Обязаны сразу же предупредить: анимационная лента «Однажды ночью в одном городе» (2007) понравится далеко не всем. Даже если вы любите чехословацкие мультики, которые давно уже стали своего рода брендовым явлением.
Однако именно в указанном случае проект проникнут минорными интонациями, более присущими не чешским пивным и традиции Швейка, но потусторонней Праге, в которой обитали Франц Кафка и Густав Майринк. По этой причине мультфильм нельзя назвать радующим, но, тем не менее, любителям мрачного жанра он может понравиться.
Говорящим является уже его называние, отсылающее к обезличенной традиции криминальных фильмов: «Однажды в Америке» и т.д. Несмотря на то, что город, где происходит странное действие трех частей, «безымянный», в нём узнается чешская столица. Более того, конкретный район - рабочие кварталы Жижкова.
Наверное, самой безобидной обнаруживает себя вторая часть, посвященная странной дружбе постоянно издающего хлюпающие звуки карпа и говорящего почти с русским акцентом яблоневого дерева. Тут важна тема смены сезонов, которая никак не может сказаться на искренних «человеческих» отношениях.
Самым мрачным, безусловно, подано начало фильма. Оно являет взору зрителя обитателей одного сумрачного дома. Не удивлюсь, если снаружи он был покрашен в желтый цвет, так как жители представляют собой исключительную коллекцию всевозможных девиаций.
Впрочем, почти у всех них есть одна отличительная черта – тяготение к мертвому, и пренебрежение всем действительно живым. Ярче всего это видно на примере мелкого клерка, который на досуге устраивает образцовые выступления некроцирка с убитыми насекомыми в качестве участников показа.
Аналогичную тему мы можем видеть в квартире похоронных дел мастера, специализирующемся на «проводах» домашних питомцев. Причем скорбь по поводу их кончины для многих более важна, нежели забота пока животные были ещё живы. В какой-то момент начинаешь не на шутку беспокоиться за жизнь испуганно лающего мопса.
Впрочем, весьма возможно - этот дом мог быть галлюцинацией писателя, который вынюхал подозрительный белый порошок вместе с вездесущими муравьями (получились в буквальном смысле слова «тараканы в голове»). И ему только мерещатся мнимые охотники и странные танцоры, выступающие перед девочками-подростками.
Самой оригинальной представляется финальная часть, которая густо замешана на творчестве Винсента Ван Гога. В какой-то момент оживает его картина «Ночное кафе», которая по одной из версий послужила источником для вдохновения Эдварда Хоппера, создавшего в 1941 году легендарное нуарное полотно «Полуночники».
Впрочем, к Ван Гогу вас подводят в высшей мере остроумно, через переживания уличного музыканта, которому намекнули, что, де, у тебя нет слуха. И тот в приступе отчаяния пришил себе чужое ухо. Как вы можете догадаться, это было «легендарное ухо Ван Гога».
То, что желания не всегда исполняются так, как нам хотелось бы (жаждал быть музыкантом - стал художником), показывает также эпизод с гуляками, которые нашли бутылку с джином. Не напитком, но сказочным существом, якобы говорящем: «Слушаюсь и повинуюсь». Ещё один довод в пользу того, что надо быть либо точнее, либо осторожнее в своих желаниях.