Найти тему
PRO ДОРОГИ

Платные дороги России: Рязанский путепровод

Оглавление

Пролог

Этой статьей мы откроем новую рубрику "платные дороги России".

Казалось бы, о чем тут рассказывать? Все прекрасно знают про трассу М-11 "Нева" (она же "Москва - Санкт-Петербург"), платный обход "Одинцово", М-4 "Дон" и ЦКАД.

Однако помимо больших проектов платных федеральных трасс на территории России есть еще несколько платных участков дорог, куда менее известных широкой публике. Участки эти иногда находятся в региональном ведении, а иногда и вовсе принадлежат частным компаниям.

Здесь мы подробнее расскажем об истории появления этих дорог, их характеристиках, а также о том, обоснованно ли они являются платными.

Начнем сегодня с Рязанской области.

В Рязанской области нет платных дорог в привычном понимании. Но есть платный мост!

Пункт взимания платы за проезд на путепроводе. 
Источник: https://images.drive.ru/i/0/53a0304195a656e1598b4574
Пункт взимания платы за проезд на путепроводе. Источник: https://images.drive.ru/i/0/53a0304195a656e1598b4574

Первый в России платный мост

Соглашение на строительство первого в России платного моста было подписано в 2011 году между Правительством Рязанской области, администрацией г. Рязань, а также частой компанией ЗАО «Инвестиционная компания «Региональные платные дороги - Рязань» (ЗАО "ИК РПД-Рязань).

Именно последняя в рамках государственно-частного партнерства взяла на себя все расходы на строительство и эксплуатацию моста. Она же осуществляет сбор платы за проезд.

Мост был открыт 12.12.2012 года, а с 01.03.2013 г. проезд по нему стал платным.

Срок реализации проекта - 20 лет, по истечению данного срока мост и прилегающие к нему участки дороги передадут в муниципальную собственность г. Рязани.

Мост на карте. 
Источник; Яндекс. Карты
Мост на карте. Источник; Яндекс. Карты

Мост был построен в Октябрьском районе Рязани. Длина путепровода составляет примерно 600 метров. При этом в рамках строительства путепровода была произведена модернизация существующей улично-дорожной сети города и достроены подходы к мосту. Вместе с ними данный участок дороги получил название "Восточная окружная дорога", а его протяжённость составляет 3,1 км.

Для движения по мосту в каждую сторону предусмотрено по 3 шлюза для оплаты проезда (всего 6 полос движения). На построенном со стороны Куйбышевского шоссе подъезду к мосту предусмотрена схема движения 2+2 (4 полосы для движения). Со стороны Рязани схема движения 2+2 (4 полосы для движения) до Загородной улицы и 1+1 (2 полосы для движения) после неё, в связи с чем на данном участке заторы стали обыденностью.

Путепровод в 2013 году. 
Источник: http://m-road62.ru/
Путепровод в 2013 году. Источник: http://m-road62.ru/

Путепровод в деньгах

По данным из открытых источников, строительство путепровода обошлось в 250 млн. руб.

При этом на начальном этапе (с марта 2013 года) стоимость проезда составляла 15 руб. для легковых автомобилей и 30 руб. - для грузовых.

Стоимость проезда несколько раз повышалась, но в противовес инфляции была введена бесконтактная смарт-карта (БСК) - аналог транспондера в оболочке обычной банковской карты, а также изменилась градация транспортных средств.

По состоянию на 2022 год, стоимость проезда для легковых автомобилей составляет 25/35 руб. (в зависимости от наличия БСК), т.е. почти за 10 лет стоимость проезда для большинства водителей увеличилась на 66%-133%.

С большегрузами ситуация еще плачевнее. Если "нижняя" планка для машин высотой от 2,1 до 2,6 метров по БСК составляет 50 руб., т.е. также повысилась на 66%, то "верхняя" планка для водителей транспортных средств выстой более 2,6 м без смарт-карты сейчас составляет 120 руб. Напомню, изначально стоимость проезда составляла 30 руб., таким образом удорожание составило 300%.

