Да, я считаю именно так: Foo Fighters - последняя группа, которую я отношу к классическому року, судя по тому, какой мощный и сложный музыкальный путь она прошла, чего она достигла и в какого гиганта превратилась, безусловно, благодаря её бессменному "начальнику", который у меня входит в двадцатку в личном рейтинге самых значимых людей в музыке, а за последние два десятилетия он определённо для меня самая значимая личность.
Я не буду подробно описывать жизнь и судьбу Грола. К тому же в 21 году вышла его автобиографическая книга, которую я ещё к своему позору не приобрёл и не прочёл. А потому просто расскажу, за что я уважаю этого человека.
1. От панка до классика
Грол прошёл невероятный творческий путь через безбашенную панковскую юность и участие в куче групп в качестве певца и гитариста, начиная со школьных времён, через статус одного из величайших барабанщиков в составе Nirvana
к умудрённому опытом разностороннему лидеру группы Foo Fighters, по праву получившей статус живых классиков и ставшую в одну линию со многими величайшими коллективами.
2. Редко кто так в музыкальной истории добивался своей цели
Дэйв смог совершить редчайшую в музыкальной индустрии вещь: создать с нуля новый музыкальный коллектив и не остаться, при этом, в тени культовой группы, из которой вышел. Ни в тени, ни в статусе "нисходящей" группы. То есть, по отношению к Nirvana. Даже в статусе "семейства нирвановых" Foo Fighters уже давно не числятся. Гигантский респект ему за то, сколько он усилий и терпения приложил для того, чтобы сначала просто взяться и начать записывать собственные песни, а потом добиться признания своей новой группы.
После смерти Курта Кобейна у Грола было огромное количество предложений от других именитых групп (даже в Tom Petty & The Heartbreakers поиграл немного), и каждое из них могло стать самым лёгким и простым способом продолжить свою карьеру, продолжить зарабатывать большие деньги, совершенствоваться и, при этом, поддерживать свой статус именитого барабанщика. Но Грол предпочёл в 1994-м году записать самостоятельно и в одиночку все свои песни и разослать их лейблам, отказавшись от всех соблазнительных предложений.
Следующим сложным этапом стало принятие новой группы публикой. Когда внезапно песни Грола заинтересовали лейблы, когда он собрал коллектив для гастролей по первому альбому, включая бывшего сессионного гитариста Nirvana Пэта Смира, который потом станет верным соратником Грола по группе, выяснилось, что публика ждала от Дэйва и компании переработку песен Nirvana на концертах, памятуя, что Грол и сам как-то записал лёгкую тему, попавшую на би-сайд последнего альбома Нирваны, да она даже была не в гранжевой стилистике:
Но Грол не сдавался, к неудовольству фанатов Нирваны. Группа упорно гастролировала, начала снимать свои фирменные клипы с большой долей юмора и весёлыми сюжетами.
Жанр песен был не особо и гранж. Именно Грол и компания стали по факту у руля нового нисходящего жанра "постгранж", который стал таким мягким, мелодичным и расплывчатым вариантом старого жёсткого и мрачного гранжа. Грол ещё только совершенствовался как автор. Его знаменитая мелодичность, которая станет визитной карточкой звучания Foo Fighters, ещё впереди.
Лишь после второго альбома 97 года "The Colour And The Shape" Foo Fighters начали потихоньку закрепляться в качестве постоянного резидента MTV, что опять-таки сделало очередной барьер для Дэйва Грола. К статусу "группы бывшего барабанщика Nirvana" добавился ещё и статус "эмтивишной группы", что сложило в будущем очередной не очень приятный стереотип у Foo Fighters. Звучание 2-го альбома плюс стало на самом деле достаточно коммерческим, в чём-то поп-панковским (как раз тогда начался подъём этого "попсового" варианта панк-рока).
Но Дэйв Грол и это преодолел. При том, что к третьему альбому "There Is Nothing Lest To Lose" (о котором, кстати, у меня как-то статья была)
на него ещё свалились проблемы в виде чехарды с составом команды. Записывали 3-й альбом они вообще втроём.
Однако именно во время записи третьего альбома и гастролей по нему все старания и пережитые проблемы Дэйва были вознаграждены: с ним остался верный басист Нэйт Менделл (который и поныне с ним играет, единственный участник с первого состава группы), у него появился постоянный барабанщик, в будущем лучший друг и вторая по сути движущая сила в группе - барабанщик Тэйлор Хокинс (к сожалению, скончавшийся в 2022 году...). Закрепил успех и стабильность приход уже после записи альбома последнего музыканта, составившего костяк группы фактически до нашего времени - лидер-гитарист Крис Шиффлетт.
