21 сентября 1955 года на полигоне Новая Земля в бухте Черной губы Советским Союзом была испытана новейшие ядерное оружие, направленное на уничтожение корабельных соединений противника, военной техники и береговых сооружений. Это было первое советское подводное ядерное испытание и 1 сверхтяжелая торпеда, оснащенная ядерным Бальза рядом. Девятью годами ранее, летом 1946 года, Сша в рамках проекта под кодовым названием Перекресток провели ядерное испытание надводный и подводный взрыв Натали Бикини. Американские военные хотели изучить поражающие факторы ядерного взрыва на военные суда и подводной лодки. На это испытание было приглашено и советская делегация, в числе которых был ученый Мещеряков и руководитель специальной группы Мвд Александров. И хотя Советскому Союзу не были переданы данные о поражающих факторов ядерного взрыва, участники советской делегации были поражены увиденным. Американские военные преследовали две цели. Первое - это испытание новейшего оружия, а вторая - прямой намек советскому лидеру, кто является главной ядерной державой в мире. В этом же году советским руководством была поставлена задача создать противо - атомную защиту кораблей и провести ядерные испытания в морских условиях. Имеющийся на тот момент Семипалатинский полигон совсем не подходил для этих целей. Тогда было принято решение создать испытательный полигон на Новой Земле, которая находилась в отдалении от населенных пунктов. Место для подводных испытаний наметили в бухте Губы Черной, у которой был слабый водообмен с Баренцевым морем, а значит, выход радиоактивных веществ за пределы бухты ожидался небольшим. Советские ученые вынесли предложения создание сверхтяжелой торпеды, оснащенный ядерным зарядом, способным поражать корабли противника. Новая засекреченная разработка получила кодовое название T5. Ядерную начинку для торпеды создавали в Арзамасе 16 - 19 октября 1954 года и испытали на Семипалатинском полигоне. Испытания прошли неудачно. Взорвавшись, взрывчатое вещество не вызвало цепной реакции деления. В итоге вся испытательная площадка подверглась загрязнению радиоактивным плутонием. На его сбор отправились персонал полигона. За этим испытаниям наблюдал сам Курчатов, который видел, как над вышкой поднялось облако дыма, а вспышки не последовало. Возникла неловкая пауза. Все стояли сконфужены. Затем Курчатов произнес, что при экспериментальной отработки заряда.
Вполне вероятен отрицательный результат. Собравшись в комнате для переговоров, участники испытаний во главе с Курчатовым и министром среднего машиностроения Малышевым стали обсуждать случившееся по воспоминаниям академика, Евгений Онегин. А неожиданно в комнату вошел полковник госбезопасности и обратился к Малышу: Товарищ министр, если я правильно понимаю, произошел отказ. Правильно понимаете Разрешите начать следствия. Нам всем как-то нехорошо стало. Малышев не доживет до окончания следствия, он умрет от лучевой болезни после посещения полигона, на котором производились испытания первой советской термоядерной бомбы. Ровно через год на Семипалатинском полигоне прошли испытания нескольких усовершенствованных зарядов для торпеды. По итогам испытаний наиболее успешный заряд специалисты согласовали для торпеды T5. К этому времени полигон на Новой Земле был полностью построен. На строительство потратили 135 миллионов советских рублей. Глубина акваторий, где планировалось испытать ядерную торпеду, среднем составляла 35 метров, самая глубокая часть - 70 метров. На месте испытаний были расставлены корабли от 300 до 3000 метров от эпицентра, а также подводные лодки. На кораблях установили измерительную аппаратуру, а также разместили более 70 собак. Еще 25 собак находились на береговых объектах. К месту испытаний торпеда была доставлена в трюме тральщика. С него же с помощью специальных лебедок и И опустили воду вертикальном положении, зафиксировав на глубине 12 метров, оставив в подвешенном состоянии по дном тральщика. Перед самыми испытаниями неожиданно портится погода. Плотный туман окутывает всю акваторию и практически лишает возможности визуального наблюдения испытания. Операцию пришлось перенести 20 сентября. Начальник метеослужбы докладывают, что завтра, 21 числа, туман должен покинуть место проведения испытания. Утром следующего дня туман действительно начинает рассеиваться, после чего поступает команда о немедленном начале проведения испытаний. 8 часов утра ядерная начинка сверхтяжелой торпеды T5 была взорвана. мгновенно образовался в водяной султан чудовищных размеров, верхней части которого начала образовываться грибовидная шапка. Столб воды имел внутренняя ярко белое свечение, и казалось, что он застыл навсегда. Но затем огромные массы воды начали падать вниз. Наблюдатели почувствовали колебания. воздуха, а на поверхности заметили движение подводной ударной волны.
Как только облако от взрыва отнесло ветром от акватории, к эпицентру отправили военных, которые производили фотосъемку поврежденных кораблей, пока те не затонули в радиусе 400 метров. Корабли получили сильные повреждения, один из них сразу же затонул на расстоянии в 700 метров. Корабли также получили повреждения от ударной волны, а на удалении в одну тысячу триста метров наблюдались незначительные повреждения. Подводные лодки получили сильные повреждения на расстоянии в 500 метров и незначительные на расстоянии около километра. Военным руководством были сделаны выводы: корабли наиболее уязвим и если находится на близком друг от друга расстояние. При соблюдении противо - атомного ордера, когда дистанция между кораблями составляет не менее 1000 метров, ядерная торпеда не сможет потопить наступающую эскадру кораблей. В 1958 году торпеда T5 была принята на вооружение в Военно-морской флот. Их производили на заводе имени Кирова для Северного и Тихоокеанского флота. Но в конце 60-х годов производство сверхтяжелой торпеды T5s ядерной начинкой была остановлена по двум причинам. Первая - из-за сжатых сроков разработчики не успели усовершенствовать ходовые качества торпеды. Она по многим параметрам уступала уже стоявшим на вооружении торпеды. Второй причиной и наиболее главный бы а то, что на вооружение Военно-морского флота стали поступать автономные специальные боевые зарядное отделения для серийных моделей торпед, который и поставили точку в истории T5.