Найти в Дзене
Navygaming Channel

Линкоры 2-й дивизии Флота открытого моря в Рижском заливе/Часть 1 - Прорыв

Вошедшие в строй в 1909-1910 годах линейные корабли типа «Нассау» активно включились в боевую деятельность флота, и можно сказать, что к началу Первой мировой войны они были наиболее боеготовыми кораблями германского флота. Поэтому неудивительно, что дредноуты этого типа принимали участие практически во всех операциях Флота открытого моря, причем не только на главном ТВД – в акватории Северного моря.

Линейные корабли типа "Нассау" на маневрах
Линейные корабли типа "Нассау" на маневрах

Практически через год после начала войны двум линкорам 2-й дивизии довелось поучаствовать в боях на Балтике в ходе операции германского флота по прорыву в Рижский залив. В результате успешных наступательных операций на Восточном фронте в июне 1915 года германская армия вышла к побережью Рижского залива, и с этого момента приморский фланг немецких войск оказался под воздействием русских Морских сил Рижского залива. Соответственно первоначально перед германским флотом была поставлена задача завоевания господства в Рижском заливе, для чего требовалось: форсировать минные заграждения в Ирбенском проливе; войти в Рижский залив и разгромить русские силы в нем; заградить минами южный выход из Моонзунда, чтобы можно было поддерживать господство в заливе небольшим нарядом сил.

Броненосец «Брауншвейг» - несмотря на возраст, активный участник Первой
мировой
Броненосец «Брауншвейг» - несмотря на возраст, активный участник Первой мировой

В тот период в составе германской эскадры вице-адмирала Шмидта (командующий 4-й эскадрой германского флота) насчитывалось более 60 боевых кораблей, в том числе пять броненосцев типа «Виттельсбах», два броненосца типа «Брауншвейг», шесть крейсеров, 24 эсминца и миноносца, 23 морских и 12 катерных тральщика. Кроме того, с севера его прикрывали силы командующего 1-й эскадрой вице-адмирала Хиппера (8 линкоров-дредноутов, восемь крейсеров, 32 эсминца и миноносца, 13 тральщиков). Немцам противостояли русские силы в составе Минной дивизии (1-я и 2-я минные дивизии Балтийского флота), эскадренного броненосца «Слава», эсминца «Новик», минзага «Амур», нескольких канонерских лодок и подводных лодок. Несмотря на подавляющее превосходство в силах, немцам не удалось форсировать минные заграждения в Ирбенском проливе под огнем береговых батарей и броненосца «Слава».

Броненосец «Виттельсбах», основная ударная сила немцев при первой попытке прорыва в Рижский залив
Броненосец «Виттельсбах», основная ударная сила немцев при первой попытке прорыва в Рижский залив

В итоге, в конце июля 1915 года русскому флоту удалось отбить попытку германского флота захватить Ирбенский пролив и выйти в Рижский залив. Однако немцы не оставили намерений уничтожить корабли русского Балтийского флота и разгромить его военно-морские базы, расположенные на островах Моонзундского архипелага и на побережье Рижского залива.

Вице-адмирал Э.Шмидт – командующий 4-й эскадры линкоров
при прорыве в Рижский залив (1915 год)
Вице-адмирал Э.Шмидт – командующий 4-й эскадры линкоров при прорыве в Рижский залив (1915 год)

Летом 1915 года германское командование готовилось к новой попытке прорыва. После первой неудачи командовавший операцией вице-адмирал Шмидт запросил разрешения использовать в качестве ударной силы вместо устаревших додредноутов типа «Виттельсбах» и «Брауншвейг» из своей 4 эскадры более современные линкоры. Главнокомандующий сил Балтийского моря гросс-адмирал Принц Генрих 13 августа разрешил включить в группу прорыва дредноуты «Нассау» и «Позен» из состава 1-й эскадры Хиппера. И уже 15 августа Шмидт поднял флаг на «Позене», который стал флагманом в этой операции.

Линкор «Позен» - флагман Шмидта в Рижском заливе
Линкор «Позен» - флагман Шмидта в Рижском заливе

Всего для обеспечения прорыва немецкого флота в Рижский залив было выделено 8 линкоров, 7 броненосцев, 3 линейных крейсера, 2 броненосных и 9 легких крейсеров, 56 эсминцев и миноносцев, 3 подводные лодки, 48 тральщиков и др. В том числе непосредственно для прорыва через Ирбенский пролив были выделены: линейные корабли «Позен» (флаг командира 4-й эс­кадры вице-адмирала Э. Шмидта), «Нассау»; легкие крейсеры «Пиллау», «Бремен», «Грауденц» и «Аугсбург»; эсминцы V-99, V-100 и V-108; 8-я, 9-я и 10-я флотилии (дивизионы) минонос­цев (всего 31 миноносец); полуфлотилия (полудивизион) сторожевых кораблей (восемь кораблей); четыре дивизи­она тральщиков (всего 36 кораблей и ка­теров-тральщиков); два прорывателя мин­ных заграждений; один минзаг. Эти силы в два с лишним раза превосходили весь Балтийский флот, однако большинство немецких кораблей противника так и не увидело.