Принятие обществом новой сильной и независимой команды подтвердила победа третьего альбома на Грэмми в номинации "лучший рок-альбом". На самом деле: в третьей пластинке фактически "устаканился" звук FF, мелодика музыки Грола приобрела свою истинную прелесть. С тех пор Foo Fighters больше 10 лет почти никогда не выпускали из рук статуэтку за победу эту номинации.
И вот тогда только, в таком составе Foo Fighters записала 4-й альбом "One By One", в 2002 году, который по звучанию стал гораздо большим, чем постгранж.
И статус "группы бывшего баранщика Nirvana" канул в лету. MTV перестала быть главной ассоциацией с творчеством группы. Дэйв Грол за 7-8 лет добился своего.
И разве его это остановило? Пусть в 2005-м году их альбом "In Your Honor" проиграл "рок-альбом" команде Red Hot Chili Peppers, но эту пластинку уже нельзя было не то, что к постгранжу относить.
Звучание стало более многогранным, богатым в аранжировочном смысле, в разной стилистике, Грол сильно увлёкся акустическими экспериментами.
А зато в 2007 году новый альбом "Echoes, Silent, Patience And Grace" вновь сорвал Грэмми (и это мой любимый альбом FF, к слову - в музыке песен на нём можно услышать большое влияние ретро-рок-жанров и мотивов 60-х и 70-х годов - команда стала на самом деле приобретать статус "классических рокеров").
В этом старом посте у меня был раздел про этот альбом:
Дэйв Грол, который всю жизнь был поклонником Джона Бонэма из Led Zeppelin, благодаря которому он и решился стать ударником, всю жизнь мечтал сесть за барабаны Led Zeppelin взамен погибшего кумира. И нет ведь ничего невозможного. Просто как-то в 2008 году он сказал: группа Foo Fighters соберёт стадион Wembley! И собрала! Это была следующая ступень! А в процессе грандиозного концерта на сцену вышли Джими Пейдж с Джоном Полом Джонсом, осуществив мечту Грола:
Именно тогда Дэйва и его группу фактически "приняли в ряды своих" многие именитые классические рокеры, с ним подружился и Пол МакКартни, приглашавший Грола играть на свой День Рождения.
С тех пор, с началом 2010-х годов Foo Fighters полноправно стали иметь статус гигантов и монстров, которых любят и ценят многие именитые рок-звёзды. Несмотря на то, что последнюю "постоянную" Грэмми-статуэтку за рок-альбом они получили только за альбом 2011 года.
После этого уже подтверждать ничего не нужно было. Группа себе заработала честное громкое имя. Уже как ветераны они вновь срубили "лучший рок-альбом" за свою на данный момент последнюю полноценную работу 2021 года "Medicine At Midnight", в котором последний раз перед смертью принял участие Тэйлор Хокинс.
Но, что самое главное. При таком упорстве, при таком труде, который Грол проделал, по нему совершенно не видно, что он как-то устал и что он изнурён. Ведь Грол до сих пор в свои пятьдесят четыре года всё такой же весёлый, шутливый, дурашливый, великолепный шоу-мен на концертах, который парой смешных фраз и, скорчив рожу, может вогнать в бешеный позитив всю толпу фанатов.
Чего говорить, это можно понять не только по концертным выступлениям, но и по его безумной фантазии, которая отличным образом вылилась в несколько отличных фильмов про Foo Fighters или с участием Foo Fighters. У меня был как-то отзыв на последний с ними фильм-ужасов с чёрным юмором по сценарию самого Грола:
При своём статусе Грол не гнушается всегда помогать своим друзьям-музыкантам и на протяжении своей карьеры часто принимал участие на альбомах и в турах других хороших групп. К примеру, в начале 2000-х годов он шикарным образом оттарабанил у группы Queen Of The Stone Age, моя любимая песня этой команды как раз при его участии была записана:
И вообще Джош Хомм с Гролом всегда дружили. Чего стоит их шикарная супергруппа при участии самого Джона Пола Джонса из Led Zeppelin!
А вообще, конечно, срочно читать книгу Грола! Дэйв - ты мой кумир! Я очень рад, что когда-то один разок видел тебя живьём - моя мечта состоялась. Но каким образом это получилось, я как-нибудь отдельно это поведаю)
Напоследок одно из самых последних знаковых видео Foo Fighters, кульминационный момент концерта памяти их погибшего барабанщика Тэйлора Хокинса в 2022 году на стадионе Уэмбли: исполнение песни вместе с юным сыном Тэйлора Шоном.
Другие статьи про Foo Fighters:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.