Один из важных приемов создания героя фэнтези – это прокачка героя. Увы, такое начало истории может быть провальным, если не соблюдать некоторые правила.
Второе провальное начало не менее распространено. Им может быть даже логичная и достоверная прокачка мира. Об этом и поговорим сегодня.
II. Прокачка мира
Мир фэнтези – это особый мир, который раскрывается читателю благодаря писательской фантазии. Когда и как его описывать?
Представьте: героиня проснулась в лесу или в доме в чужой кровати и частенько в чужом теле. Ну ещё и проблемы с памятью, чтобы жизнь медом не казалась. А дальше, понятное дело, нужны главы, где героиня постигает пространство вокруг себя, начинает что-то понимать о мире, знакомиться с обитателями, давая сразу оценку – это хорошие, это плохие.
Все бы ничего, но автор подробно описывает меблировку, одежду, еду и прочее вместо того, чтобы показывать эмоции попаданки. И в этом тоже недостоверность, поскольку героиня сначала испугалась бы, к примеру, а уж потом разглядела нюансы вышивки на ночной рубашке.
Если в попаданческом фэнтези такое еще хоть как-то оправдано, то совсем из ряда вон, когда герой в начале романа выступает гидом по фэнтезийному миру.
Автор заставляет героя путешествовать по дому, чтобы показать обустройство оного, потом отправляет его в город, чтобы показать читателю улицы, людей и нелюдей, затем по воле автора герой обязан посетить какое-то общественное учреждение – королевский дворец, питейное заведение, тюрьму, лавку на рынке и прочее.
В угоду читателю автор делает из героя экскурсовода по миру, вынуждая «рассказывать» обо всем вокруг, о том, о чем герой знает с детства.
Еще одна минусовая «фишка» прокачки мира: автор подробно рассказывает о мире соответственно поджанру. Ну как же? В славянском фэнтези надо обязательно поведать о слюдяных окошках, теремах, резной мебели, лаптях, кислых щах и прочем.
Свои наборы сеттинга, кочующие из книги в книгу, имеют сказочные фэнтези, средневековые, вампирские, городские и т.д.
Итак, автор считает, что от обрисовки мира никуда не деться: герой обязан его понять, потому что без понимания – где же оказался и что происходит вокруг – не сможет действовать. А читатель ничего не поймет, если ему не дать представления о мире.
В результате на это уходит куча времени (страниц). Мало у кого из подобных авторов хватает фантазии кинуть героя в приключения без, так сказать, предварительной долгой рекогносцировки.
Нужна ли такая глубокая разведка? Или все же лучше показывать мир опосредованно, в обстоятельствах?
Что плохо от слова «совсем» и как это исправить
► Кропотливая детализация
Представьте: роман начинается с того, что героиня (попаданка, любая другая) вынуждена бежать от главзлодея. И вот она мчится по мрачному, едва освещенному факелами коридору замка и по пути замечает, кто изображен на картинах или гобеленах, мгновенно отличает бархат от велюра диванчиков и пуфиков, оценивает качество сувениров, тут и там стоящих в нишах (прихватывая парочку из золота себе на выживание), тут же определяет звуки бряцания оружием, сигналы сторожевого колокола, издалека различает и успевает скрыться от стража, воина, хотя доспехов даже в музее не видела и т.д.
Детализация нужна тогда, когда у героя есть время, чтобы что-то разглядеть. В другом случае она недостоверна.
► Рояли по кустам
Как ни странно, но рояли возникают и в прокачке мира.
Двойное дно у сундука? Да не может быть!
Горящий факел на третьем километре подземелья? Герою стоит насторожиться, а не радоваться.
Окна не открываются, а двери не запираются? Вы серьезно?!
Синенькие ягоды в лесу однозначно съедобны? Ну-ну…
Да, «рояли» иногда возможны, но не такие, которые вставлены в повествование без всякой логики. Герой может случайно найти схрон в сундуке, ну пусть хотя бы будет трудно его открыть, пусть он рискует, чтобы получить нужное.
Важны обоснования даже, на первый взгляд, недостоверных атрибутов мира. Горящий факел там, где его попросту не может быть, вполне можно объяснить «долгим» магическим заклинанием, о чем герой должен предварительно знать.
Ну вот попробуйте объяснить, почему в вашем мире двери на запираются? А этот «рояльчик» я встречаю в каждом втором фэнтези.
