при создании "Bohemian Rhapsody", то внимательно прослушав "Lia", он поймет, что это далеко не так. Помимо явно пришедшего из "Аиды" замысла обличительных хоров, здесь еще наличествует композиционный размах Джузеппе Верди, пусть и воплощенный в хард-роковой личине. Структура песни необычна и инновационна по прогрессив-роковым канонам – здесь нет куплетов и припевов в привычном виде, а гитарные бриджи органично соединяют все в общее полотно.
Признаюсь, что когда она впервые достигла моих ушей, то я был просто потрясен, мне представляется, что услышать ее и при этом не влюбиться в Queen, – да просто невозможно себе такого представить. Правда, демо-версия звучит немного иначе, но все равно впечатляет. Песню в основном написал Фредди Меркьюри, причем, аккомпанируя себе на гитаре, вместе с тем к ее затейливой аранжировке приложили руку все музыканты. Другие группы в таких случаях, ничтоже сумнящися, указывали в качестве соавторов весь коллектив, но Фредди полагал, что главный – тот, кто написал слова.
Во время дискуссии об авторстве именно этой песни Меркьюри отстаивал этот постулат со всей своей обычной властностью. Это было очень упрощенное и даже где-то ошибочное суждение, но оно было в целом принято другими, возможно, в качестве признания более высокого мастерства Фредди в сонграйтерстве и поощрения его большого вклада в общее творчество именно на этом этапе существования Queen. Группа даже на основе этого правила создала своеобразный "манифест о написании песен", который был неизменным на протяжении большей части их карьеры, и который, конечно, повлиял после на отчислениях роялти за авторство.
Брайан Мэй: "Liar была одной из первых песен, над которыми мы работали вместе, вчетвером, используя некоторые из моих собственных риффов и лирику Фредди. Мы обсуждали, должны ли мы все быть зачислены в качестве авторов песен в таких случаях. Фредди сказал: "Насколько я понимаю, человек, написавший эти слова, фактически написал песню". Все они согласились, но это был очень необычный способ распределения авторских гонораров за публикацию".
А текст "Lia" ведь необычен, фактически здесь идет пересказ 24-го псалома Библии. И начальные строки песни: "Отче, я согрешил", – начало католической молитвы. Кающийся грешник, которому не верит толпа, поднимает весь замысел до воистину Библейского уровня. По мнению критиков "AllMusic", эта песня представляет собой диалог между измученной душой, нуждающейся в религиозном покровительстве, и Религией. Адепты Религии не приемлют покаяний, величая кающегося Лжецом. В конце отвергается сама идея институциональной Религии как таковой: они никогда не позволят Лжецу достичь чего-либо.
Интересно, что в марте этого же 1971 года вышел концептуальный альбом "Aqualung" группы Jethro Tull с созвучными идеями. А ведь это была одна из групп, творчество которой музыканты Queen всегда держали в поле своего зрения.
Фредди Меркьюри: "Я даже пытаться не хочу подробно разбирать свои песни. Никогда не просите меня об этом. Пусть люди сами интерпретируют мои стихи. Я могу многое рассказать о некоторых своих песнях, но мне не нравится, когда песню разбирают по частям, потому что сам я никогда не анализирую свои песни – я их просто пою. Я их сочиняю, записываю и выпускаю, а дальше дело слушателя воспринимать их так, как он чувствует, иначе я разрушу всю гармонию, которая может заключаться в той или иной композиции".
При всем этом Фредди блестяще справляется с широким спектром вокальных обязанностей, ни разу не теряя своей дерзкой и царственной надменности. По ряду свидетельств, в мелодическом и ритмическом отношении сама "Lia" трансформировалась из песни Фредди "Lover" времен еще его пребывания в Wreckage. И она стала серьезной заявкой его композиторского дара и способностей создавать музыкально сложный материал.
Видео с официального ютуб-канала Queen Official
Фредди Меркьюри как-то откровенно поведал о своем подходе к написанию песен:
"Я пишу так, как чувствую, и я всегда готов учиться. Намного интереснее писать песни в различных жанрах, чем всегда повторять одну и ту же форму. Мне кажется, я не выдумываю песни, они как бы настигают меня, если вы понимаете, о чем я... Я ничего об этом не знаю, но догадываюсь, что это подсознательные вещи.