Линкор «Нассау» во время боевой службы
Линкор «Нассау» во время боевой службы

Морские силы Российской империи в Рижском заливе состояли из эскадренного броненосца «Слава», канонерских лодок «Грозящий», «Храбрый», «Сивуч», «Кореец», минного заградителя «Амур», 16 эсминцев и дивизиона подводных лодок (в который и входила британская подлодка Е-1).

Рано утром 3 августа германские корабли эскадры Э. Шмидта вновь сосредоточились у Ирбенского пролива, и в 5 ч. 30 мин. тральщики возобновили прерванное за неделю до этого тра­ление, продолжавшееся в этот раз в течение двух с половиной суток. Действиям противника благоприятствовала мглистая погода. Тральщиков прикрывали легкие крейсера «Пиллау» и «Бремен». Линкоры «Нассау» и «Позен» стояли на якорях с опущенными противоторпедными сетями в окружении миноносцев. В 11.45 на мине подорвался тральщик Т-46. Взрыв произошел в районе миделя, тральщик переломился и быстро затонул. Из экипажа в 25 человек удалось спасти только восемь.

Эскадренный броненосец "Слава" (тип "Бородино") оказался единственным соперником немецкого линейного флота в Ирбенах
Эскадренный броненосец "Слава" (тип "Бородино") оказался единственным соперником немецкого линейного флота в Ирбенах

Около 12.00 к проливу подошли русские корабли. С расстояния около 20 км немцы среди них опознали эсминец «Новик», большое количество эсминцев и миноносцев, канонерскую лодку «Храбрый», линкор «Слава» и минный заградитель «Амур». Все русские корабли располагались за минным заграждением и артиллерийским огнем пытались вынудить тральщиков отступить. Броненосец держался ближе к берегу, обстреливая основную группу тральщиков, а канонерки находились немного к северу. Германские тральщики временно прекратили работу и отошли. На помощь им пришел крейсер «Бремен», который открыл огонь по «Славе», который вышел из-под обстрела, но через некоторое время броненосец вновь вступил в бой.

Легкий крейсер «Пиллау», активный участник боев за Рижский залив
Легкий крейсер «Пиллау», активный участник боев за Рижский залив

Командир броненосца приказал заполнить водой отсеки правого борта, чтобы увеличить угол возвышения орудий главного калибра – крейсер «Бремен» был вынужден отойти. Но ему на смену пришли «Позен» и «Нассау», которые представляли собой серьезную угрозу; немецкие дредноуты в тот день не до­бились попаданий в «Славу», но русскому кораблю приходилось все время маневрировать и отступать под огнем.

Вот как описывает этот эпизод в книге «Броненосец «Слава». Непобежденный герой Моонзунда» С. Виноградов: «… в 14.05 когда дистанция до противника составляла 120 кб, немцы открыли огонь по «Славе», сделав всего 6 залпов; все они легли недолетами от 1,5 до 15 кб.

«Слава» отошла немного на ост и на меридиане маяка Церель легла на нордовый курс, после чего приняла крен на правый борт в 3,5 градуса и, «для прогревания орудий, проверки дальномеров и чтобы не молчать на выстрелы противника», дала два залпа из 12-дюймовых орудий. Большие недолеты вынудили прекратить стрельбу. В 15 часов развернулись на 16R и легли на зюйдовый курс, перекренив корабль на левый борт. К 16 часам дистанция до противника сократилась до 105-110 кб, после чего дредноут «Нассау» произвел по «Славе» 9 залпов, которые «ложились уже значительно ближе к кораблю». «Слава» не отвечала и вновь несколько склонилась к осту. … Были замечены идущие большим ходом на ост два миноносца, с предела дальности открыли по ним огонь 6-дюймовым калибром, после чего миноносцы отошли. В ответ на это по «Славе» немедленно открыли огонь «Нассау» и «Позен»; линкор прекратил стрельбу и вновь отошел на ост, «так как неприятельские снаряды стали ложиться весьма близко». Огонь противника продолжался около 5 минут, было произведено не менее 10 залпов.

Легкий крейсер «Бремен» в США (1912 год)
Легкий крейсер «Бремен» в США (1912 год)

В 17.30 «Слава» опять вернулась на вестовый курс и спустя 15 минут с предельной дистанции открыла огонь по тральщику, а затем по крейсеру «Бремен» (на линкоре он был в силу схожести силуэтов ошибочно опознан как «типа «Принц Адальберт»). В ответ на это по «Славе» опять немедленно возобновили обстрел оба германских дредноута, падения которых ложились «весьма близко» недолетами и перелетами. В 17.50 «Слава» прекратила огонь по «Бремену» и легла на ост. Вслед за этим через 7 минут смолкли орудия дредноутов…».

