В Кировском районном суде Саратова прокуратуре не выделили достаточно времени на подготовку прений по делу об использовании заведомо подложного документа, в котором обвиняемым является развенчанный олигарх Сергей Курихин. Во время вчерашнего заседания царила обстановка, показывающая, что судья Александр Солодовников благосклонен к подсудимому, между ними была заметна симпатия. К гособвинению, напротив, была выработана позиция – отказать во всем: в ходатайствах, в представлении новых документов. Создалось впечатление, что судья уже всё решил, не хочет дальше вести процесс и никакие другие доводы ему не интересны.
В ходе заседания выяснилось, что акт, составленный бывший полицейским Давыдовым, содержал недостоверные сведения о том, что хозяин присутствовал при проведении проверки и о размере сейфа, который существенно влияет на количество оружия, которое в нем можно разместить. Помимо этого, в акте указаны, вероятно, ложные сведения о наличии в сейфе оружия и его количестве. Ознакомившись с актом, Курихин не мог не видеть, что сведения не соответствуют действительности. Сам подсудимый признался, что даже не ознакомился с протоколами (и в Волжском районе, и в Усть-Курдюме), однако же поставил свою подпись. Более того, Курихин фактически признался в совершении административного нарушения. При перерегистрации оружия владелец должен предоставить сведения об этом в течение 14 дней, однако подсудимый обратился в специализированный орган лишь спустя 8 месяцев.
Гособвинение также приобщило к делу декларации о доходах Курихина как бывшего депутата областной думы за 2019 и 2020 год, что является основным доводом прокуратуры. Дом в селе Усть-Курдюм (где проводилась проверка второго сейфа) в сведениях не указывался, хотя здание находилось в его пользовании. Эта информация оказалась не отражена в отчете, что и стало одним из поводов для лишения Курихина депутатских полномочий. Указанное обстоятельство и могло стать мотивом для предоставления, предположительно, подложного акта об оружии (что оно по месту прописки – на Лермонтова) с целью скрыть использование им дома. Притом раньше Сергей Курихин неоднократно говорил о том, что в Усть-Курдюме проживал, но теперь он начал утверждать, что там не жил и оружие там не хранил.
Приглашенный специалист из Росгвардии, в обязанности которого входит обеспечение сохранности оружия, сообщил, что тот сейф на Лермонтова не может уместить все 9 единиц оружия, которые у подсудимого имелись. Причем оружие проверялось, и, исходя из сведений протокола, оно имелось в наличии.
***
На заседании в большинстве ходатайств государственному обвинителю отказали. Так, например, сначала суд не принял запрос на приглашение следователя в качестве эксперта. Гособвинитель Андрей Сухоручкин сказал, что эксперт может пояснить, каким образом организована практика принятия документов, ведь по своим обязанностям он занимается непосредственно этим. Он отметил, что ранее допрашивались сотрудники, которые имели отношение лишь к оформлению документов, поэтому необходимость мнения эксперта обоснована. Несмотря на это, сначала гособвинению отказали, объяснив это «затягиванием процесса». Однако вскоре эксперт оперативно прибыл во время обеденного перерыва (который с трудом предоставили на 20 минут), и ходатайство повторили.
«Почему такая скорость решения? Чем обусловлена такая спешка? Мы должны устанавливать истину. Я даже в случае второго заседания организовал участие другого сотрудника для того, чтобы поучаствовать здесь. С нашей стороны никакого затягивания нет. Попросили перерыв, чтобы обеспечить явку свидетеля», - сказал Андрей Сухоручкин.
Фактическим цирком обернулись прения сторон. Гособвинению для того, чтобы сформулировать позицию, провести анализ, представить все в печатном виде (как этого требует приказ генерального прокурора РФ), дали лишь один час. Причем представителей защиты приходилось практически выгонять из зала, в котором гособвинению позволили подготавливаться. Все это сопровождалось колкостями со стороны адвокатов, которые хотели «позволить» попользоваться их техникой – ноутбуком, принтером и другим. Вместо того, чтобы в нормальной обстановке изготовить необходимые документы в служебном кабинете, прокуратуре предоставили крайне ограниченное время. Хотя его было, как оказалось, предостаточно, ведь продолжение заседания по итогу перенесли на 12 января.
***
Отдельно можно сказать про давление со стороны журналистов «Взгляда-инфо», которых было двое (а фактически трое – с учетом того, что Сергей Курихин является заместителем главного редактора, хотя по факту он издатель). Они старались не отпускать из виду прокуроров, снимали их на телефон, всегда находились рядом, возможно, подслушивали разговоры, подставляли телефоны и камеры. Из-за этого представителям надзорного ведомства, подверженным психологическому давлению, приходилось чуть ли не перешептываться.
Что касается судьи, то гособвинитель Андрей Сухоручкин считает его поведение не совсем правильным. Например, на предыдущем заседании прокурор сообщил, что 27 декабря он будет занят другим судебным процессом в областном суде. Однако это посчитали совершенно неважным обстоятельством. На то заседание удалось найти замену, но тем не менее – ситуация странная, когда мировой судья не принимает во внимание мероприятие в областном суде.
Кроме того, прокуратура заявляла множество ходатайств об истребовании доказательств, чтобы дополнить огрехи, допущенные следствием, однако подавляющее большинство заявлений отклонили.
Было особо отмечено поведение судьи. Он не прерывал длинные речи Курихина, которые весьма отстраненно имели (или даже совсем не имели) отношения к делу. По факту в суде Сергею Курихину предоставили «политическую трибуну». Даже когда выражения были очень хлесткими, судья лишь смотрел куда-то в пол, в сторону. Надо отметить, настроение в ходе процесса было у него хорошее, шуточки от Сергея Курихина видно, ему нравились и вызывали улыбку на его лице.
***
Добавим, что в ходе процесса Курихин позволял себе острые фразы, на грани угроз и оскорблений, причем с обращением на «ты» к гособвинителю (хотя бы обошлось без нецензурных слов). В частности, речь заходила о том, как Андрею Сухоручкину впоследствии будет грозить уголовное преследование, увольнение (причем так, что прокурор даже «грузчиком» работать якобы не сможет), донесение различных данных через средства массовой информации и т.д. Последнее, кстати, уже многим известный прием, когда проводятся публикации про «неугодных» во «Взгляде-инфо». На такую политику информагентства Курихина обращали внимание председатель реготделения «Союза журналистов России» Лидия Златогорская, гендиректор «Волга-Медиа» Мария Усова, председатель областной думы Михаил Исаев, депутаты областной думы Алексей Антонов и Вадим Рогожин. Некоторые публикации вызвали судебные иски. Также в рамках возбуждённого уголовного дела о клевете были проведены обыски в редакции и у главреда Николая Лыкова. Кроме того, депутат Госдумы Андрей Воробьев и спикер облдумы Михаил Исаев обратились в суды с требованием закрытия нескольких телеграм-каналов, которые ассоциируют с Курихиным, за распространение лживой информации и оскорблений.
***
В итоге новое заседание назначено на 12 января. Тогда судья может огласить приговор. И дата, вероятно, выбрана неслучайно: в этот день отмечается профессиональный праздник у прокуратуры. Каким будет «подарок» суда прокуратуре? Судя по поведению судьи, можно догадаться. Хотя пока надеемся, что он был не замотивирован, а проявил неопытность - Александр Солодовников впервые получил должность мирового судьи в январе 2021 года. Было бы обидно оборвать карьеру, пройдя процедуру оценки квалификационной коллегией судей Саратовского областного суда.