Найти в Дзене
Отечество

Секретная миссия Сталина, Тегеран 43: Самолёты с вождём все потеряли, а они ушли в Иран

В июне 1943 года маршал авиации Голованов собрал у себя в Москве лётчиков, штурманов, радистов, борттехников из АДД. Причём тех, кто до войны работал в Аэрофлоте.

Никто не знал в чём дело. Из собравшихся сформировали экипажи и отправили в Ташкент, принимать новенькие самолёты Ли-2.

Пилоты зашли внутрь машин и ахнули. Пассажирские сиденья с белоснежными чехлами, ковровые дорожки, шёлковые занавески на окнах.

Облетали самолёты, всё проверили, вернулись в Москву. Всех предупредили о неразглашении сведений. Велели готовиться к дальнему перелёту.

Но пока суть да дело, новенькие Ли-2 опломбировали, поставили на секретный аэродром и закрыли чехлами.

А экипажи заняли делом. Они облётывали штурманов, вели занятия с лётным составом АДД.

И вот уже в ноябре команда на сбор.

Снова маршал Голованов, говорит своим пилотам, что возможно, будет перелёт в Америку через Сибирь и Аляску. Все задумались, дорога дальняя.

И в тот же вечер все экипажи привезли в какое то ателье. Там их одели в шинели генеральского сукна, кожаные перчатки на меху дали и даже носовые платки. Обмундирование всё новенькое, с иголочки.

Все поняли, придётся лететь в Америку.

23 ноября приказ вылетать с Центрального аэродрома Москвы. Там автобус подвёз к самолётам штурманов. У тех загадочный вид.

Пассажиров нет, а уже команда на взлёт. Курс 145, пилоты спрашивают, когда разворот, ведь в Америку курс 90, на восток.

Но штурманы говорят так и надо лететь. Лётчики смотрят их карты. Так и есть, курс 145, от Москвы на Сталинград, девятьсот километров. Больше на карте ничего нет.

Летят, пилоты недоумевают, но штурману виднее, куда лететь.

Приходит радиограмма, требуют сообщить местонахождение. Пилоты отдают бланк с полученным сообщением штурманам.

Те считают что то по карте и пишут на бланке ответ, что прошли Ковров. Лётчики во всех самолётах пучат глаза, как так, ведь под ними Ряжск. Но штурманы ничего не поясняют, говорят, что так надо.

На подходе к Сталинграду штурманы вновь сообщают о местонахождении, дескать, прошли Чебоксары.

Ночуют в Сталинграде. Оттуда идут на Баку.

Все экипажи живут в шикарной гостинице, но выходить нельзя, звонить никому нельзя.

На второй день начали вызывать экипажи. Увозят на аэродром один, другой, и наконец, становится ясно, что летят все в Тегеран.

Тут же появляются пассажиры. Все семь Ли-2 заполняются и уходят на взлёт.

В Тегеране снова гостиница, экипажи отдельно размещены. Утром просыпаются, им сообщают, что пришёл казначей, выдаёт местные деньги.

Радист и бортмеханик одного экипажа убегают в местную парикмахерскую, побриться и подстричься.

Приходят обратно, радист сообщает остальным, что они привезли в  Тегеран Сталина. Над ним смеются, что ты, за Сталиным в очереди стоял в парикмахерской, разговорились, ага.

Радист говорит, что в парикмахерской висят три портрета Сталин, Черчилль, Рузвельт. Встреча Большой Тройки в Тегеране.

Все понимают, что привезли советскую делегацию на переговоры в Иран.

Время возвращаться. Самолёты идут в Баку, здесь пассажиры пересаживаются на поезд, Ли-2 пустые летят в столицу.

На Центральном аэродроме моторист говорит экипажу самолёта, что прилетел первым, дескать, им повезло, а остальные шесть самолётов сгинули в Сибири.

Оказывается, была информация принять семь Ли-2 на сибирских трассах, а они пропали. Их искали целую неделю в лесах и снегах Урала и Сибири.

И только через три дня было официально сообщено, что Сталин летал в Тегеран. Вот тогда экипажи и смогли рассказать, где они были.