Броненосцу "Слава" пришлось не просто в борьбе с немецкими дредноутами
Броненосцу "Слава" пришлось не просто в борьбе с немецкими дредноутами

Как видим, изложения событий по немецким данным и русским отчетам несколько отличаются, что неудивительно. И все же русские ка­нонерские лодки и эсминцы не смогли в полном объеме воспрепятствовать тральным работам, поскольку при сближении с тральщиками на дистанцию артиллерийского огня оказывались под огнем немецких легких крейсеров. Германские тральщики не пострадали – им благоприятствовала туманная и тихая погода, из-за которой видимость была плохой. Тральщики терялись в тумане, и стрельба по ним была крайне затруднена. Они продолжали свою работу до 17 часов, пока не начала ухудшаться видимость, после чего Шмидт дал сигнал отбоя.

эскадренный миноносец "Новик"
эскадренный миноносец "Новик"

Линкоры «Позен» и «Нассау» с поставленными противоторпедными сетями отошли к тому месту, которое занимали утром. Шесть тральщиков встали около них полукругом на якорь, остальные расположились вокруг, готовые к движению. Кроме того, до наступления темноты и с рассветом впереди на ходу находилась для дозорной службы 10-я флотилия миноносцев; одна из ее полуфлотилий на ночь стала на якорь у Михайловского маяка для охраны протраленного фарватера.

В ночь на 4 августа адмирал Э. Шмидт на­правил в залив вдоль берега по безопасному от мин мелководью (глубина 4,5 м) эсминцы V-99 и V-100 с задачей торпедировать лин­кор «Слава». Но вначале их перехватили, обстреляли и заставили отойти русские дозорные миноносцы, а затем в бой вступил эскадрен­ный миноносец «Новик». Эсминец V-100 с незначительными повреждениями сумел оторваться и уйти, a V-99, под огнем уходя от «Новика», оказался на минном заграждении и подорвался на двух минах. Получивший подводные пробоины немецкий эсминец выскочил на мель у южного берега Ирбенского пролива, причем корма его села на грунт на глубине 7 м. Позднее он был уничтожен немецкими подрывниками. Таким образом попытка Шмидта использовать эсминцы, чтобы избавиться от русского броненосца, провалилась.

Эсминец "Новик" в бою
Эсминец "Новик" в бою

Утром 4 августа 1915 года немецкие тральщики продолжили свою работу под прикрытием 280-мм орудий «Нассау» и «Позена». Уже в 06.20 немецкие дредноуты на короткое время открыли огонь по подошедшему броненосцу «Слава» – тот не отвечал, по-видимому, из-за плохой видимости германских кораблей на фоне мглистого горизонта. Когда русский корабль стал приближаться во второй раз, вице-адмирал Шмидт приказал подпустить его на дистанцию до 89 кбт. (16 300 м). И в 07.40 «Позен» и «Нассау» открыли огонь и добились трех попаданий в «Славу» 280-мм снарядами, один из которых пробил 152-мм броню.

Остов германского эсминца V-99 на камнях в Рижском заливе, август 1915 года
Остов германского эсминца V-99 на камнях в Рижском заливе, август 1915 года

В своей книге С. Виноградов так описывает данные события: «… В 7.20 с корабля увидели вспышки выстрелов, а затем падения германских снарядов около миноносцев сопровождения; … видимость к весту продолжала составлять 40-50 кб. В 7.45 противник сосредоточил огонь по «Славе», причем самих кораблей все не было видно. После нескольких перелетов снаряды стали ложиться близко, в 7.52 после 5 залпов огонь был прекращен, ... линкор лег на остовый курс, выйдя из сферы неприятельского огня. В 8.40 дальномерщики линкора усмотрели к весту от Михайловского маяка германские миноносцы и тральщики на дистанции около 85-90 кабельтовых. Линкор все еще не мог открыть огня по причине того, что из башен не видели цели. Через пять минут германские дредноуты залпами с больших перелетов открыли по «Славе» интенсивный огонь; линкор, шедший на сближение, в 8.50 отвернул вправо на 8R и лег на нордовый курс, дав полный ход. Почти немедленно вслед за этим в «Славу» одновременно попало три 11-дюймовых снаряда. Сразу перестал действовать рулевой привод, и корабль пошел, управляясь машинами. Дредноуты не прекращали осыпать «Славу» снарядами, продолжавшими «ложиться весьма близко к кораблю», и в 8.58 после 12-го залпа прекратили огонь».

