Найти в Дзене
Old school dude

История появления группы Queen, часть-3: Queen на пути к признанию

Оглавление

"Надеяться на лучшее, стремиться к вершине". Фредди Меркьюри

Продолжение. Предыдущие материалы:

История появления группы Queen, часть-2: Queen в поиске самоидентификации
Old school dude8 мая 2021

Ключевым событием, окончательно укомплектовавшим группу, было прослушивание Джона Дикона 1 марта 1971 года на вакансию бас-гитариста. Можно констатировать, что в этот день в Великобритании помимо Елизаветы второй появилась другая королева – Queen, гармоничная и по-королевски мощная и звучная!

Когда Дикон заявился в Королевский колледж, троица Мэй-Тэйлор-Меркьюри уже ждала его с настроенными и подключенными инструментами. Вместе с бас-гитарой Джон притащил с собой маленький усилитель, названный впоследствии "усилочек Диси". По старой доброй традиции ребята сыграли развернутую блюзовую импровизацию, и все же, несмотря на царившую там дружескую атмосферу, все внимательно присматривались к новичку. По словам Роджера Тэйлора, всех просто потрясла игра Дикона, так же как и его познания в электронике:

"Мы решили, что он классный парень и вдобавок потрясающй музыкант. Он был великолепен! Мы все были так взвинчены, что подумали, что раз он – тихоня, то и впишется в группу без особых потрясений. А тот факт, что он еще и волшебник электроники, определенно стал решающим фактором!"

Все как один сошлись на том, что Дикон – именно тот, кто им нужен, и таким образом общая химия сложилась с первого же джем-сейшена. Джон сразу же расположил к себе своим спокойствием и добродушием. Брайан Мэй вспоминал:

"Этот довольно застенчивый парень заявился со своим безупречным басом "Rickenbacker" и столь же безупречно включаемым усилителем. И как только он начал играть, мы поняли, что это было то, что нужно, хоть он сам и был чересчур тихим. Джон с нами почти не разговаривал! У нас уже было несколько бас-гитаристов, но мы с ними расстались: либо характер, либо музыкальные способности нас не устраивали. Так продолжалось до тех пор, пока мы не нашли Джона через друзей. Поначалу мы звали его Дикон Джон, и именно в таком виде его имя появилось на первом альбоме, но потом он попросил называть его Джоном Диконом, собственно, так, как его зовут. Я даже не знаю, почему мы звали его иначе – так, очередная глупая ошибка".

После этого Роджер, Брайан и Фредди принялись обсуждать планы на ближайшее будущее, но не было и речи о том, чтобы не принять Джона. Он был как бы недостающим звеном в цепи. Последующее двадцатилетие показало, что в группе Queen не было лишних людей; каждый из музыкантов был по-своему одаренной, неповторимой индивидуальностью. Все четверо идеально подходили друг другу, хотя и были все такие разные. Фредди как-то выразился по этому поводу следующим образом:

"Ни один из нас не похож на другого... Мы были полны уверенности. Она просто необходима. Нужно было обладать своего рода нахальностью, самоуверенностью и целеустремленностью, помимо других безусловных талантов – музыкальных. Самоуверенность – отличная штука, особенно в начале, когда говоришь себе, что вы собираетесь стать группой номер один, а не группой номер два. У нас это было внутри. У нас у всех было очень большое самолюбие. Мы были упрямы в этом. Мы хотели, чтобы люди знали – мы группа, с которой следует считаться. К тому же у нас было полно всяких идей, как показать свою оригинальность".

Всякая рок-группа, создающая свою музыку – сложный единый организм, части которого – элементы и катализаторы тонкого процесса созидания. Светловолосый красавчик Роджер Тэйлор, который, по мнению многих, был лицом группы, являл собой сгусток неиссякаемой энергии. Он вел традиционную холостяцкую жизнь рок-звезды: красивые женщины, дорогое вино и скоростные машины. Уравновешенный и прилежный Брайан Мэй, по натуре очень чувствительный, напротив, излучал спокойную уверенность. И, наконец, Фредди Меркьюри отличался эксцентричностью и заразительным чувством юмора. Благодаря этим двум качествам он без труда завоевывал любые аудитории. Темноволосый и темноглазый, он мог бы стать новым секс-символом в рок-музыке, но его туманные намеки на голубизну создавали вокруг него таинственную ауру, в которой определенно крылась какая-то опасность. И вот теперь появляется еще и молчаливая "темная лошадка" Джон Дикон. Со временем Джон не будет таким уж "тихоней", он станет рьяно отстаивать свои права внутри группы, вступать с другими музыкантами в споры о музыке и песнях и активно выражать собственное мнение обо всем, что касалось его работы.