Думаю, многие пишут те песни, которые внутри них. Я не из тех сочинителей, которые следят за тенденциями и модой и говорят: "О'кей, это сегодня модно, давайте напишем песню". Мне просто нравится делать разнообразные вещи и не повторяться. Я не люблю подолгу задерживаться на чем-то одном, и это передается моей музыке и стихам. Мне хочется попробовать все хотя бы раз, и я не боюсь рисковать. Я люблю бросать вызов, и мне нравится делать вещи, выпадающие из мейнстрима. Я не боюсь открыто говорить об определенных вещах в своих песнях, потому что уверен, что в конце концов быть естественным – самый беспроигрышный вариант".
Другой авторской песней Фредди Меркьюри на демке предстала "Jesus". Фредди читает строки речитативом под гитару, что придает песне особую торжественность. Текст повествует часть истории об Иисусе из Назарета: исцеление им прокаженного, рождение и пришествие в Вифлеем трех волхвов, приведенных звездой. Фредди, как известно, был зороастрийцем, поэтому его обращение к христианской тематике вызывает поначалу некоторою оторопь, если только не вспомнить о том, что с восьми до семнадцати своих лет он пребывал в школе-интернате имени Святого Петра для мальчиков в Панчгани, где его обучали и воспитывали в англиканской религиозной традиции.
В самой композиции хард-роковая двухаккордовая ритм-секция во время куплетов и насыщенные вокальными гармониями припевы сменяются в середине и в конце песни длинными инструментальными интерлюдиями в стилистике Джимми Пейджа. Вот таким образом они в то время и исполняли "Jesus" на концертах, а на первом альбоме она будет звучать уже по-другому. Вместе с тем, становится понятно, почему же Queen в то время порой считали чем-то вроде психоделического варианта Led Zeppelin.
Видео с официального ютуб-канала Queen Official
"Great King Rat" была дебютом Меркьюри как автора песен в группе, а написал он ее в 1970 году. Как и "Lia", ввиду насыщенной оркестровки, она в целом скорее является продуктом коллективного творчества. Эта композиция достаточно сложной конструкции с гибкой, изменчивой аранжировкой тем не менее достаточно легко "ложится на уши" и благосклонно воспринимается. По сути она является очень типичным примером раннего творчества Queen, для которого были характерны длинные тяжелые композиции, продолжительные гитарные запилы Мэя на "Red Special" и внезапные изменения темпа и размера.
Альбомная и демо версии разнятся отдельными инструментальными партиями. Песня делится на несколько разнотемповых частей, а по стилю является ярко выраженным прогрессив-роком с элементами хард-рока, фолк-рока, глэм-рока и психоделик-рока.
Текст песни достаточно религиозен, а суть его – в насмешке над людским любопытством:
"Не верьте всему, что вы читаете в Библии.
Вы, грешники, становитесь в очередь.
Святые, оставайтесь далеко позади.
Очень скоро вы станете его последователями..."
В то же время это еще и своеобразная "Песнь об Антихристе". Такие строки, как:
"Он умер от сифилиса в сорок четыре года,
В день своего рождения,
Каждое второе слово его ругательство,
Он был сыном блудницы,
Преследуемый законом...
Великий крысиный король был противным Стариком",
прямо указывают на это. В отличие от 33 лет Иисуса, Антихрист на земле прожил 44 года, и был рожден от порочной женщины, а "Старик" – это сленговое прозвище черта в английском языке. Фредди призывает не верить ему и предостерегает людей от его влияния: "Этот человек – Зло и это правда!".
Как позже рассказывал Фредди:
"Что касается стихов, они даются очень тяжело. Для меня это целая задача. Моя сильная сторона – мелодия. Первым делом я концентрируюсь на этом, потом на структуре песни, а слова приходят уже после. Мелодическая структура рождается у меня легко, но текст для меня – трудное дело. Над этим мне еще нужно работать.
Иногда я чувствую, что мои мелодии настолько сильнее лирики, что последняя их портит. Думаю, мои мелодии чаще всего превосходят стихи. Ненавижу писать стихи. Я бы хотел, чтобы кто-нибудь делал это за меня. Был бы у меня Берни Топин (соавтор Элтона Джона, писавший тексты его песен)! Но заметьте – я не такой человек, я люблю все делать сам. Я – жадная сволочь!"
Видео с официального ютуб-канала Queen Official
А вот "The Night Comes Down" Брайана Мэя звучит абсолютно так же как и на первом альбоме, что не удивительно, ведь именно с демки она туда впоследствии и перекочует. Мэй написал песню в 1970 году вскоре после после распада группы Smile и создания группы Queen. Ее тонкая меланхоличная мелодия и резко меняющаяся аранжировка создают интригующее прогрессив-роковое соединение баллады и рока.
