На Западе вновь назревает паника, и на этот раз это не связано с Россией, а вызвано реальными перспективами попасть в глобальную зависимость от ресурсов Китая. Все дело в том, что Пекин с умом распорядился средствами и стал монополистом на рынке незаменимых металлов, об этом сообщил Bloomberg.
Уже становится абсолютно ясно, что пока весь мир пытался развивать "зелёную" энергетику, и параллельно продолжал и "в хвост и в гриву" эксплуатировать российские ресурсы, Китай тихо и незаметно всех опередил в гонке редкоземельных металлов. По мнению экспертов это очень дурное предзнаменование для стабильности в XXI веке.
В 1980-х годах идейный вдохновитель постмаоистского подъема и открытия Поднебесной навстречу внешнему миру Дэн Сяопин сказал:
"У Ближнего Востока есть нефть, а у Китая есть редкоземельные металлы".
Как оказалось сегодня, это высказывание Дэн Сяопина, стало весьма проницательным. Остальной мир лишь только сейчас начинает понимать последствия подобной проницательности для геополитики нынешнего века.
Всем известно, что именно "чёрное золото" сыграло роль решающего фактора который определил характер всей мировой политики на протяжении всего XX века. Эту роль нефть начала играть еще в XIX веке, и чего греха таить, играет до сих пор. Когда Япония напала на Перл-Харбор, это был ответ Токио на нефтяное эмбарго Запада (по крайней мере, тогда так считалось). Когда вермахт пошёл на Сталинград, Адольф Гитлер мечтал получить кавказскую нефть. Когда Вашингтон закрутился в "страстном танце" с саудитами, целью американцев была аравийская и вся ближневосточную нефть в целом. Практически все экономические катаклизмы и войны, политические и дипломатические решения, всё так или иначе связано с нефтью,
Но те мировые лидеры, которые сегодня оглядываются назад, сделали не те выводы, которые следовало бы. Даже Россия усиливала свои позиции в XXI веке пытаясь превратится из нефтяного государства в сверхдержаву. На протяжении десятилетий мы прокладывали нефте и газопроводы пытаясь усилить зависимость различных стран от наших ресурсов. Безусловно, как говорится знал бы прикуп жил бы в Сочи, но факт остаётся фактом - сегодня многие российские ветки трубопроводов или задействуются не на полную мощность или не задействуются вовсе.
А вот Китай с 1980-х годов держит иной курс, добывая те самые редкоземельные металлы, о которых говорил Дэн. Группа этих металлов включает в себя 17 элементов, о которых большинство людей никогда и не слышали и вряд ли смогут отыскать их периодической таблице Менделеева. Дело в том, что большая часть этих элементов, имеющих название лантаноиды, занимают особое положение в таблице. Названия у них также не привычны для слуха простого обывателя - неодим, самарий, иттербий, эрбий, тулий, празеодим, диспрозий, церий.
Вы будете удивлены, но несмотря на название, эти "редкоземельные" металлы не настолько уж и редкие. Того же церия в природе намного больше, чем свинца или меди. И даже самый редкий из этого списка тулий встречается чаще, чем золото. Однако все упирается не в количестве элементов в природе, а в возможности их добычи. Редкоземельные металлы добывать намного сложнее, т.к. они рассредоточены в руде. Иногда ни одно десятилетие уходит на создание инфраструктуры необходимой для добычи этих элементов и отделения их от других пород. Необходимые технологии невероятно дороги, сложны и наносят окружающей среде немалый урон.
Но Китай ещё с 1980-х смирился с этими недостатками. Именно в Поднебесной находится почти треть мировых запасов редкоземельных элементов. Большая их часть находится во Внутренней Монголии. С невероятным упорством Китай долгие годы вкладывал огромные средства в процесс добычи и производства редкоземельных металлов и в результате в 90-е годы вытеснили с позиций лидера США. А к 2010 году Поднебесная стала глобальным монополистом в этом вопросе и заняла 90% рынка редкоземельных.элементов.
И это положение дел вызывает большую тревогу на Западе. Все дело в том, что эти элементы используются очень широко - начиная с лазеров и волоконной оптики и заканчивая жесткими дисками на наших компьютерах и медицинскими сканерами. Это своего рода кирпичики сегодняшнего высокотехнологичного мира. Мало того, эти элементы также необходимы для производства современного оружия и поэтому являются обязательным условием военной мощи любого сильного государства. Для примера - в каждом самолете F-35 американского производства имеется порядка 420 кг. редкоземельных металлов.
Но самое главное, часть из этих 17 элементов крайне важны для победы грядущей зеленой революции, о которой так мечтают на Западе. Чтобы ископаемое топливо кануло в небытие, а эпоха нефти, газа и угля, закончилась раз и навсегда, необходимо на службу человечеству поставить как можно больше энергии ветра, которая позволит получить электричество для зарядки тех же легковых автомобилей, грузовиков и т.д. Но те самые ветровые турбины и электрокары работают на супермагнитах, и для их изготовления как раз необходимы неодим, самарий, диспрозий и празеодим.
И получается, что острый дефицит редкоземельных элементов в наше время способен нанести гораздо больше урона экономикам стран, чем нефтяные шоки 70-х годов. И Китай прекрасно осведомлен об этом, мало того он буквально в восторге от такой перспективы. Когда японцы в 2010 году задержали траулер КНР, шедший через спорную группу островов, Пекин запретил экспорт редкоземельных металлов в страну восходящего солнца и сохранял запрет до тех пор, пока японцы не отпустили судно. Когда через 10 лет Вашингтон предложили Тайваню оборонную сделку, Китай пригрозил производителю F-35 Lockheed Martin и прочим компаниям США прекращением своих поставок.
Сегодня мир понял, чем чревато господство Китая на этом рынке, и сейчас многие страны пытаются самостоятельно добывать редкоземельные металлы, что позволит им в перспективе отказаться от китайских поставок. Добычей активно занялась Америка, Австралия, Мьянма, Канада и иные государства. В Япония нашли большие залежи, правда находятся они на морском дне и добраться до них необычайно сложно. Турция тоже нашла собственную жилу, но на строительство необходимой инфраструктуры и наработки навыков и опыта уйдут долгие годы.
В настоящее время доля КНР на рынке редкоземельных металлов постепенно снижается, но по-прежнему составляет львиную долю рынка. По состоянию на 2020 год, это 60% от общемировой добычи и 87% от переработки. Сегодня крупные игроки, такие как США и страны Евросоюза, усердно работают над созданием новых цепочек поставок. Россия пока в этом вопросе явно не на лидирующих позициях и вероятно рассчитывает на то, что всё вернётся на круги своя. Чем это закончится посмотрим Западные шпионы любят говорить: "Россия — это буря, а Китай — это климатическое изменение". XXI век пока только набирает обороты и чем всё это закончится никому не известно. Будет жаль, если мир позволит редкоземельным металлам сделать с этим веком то же самое, что сделала нефть с XX столетием.
Мы в Telegram
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и оставляйте свои комментарии. Если у Вас есть возможность сделать пожертвование на развитие канала - то сделать это можно здесь.