Queen. Фото из открытых источников
Queen. Фото из открытых источников

Чуткая и умная бас-гитара Дикона – это как раз то, чего прежде недоставало звучанию группу. Достаточно упомянуть, что его любимыми басистами были Крис Сквайр из прогрессив- роковой группы Yes и Джон Энтвистл из The Who. Да и сам Джон Дикон, без сомнения, был одним из самых одаренных музыкантов своего рок-поколения. Вместе с Тэйлором они создали одну из величайших ритм-секций за всю историю рок-музыки: они просто идеально дополняли друг друга. Как позже напишет рецензент журнала "Rolling Stone":

"Достаточно просто сказать, что общий продукт барабанщика Роджера Тейлора и басиста Джона Дикона представляет собой колоссальной мощности вулкан, извержение которого заставило Землю вздрогнуть!"

В дополнение к бас-гитаре, Джон будет в последствии исполнять и гитарные ритм-партии на многих альбомах, а также во время нескольких акустических выступлений, а еще отметится игрой на фортепиано и синтезаторах. Композиции, которые он создаст в группе, украсят и разнообразят ее репертуар.

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

Видео с официального ютуб-канала Queen Official

Между тем, Джон Дикон был для всех абсолютной загадкой. Его сдержанность и самообладание определили ему особое место в группе: Дикон вел финансовые дела Queen и подписывал все контракты, а также занимался изучением рынка акций. Джон часто был той силой, которая примиряла враждующие стороны. Он, если можно так выразиться, поддерживал равновесие внутри группы.

"Возможно, я был единственным из состава группы, кто мог взглянуть на все со стороны, потому что я был взят в команду последним. Я чувствовал, что в этом что-то есть, но все-таки не был уверен до конца".

Интересно, что Джон Дикон был не единственным музыкантом, который в тот же день, 1 марта 1971 года, прослушивался в Queen. В Королевский колледж был еще приглашен и Крис Дамметт, гитарист и согруппник Фредди из Sour Milk Sea. В свое время в Sour Milk Sea именно Крис поддерживал Фредди в его попытке проапгрейдить их звучание. Фредди, полагал, что новый саунд Queen нуждается в некоем "сгущении", и что группа может вместить двух гитаристов по типу Wishbone Ash. Как вспоминал Крис Дамметт:

"То, что я туда попал, было просто Фреддиной идеей фикс. Мы с ним хорошо ладили, у нас была некая эмпатия и взаимодействие на тонком уровне. Брайан был немного индифферентным, и Фредди пропустил его реакцию на изменения в группе мимо ушей, он попросил меня присоединиться к Queen и подумал, что это сработает".
Фредди Меркьюри и Крис Дамметт. Фото из открытых источников
Фредди Меркьюри и Крис Дамметт. Фото из открытых источников

Крис Дамметт заявился на прослушивание налегке, поэтому ему пришлось все оборудование одолжить у Брайана Мэя. Ему передали его электрогитару "Red Special", и это оказалось для него фатальным обстоятельством. Гитара с ее высокочувствительным грифом требовала особого стиля игры и определенных навыков. Пальцы Криса Дамметта "проскальзовали" по нему, и те ноты, которые ему удавалось взять, звучали зачастую либо невпопад, либо в диссонанс с основной мелодической линией. Все было настолько катастрофично, что он даже не рискнул спросить в конце, получит ли он место в группе или нет. Зато Брайан Мэй поинтересовался его мнением в отношении Джона Дикона:

"Помимо моего прослушивания, они пригласили меня, чтобы я вынес еще суждение об их новом басисте. Что же, Джон Дикон играл с мега эффективностью и нулевым воображением".

Крис Дамметт уйдет сконфуженно из жизни Фредди Меркьюри и Queen, уедет в свой родной город, чтобы продолжать учебу в "Oxford University’s New College". Позже он вернется еще к рок-музыке и даже будет давать уроки игры на гитаре зарождающимся Sex Pistols.

В марте 1971 года, когда утвердился окончательный состав группы, ребята приступили к усиленным репетициям – по три-четыре раза в неделю. Фредди был твердо уверен в одном: для того чтобы привлечь аудиторию, нужно до мелочей продумывать каждое шоу; все усилия группы были направлены на достижение этой цели. У Роджера был довольно специфический хрипловатый высокий голос, а у Брайана он, напротив, звучал мелодично; слияние этих голосов обеспечивало крепкую гармоническую основу для чистых и мощных нот Фредди Меркьюри. Джон тоже иногда подпевал, но сам он никогда не считал себя певцом. Как вспоминал позже Фредди:

"В то время мы решили: "Сделаем что-нибудь интересное. Попробуем объединить все, что мы умеем". Мы не были снобами, мы были очень расчетливыми. Мы хотели появиться с определенным стилем. Хотя в то время мы были еще никто, мы чувствовали, что можем сделать это именно так. В этом был своего рода снобизм. Мы хотели сделать из Queen группу не для всех и каждого, а только для избранного меньшинства".

Немаловажным фактором по его мнению был и создаваемый ими образ:

"Я думаю, имидж – неотъемлемая часть рекламы. Не важно, насколько он надуман, в конце концов ты создаешь его интуитивно. Либо это ловкий трюк, который не сработал, либо это нечто, что можно обыгрывать дальше. Это все стратегия. Немного самоуверенности и самолюбия – без этого нельзя".

Теперь, когда в команде появился последний участник, Фредди создал еще и герб-логотип группы, разработав его на основе астрологических знаков: корона с крестами заключена в медальон в форме "Q", первой буквы их имени. Все участники группы Queen фигурируют на гербе в виде своих знаков зодиака: Джон Дикон и Роджер Тейлор – в виде двух Львов, Брайан Мэй – в виде Краба (хоть десятиногое, но все Ракообразное) и сам Фредди в виде двух Дев-нимф. В центре большая буква "Q", справа и слева от нее стоят грозные львы. Краб возлегает на букве, внутри которой корона, на которую воззрились нимфы. Птица Феникс, символизирующая вечную жизнь, возвышается над всем этим. Оставалось только "поднять флаги", протрубить сбор и приступить к завоеванию мира.

"Мне захотелось, чтобы у нас было нечто большее, чем обычный логотип, который будет нас определять. Итак, я соединил всех существ, которые символизируют наши астральные знаки. Я сделал это не потому, что особенно верю в астрологию – я никогда не погружался в нее, хотя, должно быть, там есть какой-то смысл...
Я думаю, что группа очень гармонична – у нас два Льва, один Рак и я – Дева. Герб Queen, наш талисман, наша эмблема состоит из всех этих знаков. Я сам создал его – на нем две нимфы, обозначающие Деву, два льва для двух наших Львов, Роджера и Джона, и Рак – краб для Брайана. Их всех окружает феникс, символизирующий вечную жизнь".
                                Герб Queen. Фото из открытых источников
Герб Queen. Фото из открытых источников

Тем временем Мэй и Дикон все еще продолжали учебу, а Тэйлор и Меркьюри по-прежнему торговали одеждой в своем магазинчике. Все это было в виду невозможности пока еще прилично зарабатывать музыкой. Позже Фредди для этого будет еще подрабатывать в коммерческом агентстве Остина Найта, Брайан, перестав преподавать в Королевском колледже, устроится на полный рабочий день в "Stockwell Manor School", а Роджер, чтобы разжиться стипендией, даже поступит на биологическое отделение "North East London Polytechnic". Решиться на уход в музыканты-профессионалы было трудно. Как вспоминали об этом шаге сами участники группы:

Фредди Меркьюри: "Мы решили: ладно, уходим с головой в рок-музыку, но выкладываемся полностью, никаких полумер. Каждый из нас имел возможности сделать отличную карьеру, и мы просто не могли себе позволить быть группой второго сорта, если уж мы бросали все свои специальности в других областях".

Роджер Тэйлор: "За первые два года мы вообще ничего не добились. Все мы учились, но прогресс группы был нулевым. Правда, у нас были великолепные идеи, и, мне кажется, мы все-таки чувствовали, что пробьемся".

Брайан Мэй: "На самом деле нам всем было что терять, нам все давалось непросто. Честно говоря, по-моему, ни один из нас и мысли не допускал, что пройдет целых три года, прежде чем мы чего-то достигнем. Совсем не похоже на сказку".

Отрабатывая программу выступлений, Queen порой приходилось играть втроем: Брайан Мэй время от времени уезжал со студентами в обсерваторию на остров Тенерифе. При этом он и там умудрялся репетировать на испанской акустике свои хард-роковые риффы и кое-что подсочинять. Стоит особо отметить, что у всех авторов группы было хорошее чувство мелодии и отличительная палитра звуков, с которыми можно было работать.

Видео с ютуб-канала Queenigma

Фредди Меркьюри: "Мы могли переплюнуть любого, и мы сделали это нашей музыкой. Мы знали, что если будем делать просто что-нибудь гармоничное, то превратимся в Beach Boys, если ударимся в тяжелый рок, то станем Led Zeppelin. Но нам всегда нравилось запутывать слушателя и доказывать, что мы ни на кого не похожи. Уж если на то пошло, так у нас гораздо больше общего с Лайзой Минелли, чем с Led Zeppelin. Мы скорее принадлежим к развлекательной традиции, чем к рок-н-ролльной. У нас есть свое лицо, потому что мы объединили все то, что теперь и называется Queen".

И все же, нет никаких сомнений в том, что в то время у Queen была сильная привязанность к музыке Led Zeppelin. Несколько друзей вспоминают энтузиазм Фредди по отношению к этой группе. Так, если Led Zeppelin звучали по радио или на чьем-то магнитофоне на Кенсингтонском рынке, он требовал тишины, а затем разбирал песню, обычно восхищаясь ее необычайной силой. Удивительно, но Фредди, казалось, больше всего интересовала стена гитарного звука, построенная Джимми Пейджем, а не вокальные изыски Роберта Планта. Ричард Томпсон, приятель музыкантов, как-то вместе с Фредди побывал на концерте Led Zeppelin, и отмечал после него, что тот почти не упоминал Планта, но его просто завораживало общее звучание Led Zeppelin. Фредди Меркьюри об этом выразился так:

"Мы слегка напоминали Led Zeppelin, потому что у нас были гармонии и все такое, и поэтому нас пришпилили к этой категории. Каких только ярлыков на нас не навешивали! Ярлыки насколько плохи, настолько же и хороши, и очень глупо относиться к ним серьезно. Мне правда совершенно безразлично, что обо мне говорят. Я думаю, люди говорили разное о нас, но меняли свое мнение, после того как слышали наши альбомы. В конце концов мы обрели свой фирменный знак – Queen. Многим командам, пришедшим после нас, говорили, что они звучат как Queen, и им это тоже не нравилось, но они должны были пройти через это. Так всегда было и будет".

Первое выступление группы в новом составе произошло в "Surrey College" 2 июля 1971 года. Перед шоу Меркьюри и Дикон вступили в спор из-за сценических нарядов. Фредди полагал, что имидж музыкантов – неотъемлемая часть общего театрализованного шоу, а Джон хотел носить просто джинсы и футболку, как всегда и делал до этого. Не стоит лишний раз упоминать чья точка зрения возобладала.

Queen во время первых шоу. Фото из открытых источников
Queen во время первых шоу. Фото из открытых источников

Фредди высказался следующим образом:

"Концепцией Queen была царственность и величественность. Гламур был частью нас, и мы хотели выглядеть шикарно. Мы хотели поражать и шокировать. Мы хотели, чтобы люди не задумывались о том, нравимся мы им или нет, а понимали бы это сразу, едва увидев нас. Мы не просто старались быть другими, потому что если вы не профессионалы, то вам не стоит даже и стараться быть чем-то!"

Видео с ютуб-канала sherri sanders

Через девять дней Queen сыграли концерт в уже ставшем родным Королевском колледже ("Imperial College London"). На концерте случайно оказался продюсер Джон Энтони, с которым Smile работали в студии еще в 1969 году. После концерта Энтони пообещал в скором времени связаться с группой. Однако, это произойдет только через пять с лишним месяцев и вследствие случайного стечения ряда обстоятельств.

Queen live at "Imperial College London" 1971. Коллаж фото из открытых источников
Queen live at "Imperial College London" 1971. Коллаж фото из открытых источников

Обратите внимание на бас-барабан, на нем уже фигурирует герб группы, разработанный Фредди.

Queen live at "Imperial College London" 1971. Фото из открытых источников
Queen live at "Imperial College London" 1971. Фото из открытых источников

Cornish Tour

Конечно же, как недавно образовавшаяся группа, Queen поставила себе целью переложить все неизбежные на этом этапе споры о музыкальной стилистике в практическую плоскость посредством интенсивных репетиций. Для чего Роджер предложил им уединиться на несколько недель в отдаленный домик в его родном Труро. Здесь индивидуальные способности каждого из четверых оттачивались для создания особого звучания группы, вобравшего их полный набор внушительных музыкальных талантов и многосторонностей. Сгенерировав невероятные, сложнейшие гармонии с тонкими еле уловимыми поп-нюансами посреди оглушительного хард-рокового саунда, ребята осознали, что не только добились того, чего хотели, но и превзошли все свои намерения.

City Hall, Truro. Фото из открытых источников
City Hall, Truro. Фото из открытых источников

Попутно между репетициями Queen совершили еще и небольшой гастрольный тур по западной части Англии, который, пользуясь старыми связями, организует все тот же Роджер Тэйлор. Все точки выступления были географически неподалеку друг от друга, поэтому недолгие разъезды нисколько не мешали интенсивной работе над репертуаром.

