Найти тему
Загадочный Север

Архангельские шуликоны - вариация святочных ряженых

С древних времен на Руси существовало такое явление как ряженые - обрядовое игровое переодевание связанное с сезонными праздниками и обрядовыми ритуалами. Одними из самых известных были ряженые Святок и Масленицы. Участие ряженых известно и в свадебном обряде. О ряженых известно из письменных источников XII века, где осуждалось языческое поведение с надеванием на себя «личины» и «скураты», а также участие в игрищах с «дьявольскими обличьями» и с косматыми козьими «харями». Эти действия квалифицировались как дьявольщина, а поведение, соответственно, как греховное. Со временем традиция ряженых сохранилась, а сами действия не только церковью, но и народом стали считаться как грех. По сообщениям этнографов XIX века далеко не все крестьяне охотно соглашались быть ряжеными, хотя это уже стало неотъемлемым игровым элементом народных гуляний. На Русском Севере некоторых ряженых называли шуликонами. Вероятнее всего, этот термин зародился в Подвинье - бассейн реки Северная Двина, а потом распространился на соседние регионы (Вологда, Вятка и т.д.) и с переселенцами проник в Поволжье и Сибирь. Своими действиями ряженые олицетворяли духов воды, которых в разных местностях называли: шулико́ны, шулику́ны, шили́куны, шолышны, шишки, шулики, а также, по мнению Л. Ивлевой, с названием "шулики" следует сближать и такой термин ряженья, как "кулики". Появление термина "шуликоны" не совсем понятно. Российский лингвист Д.К. Зеленин связывал его с тюркскими языками ("шулюк" - пиявка или из татарского "шульган" - злой дух, подводный царь), а вот советский лингвист Н.И. Толстой возводил этимологию этого термина к древне-славянскому слову шуй, что значит левый, плохой, нечистый. Интересно, но в Сибири шуликоны это ряженые в покойника. В этнографических материалах Ф. Зобнина говорится: «Шуликунами называются такие нарядчики, которые одеваются в белое (погребальное одеяние - авт.), на голову одевают остроконечный берестяной колпак, в рот вставляют репные зубы, лицо расписывают себе углем и белой глиной» (. Зобнин Ф. Список тобольских слов и выражений // Живая старина. 1899. Вып. 4. С. 517).

По народным поверьям духи шуликоны имели демонический характер своей сущности. Они относились к сезонным демонам, которые появлялись в канун праздника Рождества Христова из проруби реки или озера. Также их могла вытащить из проруби нерадивая хозяйка, которая в праздничные святые дни решит заняться домашней работой и будет полоскать белье в проруби. Покинув водную стихию эти демоны стремились попасть в какое-нибудь строение: избу, повить, сарай или баню. Шуликоны были своеобразными духами. Не смотря на то, что они являясь демонами воды, в народном представлении они изображаются с металлическими кольями и в остроконечных шапках, а иногда они могли появляться с горящими углями в железной сковороде. Порой даже могли ездить в ступах и на печи. Ростом шуликоны как маленькие дети, а изо рта пышет огонь. Одеты демоны в самотканые кафтаны, кушаки. В народе считалось что они являются неприкаянными душами умерших в святочный период некрещеных детей, поэтому они и появляются на Святки. Демонические духи могли нападать на пьяниц, кружа их и толкая в грязь, при этом не причиняли большого вреда (но могли и утопить). Могли напасть на женщин не почитающих праздник и на девиц затеявших гадание - слушание в пустом помещении. Одна крестьянка в Шенкурском уезде рассказывала: "Пришла с вецеру́ (девка, и говорит): "Пойду слушать на пови́ть", а на повити застукало: "На вилы заткну. На копыл насажу" (копыл - простейшая деревянная мотыга). Дефка с ума сошла, ума тронулась". А в другом месте этого же уезда мужик рассказывал, что его бабка лично видела в давние времена как демон бегал по улице в железной шапке со штыком на макушке и с горящими углями на сковороде и кричал "На кол дефку, на копыл парня" (Богатеев). Объяснение бесчинства этих духов в святочные дни было простым. Рожденный Иисус Христос до крещения не имел всей силы, что давало свободу для нечисти появляться от Рождества до праздника Крещения Господня (второе название Богоявление).

Во время святочных игр роль шуликон исполняли только взрослые: мужчины, женщины, а порой взрослые парни. Дети к роли шуликонов не привлекались. При этом этнографы отмечают, что особого рвения изображать нечисть у крестьян не было. Более того на Севере не использовали масок. Лицо мазали сажей и не более. Надеть маску животного считалось дьявольщиной. Если человек надевал маску, то он уже не просто в игровой форме изображал нечисть, а сам становился чертом. Из одежды использовали тулупы вывернутые на изнанку. При этом мужики могли надевать женскую одежду, а бабы - мужскую. На голову одевали остроконечные колпаки или шапки. В "звериные" одежды не надевались, но могли с собой носить самодельное чучело козы или другого животного. Действия ряженных зависели от артистизма участников, но в большинстве случаев всё сводилось к грубым шуткам и хулиганству. Не обходилось без горячительных напитков. Крестьяне хорошо осознавали роли, которые они играют и понимали, что связываются с грехом. По завершению периода праздничных гуляний, ряженые стремились смыть с себя грех лицедейства. Исповедь и причастие, окропление помещений святой водой и купание в проруби считалось достаточным для полного духовного очищения человека и защищали его от последствий общения с нечистыми силами. Также в Крещение Господне, когда совершается освящение воды, все крестьяне, независимо от того совершали греховные действия или нет, старались набрать в храме или в освященной иордани (крещенской проруби) святой воды и окропить все свои помещения: дом, двор, повить, хлев, сараи, амбары и бани изгоняя нечистых духов туда, откуда они пришли в этот мир. Ещё одним способом изгонять духов-шуликонов это было топтание. Вечером в канун Рождества Христова и в сам праздник весь молодежь и взрослые с радостью катались в санях на быстрых и сильных конях по округе своих поселений и конскими ногами затаптывали нечисть, изгоняя её из своей жизни.

В наше время традиции рождественских и богоявленских колядований вернулись. Вместе с ними возвратились и древние традиции ряженых. Сейчас этим занимаются и дети, а сами действия рассматриваются просто игрой - дань историческим традициям. Никто ни задумывается о сущности и мифической составляющей этих обрядов. То что для нас просто веселое провождение праздничных дней, которое предлагаются многими туристическими и культурными центрами, для наших предков имело совсем другое символическое значение и духовное наполнение.

Источники:

Богатырев П.Г. Верования великоруссов Шенкурского уезда [Архангельской губ.] (Из летней экскурсии 1916 г.) // Этнографическое обозрение. - 1916 (1918). - № 2-4. - С. 43-80.

Владыкина Т.Г. О финно-угорском и славянском в исторической динамике фольклорного пространства России // Народные культуры Русского Севера: Фольклорный энтитет этноса. Вып. 2: Матер. рос.-фин. симп. (г. Архангельск, 20–21 ноября 2003 г.) / Отв. ред. В. М. Гацак, Н. В. Дранникова. - Архангельск, 2004 С. 25-32

Ефименко Л.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / / Изв. ИОЛЕАиЭ. Т. XXX: Тр. этногр. отдела. Кн. V, вып. 1. М., 1877- С. 138.

Иевлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. - СПб., 1994. - С. 69-71

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., 1995. С. 394