Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Мы похожи на них, или они — на нас: древние предметы, а будто из наших дней

Я в музеях часто вздрагиваю, наткнувшись взглядом на какую-нибудь вещь: так я же видел такое у этого... как его... Многие предметы, которым тысяча лет, можно перепутать с товарами из соседнего магазина, или произведением вот этого, ну как его.... Вот 25 примеров — давайте вздрогнем вместе.

Я с этим парнем, что на картинке ниже, учился в одном классе. Его звали Олег, он был длинный, немного гундосил и собирал марки по теме «Космос».

Отличный пацан.

«Портрет юноши перед белой занавеской», Лоренцо Лотто, ок. 1508 года. © Музей истории искусств, Вена
«Портрет юноши перед белой занавеской», Лоренцо Лотто, ок. 1508 года. © Музей истории искусств, Вена

А музей говорит, что это «Портрет юноши перед белой занавеской», написанный одним из крупнейших венецианских живописцев Лоренцо Лотто 514 лет назад на липовой доске 43х35 см.

И занавесочка эта сзади ведь — тоже какая-то знакомая.

Парик принцессы Си(тхатхориунет, реконструкция. Золотое плетение: ок. 1887–1813 гг. до н.э. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Парик принцессы Си(тхатхориунет, реконструкция. Золотое плетение: ок. 1887–1813 гг. до н.э. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

А это вот — не прическа Софии Ротару времен ее золотого периода. Не «Дадим шар земной детям», нет. Это церемониальный парик египетской принцессы Ситхатхориунет, которая ушла в загробный мир 3900 лет назад.

Волосы, правда, современные: форма парика реконструирована по деревянному бюсту принцессы. Зато сохранилась и подлинная — золотая аура волос (или как это назвать? прищепки?): 1251 колечко разных размеров.

Эти колечки буквально нанизывали на тонкие пряди, создавая сложную плетеную конструкцию.

Баночки для косметических средств, найденные в гробнице принцессы Ситхатхориунет. Золото, обсидиан, ок. 1887–1813 гг. до н.э. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Баночки для косметических средств, найденные в гробнице принцессы Ситхатхориунет. Золото, обсидиан, ок. 1887–1813 гг. до н.э. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Оцените также баночки для кремов, которыми пользовалась Ситхатхориунет (фото выше). Они бы сделали честь косметической секции крупного парижского универмага.

Бутылочка для парфюмерного средства, стекло, высота 9,2 см. Древний Рим, 1 в. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Бутылочка для парфюмерного средства, стекло, высота 9,2 см. Древний Рим, 1 в. © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Там же, в парижском универмаге (или в нью-йоркском Macy's), мог стоять и этот флакон дорогого авторского парфюма. Но нет, не сошлись во времени: флакон сделан римскими стеклодувами на заре Империи.

Браслет, стекло, 3-2 в. до н.э., кельтская культура © Музей истории искусств, Вена
Браслет, стекло, 3-2 в. до н.э., кельтская культура © Музей истории искусств, Вена

Этот браслет мог принадлежать и вашей маме, и вашей дочке. Да и вам-то он как? Глубокий синий цвет, 18,1 см в окружности — присмотритесь. Сделан легендарными кельтами еще до нашей эры.

Рискую нарваться на волну «Этруски — это русские», но вот ведь: этрусское кольцо, 8-7 век до н.э. Смотрелось бы как родное на капоте свадебной «Волги».

Правда, это — лишь слоновая кость, покрытая сусальным золотом.

Ну так и Владимир Ильич носил обручальное кольцо, выкованное из медного пятака (см. фото 2 в этой галерее).

Бог Тот в образе ибиса, Древний Египет, 6 в. до н.э. Дерево, серебро, стекло, высота (с подставкой) 32,2 см © Музей истории искусств, Вена
Бог Тот в образе ибиса, Древний Египет, 6 в. до н.э. Дерево, серебро, стекло, высота (с подставкой) 32,2 см © Музей истории искусств, Вена

А этот ибис, какая прелесть — ну ведь чистое же ар-деко, «декоративное искусство», модная статуэтка из конца 1920-х. Малая пластика Дмитрия Чипаруса, то-сё: я такую в Музее ар-деко на Лужнецкой набережной в Москве видел.