Гитарный аккомпанемент к песне презентует богатые технические навыки Брайана: во время куплетов звучит почти что джазовая акустическая гитара, а электрическая слайд-гитара сопровождает припев. Барабаны, звучащие в стиле The Electric Prunes, совмещаются с гитарной партией, которая пришлась бы по вкусу Джонни Марру. В течение всей песни звуки бас-гитары незначительно колеблются на заднем плане, но особенно начинают проявлять себя на четвертой минуте, когда, как кажется, все инструменты следуют за басовой партией, а не наоборот. В некоторых местах можно услышать что-то похожее на лютню, но это – гитара. Еще восхитительно звучит колокольчик Тэйлора, усиливая эффект сопереживания герою.
В лирике, столь тонко и тактично спетой Фредди, главный герой ностальгирует об ушедшей юности, и повествует о сложностях взрослой жизни, когда предстаешь человеком, который сбился с пути. Строки "Наступает ночь, и я боюсь сбиться с пути... наступает ночь, и снова темно" указывают на потерю героем духовных ориентиров в жизни. В песне также присутствуют строчки, которые могут быть отсылкой к Битловской "Lucy in the Sky with Diamonds":
"Когда я был молод, это приходило ко мне.
И я мог видеть, как солнце разбивается.
Мы с Люси были в сверкающей вышине.
В моей душе был целый мир...".
Впоследствии Мэй признавался, что был фанатом The Beatles, и их влияние на него было значительно, так что такие аллюзии вовсе небезосновательны.
Видео с официального ютуб-канала Queen Official
И наконец, "Keep Yourself Alive". На эту песню группа возлагала особые надежды. По словам биографа Queen, Марка Ходкинсона, она была задумана Брайаном Мэем для акустических гитар во время первых репетиций группы в Королевском колледже в 1970 году, когда в Queen еще пребывал басист Барри Митчелл. И это хорошо слышно в демо-версии, где вступление Брайан Мэй сыграл как раз на акустике. Это позже на первом альбоме она обрастет мясом и обретет устрашающий хард-роковый саунд с сочными, гармоничными гитарными партиями.
Мэй говорил, что когда писал к ней текст, полагал, что это будет звучать очень иронично, но весь смысл полностью изменился, когда песню спел Меркьюри. Она превратилась в наставление, нравоучительно вразумляющее слушателей жить своей жизнью независимо от внешних обстоятельств: "Поддерживай свое существование, береги себя...Будь всем доволен. Не переставай себя радовать!"
По своей композиционной структуре она более характерна для стиля Меркьюри, чем Мэя, что неудивительно, ведь Фредди по свидетельству Митчелла – если кто забыл, это второй басист Queen – помогал Брайану делать ее аранжировку. Хотя вполне возможно, что он внес и некоторые свои идеи в структуру: характерные типы модуляции и расширенная форма служат тому подтверждением.
Брайан Мэй как-то разоткровенничался о том, как он делает гитарные оркестровки:
"Что касается аранжировки гитарных гармоний, мне было не так сложно – я всегда мог слышать в своей голове, что должно было сработать. В результате мои гитарные оркестровки были в основном интуитивными и отработаны на месте, как, например, гармонизированные соло в "Keep Yourself Alive". После этого я действительно анализировал, почему определенная аранжировка, которую я придумал, сработала".
Видео с официального ютуб-канала Queen Official
Фредди Меркьюри: "Песня "Keep Yourself Alive" была прекрасным способом показать, что представляли из себя Queen в то время".
"Keep Yourself Alive" примечательна еще и тем, что в декабре именно во время ее записи в "De Lane Lea Music Center" заглянула парочка продюсеров в лице Роя Томаса Бейкера и Джона Энтони, который несколькими месяцами ранее был на их концерте и обещал связаться с группой при первой же возможности. Они работали на знаменитой "Trident Studios", где записывались когда-то The Beatles, а сюда зашли, чтобы посмотреть на оборудование новой студии. Им понравилось то, что они услышали.
В свою очередь такие развязные, общительные и уверенные в себе музыканты, как Фредди Меркьюри и Роджер Тейлор, не преминули воспользоваться возможностью завести новые контакты со своими будущими коллегами по музыкальному цеху. Бейкер нашел их "свежими, коммерческими, великолепными", а Джон Энтони помнил Брайана Мэя и Роджера Тейлора еще со времен Smile.