Схема боевых действий в Рижском заливе в 1915 году
Схема боевых действий в Рижском заливе в 1915 году

На русском линкоре быстро справились с повреждениями и продолжили идти курсом на сближение, надеясь выйти на дистанцию открытия огня, но вскоре был получен приказ к возвращению, при этом огонь так и не был открыт. Таким образом, получив повреждения, «Слава» вышла из боя и направилась в Моонзунд, так как русский флагман считал себя не в состоянии оказать прорыву действительное сопротивление. И немецкие тральщики продолжили тралить проход в минных заграждениях Ирбенского прохода. В итоге именно «Нассау» и «Позен» сыграли решающую роль в противостоянии с русским флотом. Русским пришлось отступить, так как дальнейшие попытки удержать немцев привели бы к бессмысленной гибели кораблей.

Основным фактором в обороне Ирбен (кроме, разумеется, количественного неравенства сил) стало превосходство немецких линкоров в дальности стрельбы. По наблюдениям русских моряков со «Славы», если германские броненосцы типа «Брауншвейг», которые противостояли русскому броненосцу в июне, имели дальность действия своих тяжелых орудий до 110 кабельтовых, то линкоры типа «Нассау» вели огонь уже на 120 кб. В то же время русский броненосец, ведя огонь 305-мм снарядами «образца 1915 года» с баллистическими наконечниками, при имевшемся угле возвышения 20 градусов мог действовать орудиями главного калибра только на 89 кб. В качестве возможного способа для увеличения дальности стрельбы экипаж мог использовать искусственный крен в 3 градуса на нестреляющий борт, что позволяло увеличить дальность до 98 кб. Как отмечал старший артиллерист «Славы» Ю.Ю. Рыбалтовский, при таком крене и доведении угла возвышения до 22,5 градусов наибольшая дальность снарядами с наконечниками увеличивается до 110 кб, а с креном в 3 градуса – до 115 кб.

Стрельба орудиями главного калибра на «Нассау»
Стрельба орудиями главного калибра на «Нассау»

В то же время, несмотря на подавляющее преимущество противника в бортовом залпе: 4 880 кг у немцев (16-280-мм орудий) против 1 320 кг у русских (4-305-мм орудия), броненосец «Слава» не потерял боеспособности, получив следующие повреждения:

- первый снаряд попал в верхний броневой пояс (152-мм), легко его пробил и разорвался в бортовом коридоре, вызвав пожар, который был быстро локализован. Отметим, что осколки этого снаряда смогли пробить нижнюю броневую палубу (39 мм);

- второй снаряд пробил верхнюю палубу, попав в 152-мм броню подачной трубы левой кормовой 6-дюймовой башни. Разрывом был вызван большой пожар, который угрожал взрывом боеприпасов орудия, но быстрыми и решительными действиями комендоров угроза пожара была ликвидирована;

- третий снаряд пролетел над верхней палубой, причинил незначительные повреждения надстройкам и неразорвавшимся вылетел наружу.

Линкор «Позен» - дредноут с паровой машиной
Линкор «Позен» - дредноут с паровой машиной

По итогам боя ко второй половине дня 4 августа стало оче­видным, что остановить траление германских тральщиков в Ирбенском проливе невозможно. Броненосец «Слава» и другие находивши­еся в прикрытии Ирбенской позиции корабли получили приказ отойти в Моонзундский пролив под защиту береговых батарей за вторую линию перекрывающих его минных загражде­ний. А три часа спустя, в 17.00, вице-адмиралу Э. Шмидту доложили, что последняя из семи линий (одна германская и шесть русских) мин­ных и противолодочных сетевых заграждений, выставленных поперек Ирбенского пролива, преодолена. Ввиду позднего времени заход своей эскадры в залив немецкий адмирал от­ложил до утра...

Окончание следует...

Источники: Breyer, S. Die ersten Grosskampfschiffe der Kaiserlichen Marine (NASSAU- und HELGOLANDKlasse)/ S.Breyer// Marine-Arsenal, № 17. - 52c.; • Апальков, Ю.В.ВМС Германии 1914-1918. Справочник по корабельному составу/ Ю.В.Апальков //Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Больных, А. Линкоры в бою. Великие и ужасные. /А.Г.Больных. – М.:Эксмо: Яуза, 2011.-384 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Мужеников, В. Линейные корабли Германии. Часть 1. «Нассау», «Вестфален», «Рейнланд», «Позен»/ В.Б.Мужеников.- Самара: АНО «Истфлот», 2005.- 72 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VI.- Огневая мощь и скорость/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2007.- 110 с.; Паркс, О. Линкоры британской империи. Часть VII.- Эпоха дредноутов/ О.Паркс.- СПб.: ООО «Галлея Принт», 2008.- 84 с.; Патянин, С.В. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 384 с.; Печуконис, Н.И. Дредноуты кайзера. Стальной кулак имперской политики. — М.:Военная книга, 2005.- 104 с.