Автор - Александр Хуршудов #
Невероятно сложным оказался год для страны, для многих из нас. Россия, наконец, открыто выступила против разлагающейся западной цивилизации, отказалась подчиняться ее давлению и произволу. В разгоревшейся борьбе роль нефтегазовой отрасли очень велика: не зря говорят, что нефть – это и кровь войны, и кровь экономики. Весь год противники убеждали себя и нас, что отрасль не выдержит организованной ими блокады. Но они ошиблись.
Перечислю события и факты, которые больше других запомнились в этом году.
1.Добыча нефти ожидается в объеме 535 млн т. Это на 2% выше прошлогоднего уровня, но на 5,8% ниже максимума 2019 года. Выросли и поставки на экспорт; в ожидании эмбарго на российскую нефть Европа запасалась ей даже по весьма высоким ценам. Примерно на 5% увеличилась наша нефтепереработка.
2. Добыча газа сократилась на 18-20% до 671 млрд м3, на 42 млрд м3 (18%) снизился экспорт. Тут, разумеется, сказалось падение потребления в ЕС и диверсия на Северных потоках. Но выручка от экспорта газа выросла вдвое.
3. Взрывы российских газопроводов возвращают нас на 100 лет назад, в период бандитской конкуренции между странами. Нет никаких сомнений в том, кому они выгодны. Долгое время эта страна претендовала на роль мирового лидера, не получилось – стала мировым бандитом. А власти Дании, Швеции и Германии, которые тянут расследование и не допускают к нему Россию можно с полным основанием считать бандитскими пособниками.
4. Начато изъятие у российских компаний европейских НПЗ. Пока под видом передачи в государственное управление у Роснефти отняли доли в трех НПЗ в Германии, у Лукойла – целый завод в Италии. Болгария и Румыния (там тоже находятся НПЗ Лукойла) пока медлят, возможно, опасаются исков миноритарных акционеров.
5. Мощности добычи ОПЕК находятся на пределе. Летом и в сентябре (см. рисунок), когда нефтяные цены находились выше $90 по сорту Вrent, экспортеры ОПЕК нажали на все педали и нарастили добычу на 4,6 % (1,3 млн барр./сут). Способы известны: все остатки в технологических емкостях идут на продажу, форсируются отборы из обводненных скважин, из простоя экстренно выводится все, что еще дышит.
В сентябре Саудовская Аравия добывала рекордное количество нефти, 11 млн барр./сут. Но уже в октябре эти резервы были исчерпаны, началось снижение. В ноябре страны ОПЕК потеряли 2,4% добычи, а саудовцы – 3,7%. Теперь понятно, почему Байден не смог уговорить принцев сохранить прежний высокий уровень?
6. Положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса РФ за первые три квартала составило $198,4 млрд, в 2,6 раза больше, чем год назад. В стране огромный избыток валюты, а потому сокращение экспорта энергоносителей становится рациональной и весьма полезной мерой для российской экономики.
7. Газовые цены в Европе и ЮВА в прошедшем году заскочили на фантастически высокией уровни и теперь будут снижаться. Во втором квартале будущего года я ожидаю их в районе $600-800 за 1000 м3.
8. Предстоящее сокращение поставок российской нефти в Европу примерно на 2 млн барр./сут (это более 20% ее потребления) подтолкнет вверх нефтяные цены. Понятно, что из Новороссийска легче и дешевле возить нефть в Италию, чем из Нигерии. Там, кстати, за два года добыча упала в 1,5 раза, до 1 млн барр./сут. И на Ближнем Востоке дополнительные 2 млн барр./сут сейчас днем с огнем не найти. Потому в ближайшие месяцы котировки Вrent будут плавать в интервале $80-95, а с началом лета обоснуются выше $100.
В недавнем прогнозе я полагал, что цены могут уйти ниже, к $65 по мере углубления экономического кризиса в западных странах. Но его старательно прячут. Нынешняя методика подсчета ВВП позволяет зачислить в «производство» практически любые траты. Вот недавно Германия заняла и ассигновала €200 млрд на поддержку потребителей газа – ушлые ее экономисты обязательно запишут эту сумму в состав ВВП в качестве инвестиций. Зарплата бюрократов и военных, помощь Украине оружием тоже там окажутся. Скрыть показатели кризиса нынче просто: напечатай побольше денег, раздай их под удобным соусом и будет у тебя полный ажур на бумаге. А коли кризис не виден, то нет нужды затягивать пояса. Потому потребление нефти в западных странах, если и сократится, то не намного, а вот нарастание спроса в Азии, Африке и Латинской Америке продолжится и останется главным драйвером роста нефтяных цен.
Так давайте не будем пенять уходящему году за те испытания, что он нам принес, ибо все в жизни, в конце концов, ведет к лучшему. Давайте помянем его добрым словом и обратимся к делам, которые нам предстоят в наступающем новом году.
С Новым годом, друзья!
Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).