Рой Томас Бейкер: "Я сразу решил, что музыка Queen просто сказка. Я даже забыл, что нахожусь в студии".
И он, и Джон Энтони заявили, что порекомендуют Queen Барри и Норману Шеффилдам, владельцам "Trident Studios" в Сохо, которые хотели бы поучаствовать во многообещающих новых проектах молодых групп. Норман и его брат Барри намеривались в ближайшем будущем в дополнение к "Trident Studios" создать еще и звукозаписывающий лейбл и даже открыли под это дело новую компанию "Trident Odio Productions". Но радость группы по этому поводу была недолговременной: все, что изрек в итоге Норман, сводилось к тому, что "он заинтересовался". И дальнейших действий пока не последовало. Во всяком случае в ближайшие три месяца.
Зато демо-запись немного оживила участников группы и заставила их предпринять некоторые шаги по изменениям своего образа существования. Роджер Тейлор покинул киоск на Кенсингтонском рынке, где он работал с Фредди. Алан Мэйр, владелец соседнего обувного ларька, взял его на себя и управлял им совместно с Фредди еще несколько месяцев. Брайан Мэй также начал осознавать дилемму между своей научной и музыкальной деятельностью. Он все чаще говорил лекторам о своей любви к музыке и дал понять, что больше не будет участвовать в учебных поездках на Тенерифе.
В ноябре 1971 года Брайан объявил, что нашел работу на полный рабочий день, преподавая в "Stockwell Manor School", большой общеобразовательной школе в Брикстоне, южный Лондон. Принял ли он эту должность под давлением родителей или для того, чтобы заработать себе немного отчаянно необходимых денег, неизвестно, хотя это и продлилось менее года.
Пока братья Шеффилды пребывали в раздумьях, Кен Тести на правах менеджера группы, заполучив демку группы, настойчиво продолжал искать любую возможность заключить контракт с каким-либо лэйблом.
Кен Тести: "Неблагодарная работа, я вам скажу. В конце концов я составил вполне приличный список людей, которые отказались иметь дело с Queen".
В течение короткого периода в начале 1972 года Кен Тести делил квартиру в Лондоне с Полом Конроем, будущим СЕО "Virgin Records" и Линдси Брауном.
Кен Тести: "Я безжалостно приставал к ним с просьбами организовать выступления. Я дал им демо-запись Queen и попросил их как следует ее прослушать. Они удалились в спальню, а когда вернулись, то сказали, что это хорошая работа, но последнее, что нужно миру, – это еще один Led Zeppelin. Я согласился, потому что не думал, что они были бы еще одним Led Zeppelin".
Пол Конрой все же в начале 1972 года помог договориться о встрече с Тони Стрэттон-Смитом, энергичным владельцем "Charisma Records" и будущим менеджером Genesis. Тони, услышав запись Queen, остался очень доволен и сразу же предложил ребятам контракт и аванс в размере 20 000 фунтов стерлингов. Немногие группы смогли бы отважиться на то, чтобы отклонить первую в их жизни сделку, тем более что она могла оказаться последней. Но Queen решились на этот шаг.
На это было несколько причин: во-первых, "Charisma Records" была в те времена не такой уж известной компанией, а для того, чтобы группа имела хоть какой-то вес в шоу-бизнесе, ей нужно было заручиться поддержкой солидного лэйбла. А во-вторых, на их решение повлиял еще один фактор: они опасались, что их репутация пострадает от того, что они будут занимать вторую позицию на маленьком лейбле.
Кен Тести: "Стрэттон-Смит работал тогда с Genesis, и Queen решили, что не стоит довольствоваться ролью "второй скрипки" лейбла. У группы была бы, конечно, большая личная поддержка со стороны персонала, но ребята чувствовали, что все ресурсы от компании они получали бы по остаточному принципу".
Фредди Меркьюри: "В тот момент, когда мы делали демо-запись в 1971 году, мы знали, что вокруг много "акул". У нас были очень заманчивые предложения от людей, которые говорили: "Мы сделаем из вас новый T.Rex", – но мы были очень, очень предусмотрительными, чтобы ввязаться в это. Мы обошли, пожалуй, все студии звукозаписи прежде, чем выбрали одну. Мы не хотели, чтобы с нами обращались как с рядовой группой. Мы настаивали на этом, потому что у нас никогда не было желания стать безработными музыкантами. Мы говорили: "Принимайте нас как серьезный товар или совсем не принимайте нас"."
А что было дальше – отдельная история.
☑ Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.
Прежние материалы схожей тематики: