Парикмахер, которая много лет стригла и красила мне волосы, как-то незаметно ушла на пенсию. Мне было очень жаль, хотя об этом мне она ничего не сказала. Но, если поразмышлять, она ведь не такая старая — ей всего шестьдесят (так говорят). Однако, когда я поняла, что у нее была веская причина уйти с активной работы, я мысленно пожелала ей всего наилучшего, всех благ и самой достойной жизни.
Но я скучаю по ней. В последние 10 лет она могла заставить мои волосы выглядеть объемнее, ухоженнее и привлекательнее (хотя бы на неделю).
Тем не менее, больше всего мне не хватает её житейской мудрости. К примеру, как-то она сказала мне за стрижкой, что предпочла бы быть лысой, чем иметь седые волосы. И демонстрировать их всему миру. Поначалу я не совсем поняла значение её слов, но на тот момент решила не красить свои волосы в тон, который им не свойственен — то есть не становиться блондинкой.
Вера Андреевна (почти всегда — просто Верочка) неохотно красила меня в течение последних месяцев своей работы в темно-каштановый и настаивала на том, чтобы я перекрасилась в блондинку.
«Сколько тебе? Сорок с чем-то?», — я позволяла ей преодолевать границу зримых приличий.
«Никто не назовет тебя стареющей с такой хорошей кожей», — заверяла она меня. «Но волосы… Тебе нужен правильный оттенок, а не контраст. У тебя много седых волос… И лучший способ их замаскировать — это покрасить их в светлый тон. Это хороший вариант, чтобы подчеркнуть все остальные достоинства».
Между тем, я тот человек, который бегает по утрам, не употребляет сахара, весит 53 килограмма, употребляет БАДы… Мне не нравятся люди, которые подмечают (и озвучивают) мои недостатки — и в частности, наличие седины… Однако именно она была для меня своего рода доктором — по волосам.
Я долго отказывалась от намерения стать блондинкой. С этим слишком много проблем. Я имею в виду с тем, чтобы работающей женщине поддерживать волосы в надлежащей гармонии.
Скорее всего, это была большая ошибка.
Нет — огромная ошибка.
В наше время для женщин, чьи волосы начали седеть (иногда рано), иметь светлые волосы — наилучший вариант. Это давно подметили стилисты.
Желаю вам, милые дамы, даже молодые, никогда не страдать от «дискриминации из-за седых волос».
Дело вот в чём: когда у вас заметны седые волосы, вас начинают считать старой. Независимо от того, как выглядит ваше лицо или тело, — седина (даже немногочисленная) мгновенно классифицируют вас определённым образом. Она сообщает миру, кто и какая вы. Даже если вы преждевременно поседели (у меня, например, в 25 лет было изрядное количество седых волос). Седина «кричит» о том, что вы старая. Обойти это, не применяя косметологические средства, невозможно. Это главный стереотип нашего общества, хотя 200 лет назад это было ещё показательнее.
Как такое сложилось? В целом, люди, особенно молодежь, относятся к тебе по-разному, но классифицируют тебя как стареющую особь. Это не мое воображение — это объективная реальность. Она выходит за рамки вопроса «выглядеть старой» — это относится к восприятию возможностей. «Старых» женщин просто не считают привлекательными и на самом деле что-то значащими, так, как молодых.
С мужчинами все иначе. У них может быть полностью седая голова, они могут быть лысыми, с лицом, заросшим растительностью (также с признаками явной седины). Они могут быть похожими на «седого старого козла», и всё это по социальным меркам считается нормальным. Они не выглядят старыми?! Они выглядят импозантно, органично и их «красят» прожитые годы. Они умные (если в меру употребляют горячительные напитки); считаются компетентными и обладающими опытом.
Но… Как далеко это от истины. Мы живём в мире перевёртышей и двойных стандартов. И в социальной и политической жизни. И уже давно к этому привыкли.
Недавно в кабинете врача молодая медсестра дала мне инструкции по уходу за мужем, после небольшой операции на пальце. Она не стала ему всего объяснять — думаю, потому, что он мужчина. И за ним обязательно нужно ухаживать, даже если дело до этого ещё не дошло.
Она говорила напрямую со мной, как будто бы он отсутствовал. То, что нужно было сделать, оказалось несложным: промывать рану антибактериальным раствором и ежедневно наносить мазь с антибиотиком. Затем она спросила меня: «Вам записать?»
Возможно, кто-то и оценил бы её сердобольность, но только не я.
Пожалуйста, не думайте, что женщины быстро стареют, пока не будет весомых доказательств! Они просто живут. И все процессы — это часть их прекрасной жизни. Когда нас всех научат верить в это?
Я думаю, если бы у меня был другой цвет волос, разве это имело бы значение? Считала ли бы медсестра само собой разумеющимся, что у меня есть способность понять и запомнить (со слов) то, что она сказала?
Вскоре после этого случая молодая женщина в парке спросила меня, есть ли у меня внуки. Простите? Моим детям слегка за двадцать. И какие-то молоденькие особы имеют наглость интересоваться есть ли у меня последующее (за моими детьми) потомство?!
Я думаю — если бы мои волосы были бы полностью седыми, её вопрос был бы о правнуках, а не о внуках? Так?
Короче говоря, как только я найду постоянную замену неповторимой Верочке, у меня будет шикарная стрижка. Другая. У меня достаточно мусса, геля и лака, чтобы мои волосы стояли дыбом. И, знаете, я уже прикупила светлую краску для волос, на которой настаивала Вера Андреевна. Потому что она знала толк в омоложении. Я в неё верю. И в себя.
Я спросила мужа, что он думает о другой стрижке и окрашивании волос. Он принял свою раздражительно интеллигентную позу и высказал своё мнение: «Хммм. Думаю, не стоит. Однако, если сделаешь татуировки на бицепсах, это может сработать».
Я знаю, что никого не должна была спрашивать.
Я собираюсь сделать короткую стрижку и перекрасится в блондинку, но не собираюсь делать татуировки. Или — я подумаю...
Мой муж редко ошибается. Он красавчик. Несмотря на то, что у него есть седые волосы, которые могу рассмотреть только я (на фоне блондинистых волос), я знаю, что он могучий и сильный. И для меня никогда не будет старым. Также, как и я для него. И в этом мудрость жизни…
Удачи.
Юлия Демидова