Полная тарифная сетка стоимости проезда по мосту представлена ниже:

Тарифы на проезд по состоянию на 2022 год. 
Источник: https://www.ryazan.kp.ru/daily/27469/4678640/
Тарифы на проезд по состоянию на 2022 год. Источник: https://www.ryazan.kp.ru/daily/27469/4678640/

По данным финансовой отчетности за 2021 год, приведенной на портале audit-it.ru, выручка ЗАО "ИК РПД-Рязань" составила 91,7 млн. руб., чистая прибыль - 10,5 млн. руб. Аналогичные объемы выручки компания заявляла и в предыдущие года, не считая периодов, когда компания показывала существенные убытки.

Данные финансовой отчетности ЗАО "ИК РПД-Рязань" 
Источник: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/6234085177_zao-investitsionnaya-kompaniya-rpd-ryazan
Данные финансовой отчетности ЗАО "ИК РПД-Рязань" Источник: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/6234085177_zao-investitsionnaya-kompaniya-rpd-ryazan

Но даже если усреднить данные показатели и предположить, что среднегодовая выручка компании составляет 10 млн. руб. в год, то через 20 лет заявленной эксплуатации объекта, доходы компании составят только 200 млн. руб. против затраченных 250 млн. руб. Скорее всего в компании это понимают и имеют план действий по увеличению приносимой выручки, в том числе за счет роста тарифов.

Альтернативные пути

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 №257, платной дорогой может стать только при наличии бесплатной альтернативы. Инвесторы позаботились об этом и на официальном сайте разместили схему движения по альтернативным маршрутам с указанием расстояний.

Альтернативные пути движения в объезд платного путепровода. 
Источник: http://m-road62.ru/
Альтернативные пути движения в объезд платного путепровода. Источник: http://m-road62.ru/

С вариантами объезда платного моста вы можете ознакомиться здесь, от себя только скажу, что расстояние от п.1 на схеме выше до п.4 составляет 4195 м при движении через платный путепровод, и 9185 м через Куйбышевское шоссе (участок федеральной трассы М-5 "Урал"), т.е. перепробег составляет почти 5 км. С учетом пробок 5 км могут растянуться во времени на лишний час, и в таких условиях цена в 35 руб. за проезд кажется сущим пустяком.

Однако пользователи дороги недовольны ни уровнем сервиса, ни организацией альтернативных маршрутов -достаточно посмотреть отзывы на Яндексе, где рейтинг моста (а точнее пункта взимания платы на нем) равен 1.0.

Отзывы о пункте взимания платы на путепроводе. 
Источник. Яндекс. Карты
Отзывы о пункте взимания платы на путепроводе. Источник. Яндекс. Карты

Возможно, если эксплуатирующая организация решит проблему с вечными пробками на подходах к мосту и сможет улучшить систему сбора платы, довольных пользователей станет больше.

Заключение. Пилотный проект

Когда проект только анонсировался, часто в СМИ фигурировало словосочетание "пилотный проект". Подразумевалось, что Рязань станет первым, но не единственным городом с платным мостом.

По истечению 10 лет новых платных мостов на территории России так и не появилось, но не думайте, что об этой идее забыли! Напротив, идея платных мостов будоражит мысли, причем не только простых коммерсантов, но и представителей высших эшелонов власти. В первую очередь верхушкам интересно Подмосковье с его высокой интенсивностью движения и относительно развитой дорожной сетью - Наро-Фоминск, Ступино, Звенигород, Шатура и др.

Интерес к мостам понятен: не нужно тратиться на большой линейный объект, продумывать его инфраструктуру (вспомните отсутствие АЗС на М-11 "Нева"), морочиться с передачей массы земельных участков и т.д. При этом стоимость проезда будет даже выше чем по "обычной" платной дороге. Сейчас стоимость проезда по платным трассам (А-113 "ЦКАД", М-11 "Нева", М-12 "Восток") для легкового транспорта без транспордера составляет примерно 4-5 руб./км. Стоимость проезда по рязанскому путепроводу для легковушек без льгот составляет 35 руб. при примерной протяжённости 600 метров, т.е. 58 руб./км

Однако в настоящее время судьба данных проектов туманна - бюджетные деньги идут в совсем другом направлении, западные инвесторы ушли, а отечественные заняли выжидающую позицию в надежде на наступление более благоприятных времен.

* * *

Также читайте:

Дочитал до конца? Нажми "Подписаться" на канал и следи за новостями.

Тебе не тяжело, а автору приятно ;)