► Кочующий антураж, атрибуты мира
Как я уже говорил, существуют надоевшие всем «наборы» о разных фэнтезийных мирах. Некоторые авторы стараются таким образом передать особенности жанра, поджанра фэнтези.
Что тут можно сделать? Показывать что-то оригинальное, малоизвестное, скажем, о том же славянском, сказочном, вампирском и т.д. мире. Для этого надо читать не только фэнтези этого же поджанра, уходить от канонов, «наборов», использовать аналогию и другие приемы.
Строгое здание взаправду оказалось деловым центром, набитым офисами под завязку. Длинные узкие коридоры устланы красными дорожками, тянулись без счета массивные дубовые двери с золотыми ручками и табличками в золотых рамочках: простоту интерьера скрывали дорогие материалы. Марк невольно притих, спросил шепотом:
– Тимоша, ты уверен, что нас примут?
– Примут, – небрежно бросил кот. – Для этого они и нужны – слуги народа.
Они поднялись на второй этаж и подошли к двери, на которой кривовато висела представительная табличка:
Министр непроложенных дорог сообщения
Колобок Раймонд Иоанн ибн Хаттаб.
– Колобок… кто?! – вытаращил глаза маркиз.
– Он ведь сирота, – объяснил кот, – а на таком посту нельзя без фамилии, несолидно, вот Колобок и взял псевдоним.
– Я понимаю, но почему такая?!
– Какая? Правильная фамилия – показывает лояльное отношение министра к разным народам. (А. Ладо)
► Типичность
Однако типичность – нормальный способ показа мира, если им правильно пользоваться. Можно посмотреть на привычное, всем известное новым взглядом, с другой точки зрения.
Ладно-ладно, не буду мучить вас вопросом – видели ли вы сами, как используется слюда вместо стекол? Герой-попаданец может не сразу догадаться, что он видит.
Можно «разбавить» типичное интересными деталями, образами.
Вскоре они свернули в проулок и через пару шагов вышли на широкую площадь, со всех сторон окаймленную домами.
Впереди возвышался дворец Светозара.
Марк окончательно потерял дар речи.
Дворец окружала невысокая стена из оранжевого кирпича с бойницами, дверками и воротами, рядом длинные клумбы с цветами, березы и рябины. За стеной многоярусные белокипенные палаты с вычурной резьбой по камню. Каждый ярус отделен узорчатой желтой полосой, окна и порталы украшены изображениями цветов, птиц, диковинных животных. А на самом верху море синих, бирюзовых, красных куполов, опоясанных золотыми, серебряными и зеркальными спиралями. И в самом небе океан разноцветных флажков, флагов, вымпелов.
В центре площади, словно зернышко мака на ладони, красовалось небольшое строение, сложенное из каменных блоков, похожее на мавзолей. Ко входу тянулась небольшая очередь.
– Что это? – спросил Марк.
– Усыпальница, – ответил гид-кот.
– А кто же в ней… э… усыпает?
– Известно кто – спящая царевна, двести лет уже спит.
– Не мертвая?!
– Ну что ты, – заверил кот, – дрыхнет! Просто время еще не пришло для пробуждающего поцелуя, а когда придет – никто не ведает. (А. Ладо)
► Помним, что герой – не экскурсовод!
Важно, от чьего лица идет повествование. Хорошо, когда от третьего, и автор спокойно может описывать все, что угодно. От первого – сложнее. Тут часто возникают ошибки под общим названием «глаз на затылке», когда герой видит то, чего не может видеть в конкретный момент.
Я шел по дороге, которая заканчивалась у подножия высокой горы. Слева белела березовая роща, справа тянулись пшеничные поля. Далеко позади прямо по будущему урожаю мчался всадник… (если о том, что позади поля, герой еще может сказать, то всадника он, конечно, не видит).
► Эмоциональное восприятие мира героем, персонажем
Часто бывает так, что герой перестает удивляться миру, в который, к примеру, попал. А ведь он вряд ли быстро привыкнет ко всему. Эмоции никуда не денутся, и об этом не стоит забывать. Что-то его может восхищать, что-то – раздражать, во всяком случае, равнодушным герой не будет никогда.
Итак, показывать мир хорошо как фон, как среду, в которой органично существует герой и происходит действие.
Я еще расскажу как-нибудь о сеттинге подробно, а далее нас ждет третье провальное начало (а может, и первое по значимости, по распространенности).
Все статьи в подборке "Пишем книгу"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература