Найти в Дзене

Как организовать систему продаж в компании? 9 простых шагов

Можно производить отличный продукт и привлекать достаточно заявок через каналы продвижения. Но если отдел продаж не будет работать с ними системно, рано или поздно это приведет к потерям лидов и недополучению прибыли. Как этого избежать? Пошаговый план перед вами.

Почему роль отлаженной системы продаж так важна?

Сравните конвейерную упаковку и упаковку вручную.

Система продаж – это конвейер, непрерывно «упаковывающий» ваших клиентов. Чем меньше времени вы тратите на это, тем выше ваша прибыль за период. В такой системе даже средние по навыкам сотрудники способны обеспечивать стабильно высокую прибыль.

Напротив, квалифицированные сейлзы отдела, не объединенные системой продаж – это «ручная» упаковка. К чему она приводит?

· Меньше реальной прибыли, больше изматывающей рутины;

· Ниже мотивация: нагрузки растут, планирование отсутствует;

· В разы больше времени на поиск новых клиентов;

· Работа «каждый за себя»: клиенты и заказы «теряются» при передаче между специалистами и отделами.

Как решить проблему?

Путь один – как можно быстрее организовывать работающую систему продаж в компании. Причем вне зависимости от размера и стажа работы бизнеса на рынке.

Позиция «сейчас главное начать, а там посмотрим» ошибочна. Если вы не построите систему продаж с первого дня работы, позже сделать это будет сложнее.

Почему?

Есть несколько причин.

1. Чем меньше бизнес, тем легче его систематизировать. Вам останется лишь «докидывать» новые блоки сейл-системы;

2. В начале пути бизнес более гибкий. Вы можете менять и докручивать что-то, не боясь нарушить работу;

3. Систему продаж лучше обкатывать на небольших объемах – недостатки будут видны сразу.

9 шагов к эффективной системе продаж

Любая система – это набор элементов, связанных между собой так, чтобы давать результат с минимальными усилиями.

Чтобы этого добиться, вам потребуется время и наша пошаговая инструкция. Двигаясь по ней, вы заложите фундамент отлаженной системы продаж в вашей компании.

Шаг 1. Обеспечьте постоянную коммуникацию с текущей клиентской базой

Выстраивая новую систему продаж, не забудьте об уже действующих клиентах. Поддерживайте их интерес, чтобы обеспечить стабильную прибыль.

Для этого регулярно:

· Контактируйте с базой. Напоминайте о себе, но не слишком навязчиво. Например, создайте мобильное приложение, через которое можно вести коммуникацию. Это может быть служба доставки или онлайн-запись на посещение. Другой вариант – вовлекайте базу в общение через соцсети.

· Собирайте обратную связь. Она поможет вам найти слабые места в вашей системе продаж и устранить их.

Используйте приемы лидеров вашей ниши – они наверху, потому что их система коммуникации с клиентами работает хорошо.

Шаг 2. Выделите вашу целевую аудиторию и работайте с ней

-2

Поймите, кто ваш потенциальный клиент/покупатель. Для этого проведите анализ целевой аудитории.

Частая ошибка – ограничиваться только полом и возрастом. Параметров десятки, и каждый может влиять на потребность в ваших товарах и услугах.

Учитывайте:

· профессию

· семейное положение

· место проживания

· уровень образования

· величину дохода и др.

Чем больше факторов вы учтете, тем точнее будет портрет.

Шаг 3. Продумайте систему возврата клиентов

Ваш отдел продаж должен уметь возвращать потерянных клиентов максимально эффективно. Для этого используйте:

· Промоакции

· Предложение новинок

· Бонусные программы

· Кэшбек

· Промо-мероприятия

· Персональные предложения

· Скидки и т.д.

Возврат клиента стоит в 3-7 раз ниже, чем поиск нового. Кроме того, средний чек вернувшихся клиентов, как правило, выше, нежели у новых – ведь они уже знают ассортимент и качество.

Работа по возвращению клиентов должна вестись постоянно. Указанные приемы можно комбинировать.

Шаг 4. Выстройте и регулярно анализируйте воронку продаж

-3

Поясним: под воронкой продаж понимают поэтапно описанный бизнес-процесс, по которому продавец приходит к сделке. О том, как сделать воронку максимально эффективной, мы готовим отдельную статью.

Регулярный анализ воронки продаж укажет вам, где она проседает и какие ее этапы требуют «докручивания».

После отправки коммерческого предложения пропадает слишком много клиентов? Вызовите у них дополнительный интерес. Для этого организуйте серию «касаний» клиента после отправки ему коммерческого предложения.

Можно:

· отправить забавные и интересные кейсы;

· поделиться чек-листами, инструкциями или другой полезной информацией от компании;

· разместить в письме с предложением ссылку на онлайн-калькулятор расчета стоимости услуги, клиент с его помощью может вернуть к цифрам и ответить самостоятельно на новые вопросы;

· указать на бонусы, которые можно получить, сделав покупку до дедлайна. Так, в нашей компании при оплате в течение 24 часов после диагностики клиенты получают приятные бонусы и наши полезные продукты. Например, подключение CRM или мессенджера к нашим решениям.

Главное правило - будьте человечнее! Отойдите от постоянных напоминаний об оплате: ничего, кроме раздражения это не вызовет. Поднимайте настроение клиенту, давайте ему «полезность» - люди ждут именно этого.

Шаг 5. Автоматизация воронки продаж

Следующие процессы необходимо автоматизировать – они съедают огромное количество времени и ресурсов. Это:

· Рутинные обзвоны базы (информирование, напоминание, контроль качества обслуживания и т.д.).

· Активация «спящих» клиентов.

· Предзаказы/предпродажи «холодным» клиентам.

Автоматизация этих процессов поможет направить ресурсы отдела продаж на действительно важные вещи – работу с крупными клиентами, важные встречи и дожим сделок.

Но одной CRM для этого мало. Наибольшую эффективность она даст в связке с разговорным роботом. Такие решения применяют все больше компаний малого и среднего бизнеса.

Один из более приемлемых вариантов – Dialog Power, специально разработанный для роста конверсии при звонках клиентам.

Несколько фактов и цифр как изменился бизнес после его внедрения:

Кейс 1. Qmarketing Academy, онлайн-школа маркетинга и дизайна

Эффект от внедрения: максимизация прибыли.

Цифры:

+19% подтвердили интерес к предложению

+7% оставили заявку на обучение

+33% совершили покупку курсов

Отдача от инвестиций в приобретение и внедрение превысила затраты в 53 раза.

Кейс 2. Новосёл, агентство недвижимости

Эффект от внедрения: рост числа сделок

Цифры:

+14% проявили интерес к предложениям

+10% конверсии в продажи

Кейс 3. Спиши долг, юридическая помощь

Эффект от внедрения: увеличение количества клиентов

+30% согласилось на консультацию

+300% рост числа клиентов

Кейс 4. Хэдлайнерс, сеть салонов

Эффект от внедрения: рост «горячих» заявок

· 4,2% конверсия по холодной базе

· Рост конверсии в 2 раза по сравнению с работой колл-центра

· Снижение стоимости лида в 7 раз

Попробуйте и вы.

Шаг 5. Разделение функций

Существует модель двухуровневого отдела продаж, которая доказала свою эффективность.

Сотрудники в таком отделе делятся на 2 категории (2 уровня):

Уровень 1. Лидогенераторы. Их главные качества – смелость и активность. Глубокие знания продукта для них не слишком важны. Главная задача лидогенераторов – «зацепить» лида, подходящего для переговоров. Поэтому таких сотрудников часто называют «хантерами» (от англ. «hunter» – «охотник»).

Уровень 2. Сотрудники, закрывающие договор с клиентом – клоузеры (от англ. «closer» – «закрывающий»). Такие сотрудники обязаны отлично знать товары и услуги, уметь работать с возражениями и «дожимать» сделки.

Работа в двухуровневом отделе продаж проходит так:

· лидогенератор (хантер) прозванивает множество контактов (базу)

· выявляет заинтересованных в предложении лидов, которые согласны на переговоры

· передает контакты и полученную информацию клоузеру

· клоузер ведет переговоры и закрывает сделку

В соотвествии с этой моделью нужно перераспределить ресурсы и обязанности среди ваших продавцов. Один сотрудник не может быть специалистом во всем. Назначайте каждому отдельную роль для повышения конверсий.

Шаг 6. Составьте адекватный план продаж

-4

Хорошо составленный план продаж это заинтересованные в его выполнении сотрудники.

Стройте планы, отталкиваясь от объективных показателей, которые вы получите после внедрения указанных выше шагов.

План действий таков:

1. Внедрили в систему новые элементы

2. Получили результат в динамике за 3-4 месяца

3. Поставили план роста продаж, исходя из полученных данных

Частая ошибка предпринимателей – в установке планов «с потолка». Требование выдать 100 млн выручки при реальной мощности системы продаж в 10 млн – это демотивация, текучка, падение продаж и последующее сворачивание бизнеса.

Шаг 7. Скорректируйте или разработайте заново систему мотивации

-5

Грамотно построенная система мотивации должна быть максимально простой и прозрачной. Настолько, что любой менеджер мог за минуту разобраться в ней.

Классический вариант: фикс + процент. С фиксированной частью все понятно. А вот с процентами сложнее. Их можно привязать к тем показателям, который важнее для бизнеса на данном этапе.

Привязать % можно к:

· Конверсии из лида в клиента;

· Количеству исходящих звонков новым клиентам;

· Количеству встреч с новыми клиентами;

· Количеству звонков старым клиентам;

· Сумме дебиторской задолженности;

· Количеству отправленных коммерческих предложений.

Также рекомендуем использовать грейдовую систему мотивации. Она зависит от уровня квалификации сотрудника. Такой подход – дополнительный стимул к развитию навыков.

Не забывайте и о нематериальной мотивации. Часто она имеет не меньшее влияние, чем денежная.

Шаг 8. Пересмотрите структуру издержек

Автоматизация убирает затраты, связанные с рутиной. Возможно, вам придется уволить часть сотрудников.

Например, если 30% вашего штата сейлзов работают из-за недостатка автоматизации, на этом участке в них больше нет необходимости. Следовательно, вы легко можете сократить свои издержки ФОТ на 30%. Например, один крупный колл-центр уменьшил свои затраты вообще на 90%.

Шаг 9. Постоянно стимулируйте сейлзов к развитию и движению вперед

Внутренняя атмосфера в отделе продаж – важнейшее условие для роста прибыли. Прикладывайте все усилия, чтобы личная мотивация сейлзов была на высоте.

Одним из наилучших приемов поддержания мотивации могут быть конкурсы и соревнования сотрудников ОП с хорошим вознаграждением победителей.

Сразу оговоримся: важно соблюдать баланс. Соревновательная атмосфера должна быть построена на позитиве, а не приводить к ухудшению отношений.

Резюме

Мы дали вам чек-лист и пошаговую инструкцию к построению эффективной системы продаж и ее «мотора» – отдела продаж.

К каждому шагу нужно подойти с полным погружением. Разобрав все «по косточкам», вы сможете найти слабые места «генератора прибыли» вашего бизнеса и исправить их.

А с упрощением и автоматизацией процессов коммуникации в рамках вашей новой или текущей системы продаж поможет Dialog Power. ;-)