Но мы с вами ошибаемся. Это Тот, бог мудрости, покровитель писцов, ему 2400 лет. Он не украшал — ему поклонялись.

Форма для выпечки, Помпеи, 1 в., бронза. Длина 43 см. © Британский музей, Лондон
Форма для выпечки, Помпеи, 1 в., бронза. Длина 43 см. © Британский музей, Лондон

Такую же блинницу моя бабушка хранила в духовке: побитую, обгоревшую. Помпейская, двухтысячелетняя, даже, кажется, в лучшем состоянии.

Да и в торжественном серебряном наборе из Помпей мелькают знакомые очертания.

Набор посуды, серебро, Помпеи, 1 в. © Британский музей, Лондон
Набор посуды, серебро, Помпеи, 1 в. © Британский музей, Лондон

Я требую исследований: нужны дополнительные доказательства, что вот эта штучка на фото ниже — не бабушкина заколка из старой шкатулки, а редкая стеклянная фибула этрусков (опять они!). А то не верится.

Фибула, стекло, бронза, 700-650 гг. до н.э. Общая длина 12,3 см © Британский музей, Лондон
Фибула, стекло, бронза, 700-650 гг. до н.э. Общая длина 12,3 см © Британский музей, Лондон

«Помосский идол» меня бы не удивил, я сам примерно такое ношу на шее. Удивила бы табличка-подпись к нему: «Сделан в 30-е века до нашей эры, найден близ селения Помос на Кипре». Пять тысяч лет назад!

Помосский идол, камень, высота 17 см, ок. 30 в. до н.э. © Национальный музей Кипра, Никосия
Помосский идол, камень, высота 17 см, ок. 30 в. до н.э. © Национальный музей Кипра, Никосия

На скульптурке изображена женщина с распростертыми объятиями. Вероятно, это был дух плодородия. Найдено много таких фигурок разных размеров. Те, что поменьше, носили на шее.

А если бы кто-нибудь подвел меня к этому монументу (ниже) и серьезным тоном сообщил: «Зураб Константинович Церетели уважаемый изваял монумент в честь героического народа Сванетии» — я бы кивнул, не задумавшись: ну да.

Фрагмент основания скульптурной группы. ок. 1300–1250 гг. до н.э., Древний Египет, Новое Царство, Рамессиды © Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Фрагмент основания скульптурной группы. ок. 1300–1250 гг. до н.э., Древний Египет, Новое Царство, Рамессиды © Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Но нет! Это фрагмент статуи из Древнего Египта, изображающий военнопленного откуда-то с Востока (Сирия?). Вот, значит, в каком стиле работает мастер Церетели: в древнеегипетском.

Мы похожи на них, или они похожи на нас? Больше всего меня потрясли портреты, которые начертили люди, проводившие томительные вечера вокруг костра в пещере Ла Марш во Франции. 14 тысяч лет назад.

Рисунки на известковых плитках, найденные в пещере Ла Марш во Франции, поздний палеолит. Иллюстрация из книги «Древнейший образ человека» доктора исторических наук Зои Александровны Абрамовой
Рисунки на известковых плитках, найденные в пещере Ла Марш во Франции, поздний палеолит. Иллюстрация из книги «Древнейший образ человека» доктора исторических наук Зои Александровны Абрамовой

Я тут на днях убил час на скучном совещании. Рука сама чертила.

Зацените.

-15

P.S. Как же все-таки звали этого актера из советских фильмов 1970–80-х годов? Он еще пьянчужек играл обычно?

Сосуд в форме головы мужчины, керамика, культура этрусков © Глиптотека, Мюнхен
Сосуд в форме головы мужчины, керамика, культура этрусков © Глиптотека, Мюнхен

Его портрет нам любезно предоставлен этрусскими мастерами, работавшими в 3 веке до н.э.