Джон Дикон: " Мы погрузили все оборудование в один фургон и уехали. Мы арендовали коттедж недалеко от Труро и заселились все вместе. Это было здорово, потому что мы очень хорошо узнали друг друга. Это устроило нас как группу. Роджеру даже удалось найти нам несколько концертов, так что мы не разорились".

Этот "Cornish Tour", с его 11 выступлениями в период с 17 июля по 21 августа, придется очень кстати, даже несмотря на то, что ребятам порой придется выступать на одной сцене с такими коллективами как Arthur Brown's Kingdom Come, Graphite и Hawkwind. Пять недель гастролей и репетиций в Труро позволят им еще лучше узнать друг друга, как следует сыграться и наработать совместный опыт взаимодействия на сцене, а еще, что тоже немаловажно, немного подзаработать.

Роджер Тейлор: "У Фредди была естественная музыкальность, настоящий дар, но когда мы впервые встретились, у него было очень странное вибрато, которое некоторые люди находили довольно неприятным... Кроме того его голос был "немного слабым", потому что в свои двадцать три года он пел с группами меньше года".

Еще одним большим плюсом для группы оказалось то обстоятельство, что "Cornish Tour" послужил хорошей практикой в проработке Фредди Меркьюри своего вокального диапазона. Он выслушал критику близкого окружения и убедился, что ему необходимо работать над своим голосом, избавляясь от излишнего тремолирования, и занялся этим так же фанатично, как и написанием песен. Трио согруппников было поражено тем, как сильно вырос в этом отношении их фронтмен за это время. Между тем, следует особо отметить, что Фредди никогда не стремился выпячивать себя в группе на передний план, даже в последствии, когда обрел суперзвездный статус он заявлял:

"Все считают меня лидером Queen. Но я всего лишь ведущий вокалист. Я не командир или что-нибудь в этом роде. Мы четыре равноправных участника. Мы все хотели стать поп-звездами, но группа – прежде всего. Без остальных я был бы ничем".

По свидетельствам, Queen во время "Cornish Tour" исполняли как собственные сочинения, так и каверы Бадди Холли, Литтл Ричарда, Рики Нельсона. Ширли Бэсси, Билла Хейли, Джеймса Брауна, Элвиса Пресли, TheYardbirds, TheRolling Stones и других.

Брайан Мэй высказался по этому поводу следующим образом:

"Любая начинающая группа просто обязана была играть кавер-версии, потому что зритель, еще не знавший репертуара группы, начнет скучать на их выступлениях. Мы делали больше тяжелого рок-н-ролла в интерпретации Queen, чтобы дать людям что-то, за что они могли бы ухватиться, ну, типа, давай, бери или отвали".

Видео с ютуб-канала Gregsynthbootlegs

В репертуар группы во время Корнуоллских гастролей уже вошли помимо прочего и три собственные песни. Одна из них – "Son and Daughter" Брайана Мэя с длинным гитарным соло, которое исчезнет на альбомной версии и появится позже в почти неизменном виде в песне "The Brighton Rock" с третьего альбома группы.

Другой была "Hangman" Фредди Меркьюри, которую он написал еще во времена Wreckage.

Еще одна его песня той же поры – "Stone Cold Crazy", к существенной переработке которой приложили руку все музыканты Queen. В результате она существенно потяжелела, обрела бешенный ритм и обогатилась вокальными гармониями в последней музыкальной фразе.

Не пренебрегали ребята и частью репертуара Smile, и черт возьми, по сравнению с Тимом Стаффелом голос Фредди звучал просто божественно.

Вернувшись в конце лета в Лондон после пребывания в Труро и окрестностях музыканты группы отчетливо поймут, что настало время двигаться дальше. Общую точку зрения сформулировал Фредди Меркьюри:

"Вы не можете просто ходить и говорить всем: "Какой я классный музыкант! Какую бесподобную вещь я вчера сочинил!" Необходимо, чтобы вас открыли. Частью таланта является умение донести свою музыку до слушателя. Недостаточно быть прекрасным музыкантом и выдающимся композитором – их и так полно. Научитесь проталкивать себя, быть в нужном месте в нужное время и вникать в бизнес с самого начала. Такова игровая позиция в сегодняшнем рок-н-ролле. Вы должны инстинктивно чувствовать вещи, которые принесут вам успех".

И такие вещи их поджидали уже в ближайшем будущем.

Queen. Фото из открытых источников
Queen. Фото из открытых источников

Окончание здесь:

☑ Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.

Прежние материалы схожей тематики:

История появления группы Queen, часть-2: Queen в поиске самоидентификации
Old school dude8 мая 2021