Найти тему
Совсем другая история

Победная борода товарища Пэнэжко

Былинный богатырь на танке-малютке, его странный обет и сувениры из необыкновенной бороды.

На диораме Белгородского музея "Курская битва. Белгородское направление" внимательный посетитель может заметить очень колоритного персонажа:

-2

В дыму и зловещих отблесках пламени из люка танка выглядывает... былинный богатырь с окладистой бородой? По крайней мере, именно такая ассоциация возникает у многих, кто впервые видит изображение Героя Советского Союза Григория Ивановича Пэнэжко*.

Богатырь-то, может, и не богатырь. Но личность - воистину необыкновенная. И дело не только в знатной бороде.

О ратных подвигах Пэнэжко не грезил. Простой парень из некогда зажиточной, но разорённой в Гражданскую войну крестьянской семьи, родом из-под нынешней Волновахи. Подростком трудился на руднике, чтобы помочь родителям. Потом выучился на ветеринара. Правда, поработать по специальности толком не успел - в СССР как раз активно шла механизация войск, и стране были очень нужны спецы для обслуживания новой техники. Так что юный Гриша по комсомольской путёвке вошёл в двери Ленинградского танко-технического училища, чтобы через три года выйти из них уже техником-лейтенантом Г.И. Пэнэжко. Его тут же забрали военпредом на машиностроительный завод в Одессу.

Работа у Пэнэжко была понятная и не особенно воинственная - нужно было принимать танки на заводе и транспортировать в войсковые части. 22 июня 1941 года Григорий Иванович этим и занимался - сопровождал роту плавающих "малюток" Т-37А под Перемышль.

Т-37А на маневрах в Крыму, 1940 год
Т-37А на маневрах в Крыму, 1940 год

О том, что началась война, Пэнэжко не знал. Когда на рассвете на горизонте показался Перемышль, Георгий Иванович как раз добродушно планировал своё ближайшее будущее: за пару часов уложиться со сдачей танкеток, потом быстренько вернуться в Одессу, а оттуда - сразу же в Москву. Дела студенческие: Пэнэжко в это время заочно учился в Бронетанковой академии, и подходило время зачётной сессии. Колонна неторопливо катилась по шоссе, начинало пригревать солнышко... День обещал быть прекрасным.

И вдруг размышления молодого человека прервало странное завывание. Моторы? Где? Над головой?!

"Немецкие самолёты! Я такие в Финляндии видел!" - крикнул кто-то в колонне.

Тут же со стороны Перемышля донёсся взрыв.

"Война!"

Григорий Иванович Пэнэжко
Григорий Иванович Пэнэжко

Времени на раздумья не было. Пэнэжко махнул рукой - "делай, как я" - и быстро увёл колонну с шоссе Львов-Перемышль в поле, в высокую рожь. "Малютку" Т-37А высокие колосья скрывали почти полностью. Танкетки припустили во всю прыть, на которую были способны. Только бы успеть добраться до части!

Успели. Командир дивизии, выслушав доклад бодрый доклад Пэнэжко о происшествии, усмехнулся - молодец парень! Ну а раз такой шустрый, то бери своих "малюток" и вперёд, прикрывать развёртывание полков. Будешь командиром роты.

Григорий Иванович Пэнэжко
Григорий Иванович Пэнэжко

Так для Григория Ивановича началась война - и не прекращалась до самой Победы. Битва за Дубно-Луцк-Броды, оборона Одессы, оборона Севастополя, Курская битва (в том числе знаменитая Прохоровка), освобождение Кировограда. При этом, что называется, "заговорённым" Пэнэжко не был - ранения он получал не раз. Особенно "повезло" у села Карловка под Кировоградом - осколками снарядов ему раздробило ногу, пробило грудь, разорвало диафрагму и лёгкое, задело сердце. Но экипаж сумел вывести танк из окружения и доставить командира к медикам. Полгода в эвакогоспитале, несколько сложных операций... От Пэнэжко не скрывали, что он "отвоевался", что медкомиссия его "спишет". Так что Григорий Иванович не стал дожидаться освидетельствования и сбежал - в свою же часть, которая в это время воевала в Прибалтике. А через пару месяцев, в сентябре 1944, ему присвоили звание Героя Советского Союза, вручили Орден Ленина и "Золотую звезду" - между прочим, уже во второй раз. Неплохо для негодного, не правда ли?

На счету Пэнэжко Орден Отечественной войны II степени, два Ордена Красной Звезды, два звания Героя Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда»), медаль «За боевые заслуги», Орден Красной Звезды, Орден Красного Знамени, Медаль «За оборону Одессы», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

А с бородой история вышла простая. В первые дни войны Григорий Иванович в присутствии однополчан пообещал, что не будет бриться до самой Победы**. Сказано - сделано: за четыре года Пэнэжко обзавёлся роскошной бородой до пояса. А после парада 24 июня 1945 года он отправился в парикмахерскую гостиницы "Москва" и попрощался с растительностью. Говорят, бороду разобрали на сувениры сослуживцы героического танкиста 😁

Григорий Иванович Пэнэжко без бороды
Григорий Иванович Пэнэжко без бороды

...

ПРИМЕЧАНИЕ:

*В литературе советского периода фамилию Григория Ивановича чаще писали как "Пенежко". Но в наградных документах он указан как "Пэнэжко".

**После войны Пэнэжко написал книгу "Записки советского офицера". В неё не рассказывается о том, почему Григорию Ивановичу пришло в голову дать такой странный и непрактичный для фронтовых условий обет. Зато там есть эпизод, который, возможно, мог бы косвенно это объяснить:

"Мы с Кривулей сидим в танке, закрыв люки и включив боковой плафон. Кривуля бреется, стараясь разглядеть себя в узеньком металлическом зеркале триплекса, в которое вмещается только одна четверть лица, а я ожидаю своей очереди. После меня этой же бритвой должны побриться ещё два экипажа, а пока они меняют бельё, подшивают воротнички".

Кто знает - может, Пэнэжко так впечатлила перспектива делить одну бритву с толпой однополчан, что он предпочёл не бриться вовсе? 😅