Инфляция, безработица, жилищный кризис и рано или поздно рецессия. При текущем уровне инфляции в США на уровне 7,1% , росте процентных ставок и стоимости жилья многие американцы задаются вопросом, не надвигается ли рецессия.
Два экономиста обсудили данную ситуацию и многое другое в недавнем обширном и эксклюзивном интервью для The Conversation. Брайан Бланк — профессор финансов Университета штата Миссисипи, специализирующийся на изучении корпораций и их реакции на экономические спады. Родни Рамчаран — экономист Университета Южной Калифорнии, ранее занимавший должности в Федеральной резервной системе и Международном валютном фонде. Оба дали интервью Брайану Кио, заместителю управляющего редактора и старшему редактору отдела экономики и бизнеса The Conversation. Ниже приведены некоторые основные моменты обсуждения. Ответы были отредактированы для краткости.
Нас ждет рецессия в 2023 году?
Брайан Бланк: Большинство прогнозистов сходятся во мнении, что в середине следующего года наступит рецессия. Я немного более оптимистичен, чем этот консенсус. Люди уже несколько месяцев призывают к рецессии, и это, кажется, самая ожидаемая рецессия за всю историю наблюдений. Я думаю, что это может быть еще далеко. Балансы потребителей, по-прежнему, относительно сильны, сильнее, чем мы видели в большинстве периодов.
Я думаю, что рынок труда будет оставаться более горячим, чем люди ожидали. Прямо сейчас, за последние восемь месяцев, на рынке труда появилось больше рабочих мест, чем ожидалось, что является одним из самых сильных показателей за всю историю наблюдений. И я думаю, что пока потребительские балансы значительно не ослабнут, мы можем ожидать, что потребительские расходы, которые составляют самую большую часть экономики, будут продолжать быстро расти. Но это не означает, что рецессия не наступит. Скорее всего, она наступит где-то в будущем.
Родни Рамчаран: Действительно, да, есть вероятность, что экономика сократится в ближайшие девять месяцев. Президент Федерального резервного банка Нью-Йорка ожидает, что уровень безработицы вырастет с 3,5% в настоящее время до 4-5% в следующем году. И я думаю, что это будет соответствовать рецессии. С точки зрения того, насколько хуже это может быть, это будет зависеть от ряда вещей. Это может зависеть от того, согласится ли ФРС на более высокий уровень инфляции в среднесрочной перспективе или она намерена снизить уровень инфляции до 2%. Так что я думаю, что это компромисс.
Будет ли расти безработица?
Бланк: Безработица не сильно выросла, и, возможно, она поднимется где-то до 4%. Многие ожидают, что до четырех с половиной процентов. И я думаю, что это, безусловно, возможно. Но я не думаю, что она будет расти так быстро, как ожидают некоторые, отчасти потому, что до сих пор мы видели недостаточное участие рабочей силы. Пока больше людей не выйдет на рынок труда, я думаю, что рабочих мест будет много.
Каковы ваши взгляды на процентные ставки?
Рамчаран: Поскольку людям становится все труднее найти работу или получить работу, поскольку они начинают терять работу, я думаю, это снизит расходы. И мы видим это сейчас, когда стоимость заимствований резко возросла, и ФРС ожидает этого.
Ожидается, что ставка по федеральным фондам вырастет до 5% к следующему году. Если добавить еще пару пунктов из-за связанного с этим риска, то стоимость кредита для покупки дома потенциально может доходить до 8% для некоторых людей. А это может быть очень дорого.
Оборотной стороной этого для бизнеса является потенциальное замедление денежного потока. Если потребители не тратят, то доходов, от которых зависят инвестиции предприятий, может и не быть. Дополнительным элементом этой головоломки является то, что будут делать банки. Думаю, банки начнут сворачивать выдачу кредитов. Таким образом, процентные ставки не только повысятся для типичного потребителя и типичного бизнеса, но также вероятно, что они с большей вероятностью столкнутся с отказом в кредите, и поэтому вместе это должно начать замедлять расходы.
После резкого роста цен на жилье, что заставило их внезапно упасть?
Рамчаран: Когда ФРС понизила процентные ставки, по разным причинам произошло массовое перемещение населения. Они решили, что жилье было правильным вложением. И поэтому, когда 50 миллионов человек все вместе решают купить дома, предложение домов в краткосрочной перспективе разумно ограничено. И это привело к резкому росту цен на жилье и арендной платы.
За последние три месяца рынок жилья резко остыл. Сейчас мы видим, что цены на жилье начинают падать. Я полагаю, что в будущем охлаждение рынка жилья станет основной причиной замедления темпов инфляции и инвестиционных фондов недвижимости. Так что это положительно.
Наши недавние выборы только что изменили состав Конгресса. Как это повлияет на экономику?
Бланк: Конечно, когда у нас есть разделенный Конгресс, мы с меньшей вероятностью увидим решения, связанные с принятием законов, которые могли бы поддержать экономику. И я думаю, что Республиканская палата, вероятно, станет немного более консервативной в отношении расходов. И поэтому, если увидим спад, я думаю, с меньшей вероятностью увидим и закон, который мог бы помочь поддержать экономику, которая может в этом нуждаться. Это сделает работу Федеральной резервной системы более важной.
Насколько точны эти прогнозы?
Рамчаран: Я просто хочу быть осторожным здесь и сообщить вашим читателям, что мы делаем эти заявления, основанные на теории, потому что инфляция, которую мы сейчас переживаем, происходит из-за пандемии, и на самом деле нет никаких доказательств, нет данных, чтобы люди могли спросить: «Что происходит с экономикой после пандемии?» Этих данных не существует. Итак, мы пытаемся сопоставить данные, которые у нас есть, с теориями, которые у нас есть, но существует огромная полоса неопределенности в отношении того, что произойдет.
Д. БРАЙАН БЛАНК, доцент кафедры финансов Университета штата Миссисипи,
РОДНИ РАМЧАРАН, профессор финансов и экономики бизнеса в Университете Южной Калифорнии